Несоответствие фундаментальных принципов развития преступности и правоохранительной системы
Сила криминального феномена определяется различием в характере и источниках эволюции преступности и государственных структур, осуществляющих разрушающее воздействие на нее. В процессе криминальной эволюции наиболее жизнеспособны криминальные структуры, ведущие беспощадную борьбу с противниками. В строгом соответствии с этой закономерностью во главе мафиозных структур всегда стоят люда энергичные, с установкой на бескомпромиссное противоборство всему, что представляет угрозу. Поражение возглавляемой ими преступной группы — гибель и для них. Таким образом, адекватность криминальных функционеров занимаемым ими должностям в мафиозных структурах — одно из условий выживаемости этих структур. И если мафиозный клан сформировался, выжил при утверждении в преступном мире и активно развивается, это значит, что глаза сообщества и его советники — люди незаурядные. Руководители боевых структур обладают значительным опытом и изрядными управленческими способностями. Появление на этих должностях случайных людей практически невозможно. Утрата их подчас трудновосполнима, и опыт показывает, что устранение этих фигур приводит к устойчивой дезорганизации мафиозного клана. Мафистский солдат отличается пониженной чувствительностью, безжалостностью, отсутствием нравственных барьеров. По этим критериям осуществляется отбор и специальная подготовка. Какой-либо протекционизм при назначении на ответственные должности исключен. Верность криминальным принципам и криминальному сообществу — источник силы преступного мира в целом, преступной организации и отдельного преступника.
Механизмы эволюции государственной службы значительно сложнее. Более жизнеспособен в этой сфере не тот, кто ведет бескомпромиссную борьбу, не тот, кто верен своей системе, но тот, кто отказывается от этой борьбы. Взяточник имеет больше шансов выжить и преуспеть, нежели поборник чести. Как заметил американский криминолог В. Рейсман: "Общей чертой социальных систем является неразрывный симбиоз контролирующих и контролируемых",1 в продвижении по служебной лестнице тот имеет болыце шансов, кто готов на компромиссы, не щепетилен в выборе средств (обычно эти лица не обременены ни совестью, ни интеллектом). Поэтому человеку бескомпромиссному, с чистыми помыслами, высокими нравственными идеалами и светлой головой достаточно трудно занять высокое место в антикриминальных структурах (а ведь лишь такое лицо может быть достойным противником мафистских "крестных отцов"). Так что в этой сфере мы наблюдаем тенденцию, диаметрально противоположную той, в соответствии с которой идет эволюция криминального мира: наиболее сильными и живучими оказываются те, кто отказывается вести бескомпромиссную борьбу с противником.
Укрепление государственных структур происходит не благодаря внутренней логике их развития, а вопреки ей. Источник этого укрепления находится не внутри системы (как это имеет место в криминальных структурах), а за ее пределами. Обычно таким источником оказывается государственный лидер. Появление такого лидера возможно лишь при осознании общественностью необходимости бескомпромиссной борьбы с криминальным миром.
Лидер, который берется укрепить антикриминальную систему, всегда рискует стать жертвой самой этой системы. Примером такой драматической развязки может служить печальная судьба братьев Джона и Роберта Кеннеди, которые бросили вызов организованной преступности. Напротив, руководивший в то время ФБР Д. Гувер, длительное время отказывавшийся признать очевидный факт (наличие организованной преступности в США), благополучно дожил до старости и пользуется репутацией ревностного борца с преступностью.
Мы видим, что механизм укрепления государственной системы воздействия на преступность имеет сложный опосредованный характер, элементами которого являются;
— осознание общественностью остроты криминальной проблемы;
— формирование механизмов выдвижения лидера, способного решить эти проблемы;
— приход к верховной власти человека, имеющего установку на бескомпромиссную борьбу с преступностью и адекватную концепцию этой деятельности, формирование
ям команды единомышленников антикриминальной направленности;
— укрепление государственной системы разрушающего воздействия на преступность;
— создание механизмов противодействия тенденция саморазложения этой системы.
Помимо этой глобальной закономерности противостояния общества и преступности можно выделить ряд механизмов, которые позволили мафии стать сильным антигосударственным транснациональным явлением. Неуязвимость организованной преступности вытекает из ряда ее особенностей, которые можно считать существенными свойствами этого феномена:
1. Сложная структурированность преступной организации, которая позволяет:
а) выделять различные аспекты преступной деятельности (помимо исполнения преступлений — планирование криминальных операций, выработка тактики преступных действий, обеспечение безопасности, сбор необходимой ин формации), что в свою очередь влечет высокий уровень преступной специализации и криминального мастерства.
Организованная преступность порождает весьма нетрадиционные аспекты криминальной активности: выработка долгосрочной стратегии преступной деятельности, формирование и внедрение в общественное сознание идеологии, благоприятствующей развитию преступности, лоббирование соответствующей правовой и экономической политики государства;
б) дистанцировать руководящую верхушку мафиозного клана от прикосновенности к исполнению преступлений.
2. Использование подкупа, угроз и убийств. Подкуп— угрозы—устранение можно считать своеобразным крими нальным открытием. Этот триединый метод (подобно трехгранному клинку) первоначально был главным орудием тай ных обществ. Орудием, которое позволяло небольшой группе людей противостоять целому государству и иногда даже одерживать над ним верх. Оно было взято на вооружение мафией и в настоящее время является основным средством обеспечения дисциплины мафистов, их абсолютной лояльности криминальной семье, безопасности организованных преступных групп, а также — способом достижения любой преступной цели.
3. Использование значительных финансовых средств в качестве инструмента преступной деятельности. Мафисты быстро усвоили нехитрую капиталистическую мудрость
Деньги делают деньги". Криминальные сверхприбыли позволяют представителям организованной преступности тратить огромные средства на подкуп должностных лиц, материальное, кадровое, идеологическое и политическое обеспечение преступной деятельности.
4. Интеграция преступных групп в преступное сообщество в рамках страны и в международном масштабе.
Зарубежный опыт показывает, что для эффективного противодействия организованной преступности необходимо запустить в действие механизм укрепления государственной системы разрушающего воздействия на преступность и создать социальные механизмы, которые позволили бы нейтрализовать преимущества организованной пр ступности, ее неуязвимость, приоритет темпоз эволюци мафии над темпами эволюции государственных антикри минальных структур.
Главным фактором успеха в противодействии организованной преступности является решимость и политическая воля главы исполнительной власти. Позитивные сдвиги J в этой области возможны лишь когда руководство соответствующим процессом и его всесторонним обеспечением берет в свои руки первое лицо. С мафией на Сицилии начали эффективно бороться лишь после того, как глава государства Муссолини принял соответствующее решение и активно включился в этот процесс. До этого все аналогичные попытки отдельных политических деятелей были лишь актами самопожертвования. Как только правая рука Муссолини в борьбе с мафией Цезарь Моро затронул интересы самого Муссолини (Моро стал разоблачать высших функционеров фашистской партии, приостановил деятельность фашистов на Сицилии и арестовал за руководство мафист-ской структурой главного сицилийского фашиста — депутата парламента Кукко), легендарный антимафист был отправлен в отставку, и борьба с мафией прекратилась.
Аналогичным образом широкомасштабные операции против колумбийской наркомафии начались лишь в январе 1978 г., сразу после того, как президентом страны стал Тур-бай, человек преисполненный решимости избавить родину от мафистского спрута. Немедленно после вступления в должность в первом же выступлении в качестве президента перед народом Турбай объявил мафии войну.
Пример Колумбии весьма показателен и поучителен — имеет смысл проанализировать колумбийскую ситуацию более детально. В 70-х гг. колумбийские мафисты физически устранили всех должностных лиц в государственном аппарате, которые воспротивились подкупу и пытались вести бескомпромиссную борьбу с наркобаронами. Немало представителей прессы, пытавшихся объективно освещать процессы криминализации страны, пало от рук мафистских убийц. Колумбия стала достаточно безопасным местом для развертывания деятельности кокаиновых картелей. Однако полностью уничтожить в народе тягу к справедливости невозможно, даже больное общество имеет немало здоровых сил. Обычно проблема заключается лишь в их объединении. В умении сплотить здоровые силы и сконцентрировать их для решительного удара заключается настоящее политическое искусство. В Колумбии бойцам справедливости удалось сплотиться, всколыхнуть общественное мнение и на волне антимафистских и патриотических настроений обеспечить избрание на пост президента не пораженного бациллами мафии, решительного и энергичного лидера. Без поддержки президента оздоровить Колумбию было бы невозможно. Только президент мог создать мощную систему органов противодействия организованной преступности в тотально коррумпированном колумбийском государстве. Колумбия была похожа на безнадежного больного, однако приход к власти представителя здоровых слоев общества позволил переструктурировать национальные силы, изменить приоритеты внутренней и внешней политики, развить здоровое национальное ядро, приостановить процесс деградации нации, пресечь разворовывание богатств страны и направить их на решение насущных государственных проблем. Турбай повел настоящую войну с наркомафией (использовались вооруженные силы, боевые отряды спецслужб, авиация и войска ПВО). Мафия ответила отчаянным сопротивлением, мафисты использовали современные средства ведения боевых действий, в том числе и авиацию. Немало военнослужащих и полицейских погибло в этой войне, жертвами мафистского террора пали неподкупные судьи, журналисты и даже высшие должностные лица государства. Война затянулась на многие годы. В ходе боевых действий были и успехи, и неудачи. На смену Тур-бага пришли новые президенты. Не все они были столь же решительны. Например, президент Бентакур пытался найти компромисс с мафистами. В 1985 г. по его указанию генеральный прокурор Колумбии Гомес встретился в Панаме с лидером колумбийской наркомафии Эскобаром (Эс-кобар пользовался покровительством панамского диктатора Норьеги). Об этом стало известно ЦРУ США, перегоЕор-ный процесс предали огласке, и Бектакур был вынужден сказаться от сотрудничества с мафией. Пришедший к власти в 1986 г. призидент Барко вновь оказался перед необходимостью проведения чистки правоохранительной системы, после чего удалось разгромить одно из крупнейших в Колумбии объединений наркомафии — Медельинский картель. Однако колумбийская мафия практически не пострадала от этого, сказалась системность в преступной деятельности мафистов. Южноколумбийский картель "Кали" взял под свой контроль производство кокаина в Медельине, захватил принадлежавшие медельинцам каналы поставки наркотиков за рубеж — и уровень преступного промысла практически не уменьшился.
Президент Гавириа постарался учесть эту способность мафии к самовозрождению и стал готовить уничтожение всей мафистской системы в стране. 7 августа 1990 г., сразу после избрания он начал формировать мощную систему государственного противодействия мафии. Были созданы специальные группы, включавшие представителей спецслужб и армейские подразделения. Надо отметить, что к этому времени в Колумбии был накоплен немалый опыт противостояния сообществу наркобаронов, президент и его единомышленники постарались учесть этот опыт в максимальной степени. Была проведена значительная предварительная работа, направленная на кадровое, правовое, материальное, информационное, организационное и боевое обеспечение войны с организованной преступностью, которая планировалась как акция системного разрушающего воздействия на колумбийскую мафию. Через несколько месяцев Гавириа начал войну. Она включала целую серию войсковых и специальных операций. Одновременно президент развернул мощную антимафистскую пропагандистскую кампанию и изменил приоритеты внешней политики (в войне с мафией он сделал ставку на национальные силы, а не на международную помощь). В предельном напряжении сил колумбийское общество выиграло это сражение. Победа далась нелегко и стоила жизни многим из тех, кто решился на противоборство с криминальным спрутом. В этой борьбе погиб даже руководивший боевыми операциями министр юстиции. 200 судей были убиты в результате террористических актов. Но бескомпромиссная и самоотверженная борьба здоровых сил общества против мафии завершилась успехом: в 1991 г. глава колумбийской организованной преступности Эскобар и семнадцать руководителей кокаиновых картелей сдались властям и были заключены в тюрьму. Пример Колумбии показал всему миру, что даже смертельно больное общество потенциально сильнее мафии (а ведь сообщество колумбийских наркобаронов — одно из самых сильных в мире). Политическая воля руководства и поддержка народа — залог успеха, стремление нации к самоочищению — вот главная тенденция, которую в соответствии с законом Ферри можно противопоставить процессу тотальной криминализации общества по мафистскому типу. Интересно, что разгул мафии по времени совпал с: периодом, когда Колумбия шла в фарватере американской' политики. США не только осуществляли координацию борьбы с организованной преступностью, но и узурпировали суверенное право государства на правосудие: колумбийских преступников выдавали США, где их судили американские судьи и где они отбывали наказание. Гавириа провел переоценку национальных приоритетов и прекратил практику вмешательства США во внутренние дела Колумбии. Через год, несмотря на прекращение американской помощи, мафия была практически разрушена, а "крестные отцы" оказались за решеткой. При этом, как выяснилось, глава криминальной конфедерации Эскобар располагал такими значительными материальными средствами (15 миллиардов долларов), что их было достаточно для покрытия всех внешних долгов Колумбии. К сожалению, в Колумбии не удалось создать механизма, препятствующего восстановлению мафии, проникновению ее из-за рубежа и возрождению местного кокаинового спрута. Оказалось, что удержать победу труднее, чем ее одержать: систему адекватных социальных и экономических мер колумбийское общество создать не смогло.
В процессе выдвижения на роль общенационального лидера человека с установками на бескомпромиссную борьбу с преступностью огромную роль играют средства массовой информации. В 30-х гг. на пост президента США претендовал чрезвычайный атторней Т. Дьюи, который сумел одержать ряд частных побед над американской организованной преступностью (в 1936 г. он упрятал за решетку одного из руководителей "Коза Ностры" гангстера Лючиано — того приговорили к 50 годам тюрьмы за торговлю "живым товаром"). Однако общество не знало о тем, что такое "Коза Ностра", проблема мафии была в то время "десятой" проблемой для американцев. Дьюи не был избран президентом, с Лючиано стали сотрудничать государственные чиновники, и гангстер скоро оказался на свободе. В начале 60-х по стопам Дьюи пошел Генеральный атторней Джон Кеннеди. Первые шаги Кеннеди в борьбе с организованной преступностью были весьма успешны. Осенью 1963 г. вся Америк; следила по телевидению за процессом над "Коза Нострой" которую разоблачил Джозеф Валачи. Поняв, что такое мафиозный монстр, американское общество содрогнулось от перспектив тотальной криминализации — и Джон Кеннеди был избран президентом, а его брат Роберт стал Генеральным атторнеем.
Интересно, что первыми смертельную опасность, скрывающуюся в росте антимафистских настроений в обществе, почувствовали сами представители преступного мира. Пункт, девятый устава "Коза Ностры" содержал установки на связь с общественностью и предусматривал принятие превентивных мер во избежание антимафизации общественного мнения.
Таким образом, схема создания эффективного государственного механизма разрушающего воздействия на организованную преступность в демократическом государстве такова:
1) объединение здоровых сил общества (и в Колумбии, ив США, и в Италии все начиналось с относительно не большой группы, в которую наряду с политиками входил, работники правоохранительных органов и журналисты);
2) информационный взрыв и резкая антимафизаци. общественного мнения;
3) на волне антимафистских настроений избрание лидером государства представителя здоровых сил общества.
В тоталитарном обществе действует иной механиз Принцип "кто не с нами — тот против нас", лежащий основе тоталитарного общества, исключает наличие значительных очагов инакомыслия и независимости. В таком государстве мафисты либо становятся государственными новниками, либо "сходят со сцены". В тоталитарном обществе функционируют эффективные механизмы разрушаю, щего воздействия на преступность, ибо без них не мож быть тоталитаризма. К сожалению, помимо преступност тоталитарное государство постепенно разрушает и сам общество, и отдельного человека.
Система разрушающего воздействия на организованную преступность лишь тогда сможет функционировать эффективно, если ей удастся нейтрализовать защитные механизмы мафии. В достижении этой цели в ряде зарубежных государств накоплен определенный опыт.
Сила мафии в ее организованности, наличии криминальной стратегии, специализации преступников. Успех в противодействии ей невозможен без государственной стратегии, сконструированной в соответствии с принципом упреждения. В США эта стратегия была сформулирована в 60-х гг., и на ее основе была разработана соответствующая федеральная программа. Эта стратегия неоднократно пересматривалась в 70-х и 80-х гг. (в основном в направлении расширения масштабов и интенсивности борьбы с преступной конфедерацией, включая и зарубежные мафиозные кланы). В 1992 г. президент США Д. Буш своим указом утвердил "Национальную стратегию контроля наркотиков", в которой особый акцент был сделан на принцип системности в разрушении международной сети организованной преступности. В соответствии с этой стратегией правоохранительные органы нацеливались на раскрытие маршрутов контрабанды, определение их самых уязвимых мест, установление главарей наркомафии, систем связи, источников финансирования и мест хранения денежных средств и затем — разрушение всей этой системы путем одновременного удара. Идея сетевого контроля организованной преступности с последующим арестом руководителей и членов всех 24 семей итало-американской мафии возникла в США еще в начале 70-х. Однако при сохранении демократического правосудия осуществить ее было весьма затруднительно. В 1970 г. в США был принят "Закон о контроле организованной преступности", который несколько упрощал процедуру привлечения к уголовной ответственности членов преступного синдиката. Но требования к доказанности факта преступной деятельности оставались достаточно жесткими. Отказ же от системы правосудия, гарантирующей максимум объективности, мог обернуться для общества последствиями более драматичными, чем развитие мафии. Даже после создания солидной правовой, кадровой и материальной базы разрушить организованную преступность методом сетевых арестов не удалось. В период с 1981 г. по 1985 г. в отношении "крестных отцов" 17 из 24 семей итало-американской мафии были вынесены приговоры о лишении свободы. Однако уровень криминала не снизился, поскольку начались опасные процессы укрупнения мафистских организаций. На американской криминальной сцене появились представители еврейской, японской, китайской, вьетнамской, латиноамериканской и, наконец, "красной" мафии (выходцев из бывшего СССР).1 Тем не менее метод сетевого контроля (выявления всех лиц, причастных к организованной преступности) с перспективой одновременного разрушающего удара по всей криминальной сети остается весьма популярным во многих странах. В Канаде, например, создан специальный банк информации, где собираются сведения о всех гражданах, в отношении которых имеются данные о причастности к организованной преступности, терроризму, торговле наркотиками.2
Первые же столкновения с криминальными кланами показали: чтобы победить мафию, необходимо переиграть ее интеллектуально. В США были созданы аналитические структуры, которые на основе постоянного отслеживания и изучения преступной деятельности стали прогнозировать перспективы ее развития, выявлять наиболее уязвимые стороны организованной преступности. По инициативе Р. Рейгана была создана Национальная комиссия по изучению деятельности организованных групп преступников и выработке рекомендаций по национальной стратегии борьбы с организованной преступностью.
Серьезное внимание стало уделяться развитию антикриминальной идеологии и соответствующей контрпропаганды. В 1986 г. Р. Рейган обратился к нации с призывом объединения усилий для противостояния криминальному спруту. Он заявил: "Американцы осознают, что страна оказалась пораженной организованной преступностью. Развитие преступного бизнеса привело страну к кризису. С подобным злом необходимо покончить. Именно на этом следует сосредоточить совместные усилия людей различных по-1 литических убеждений".3
Преступной специализации и криминальному мастерству мафии было противопоставлено мастерство специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Для этих подразделений требовались храбрецы, их оказалось немало в Америке. Еще в 60-х гг., в условиях, когда коррумпированная полиция штатов практически устранилась от борьбы с организованной преступностью, очень хорошо зарекомендовали себя специализированные ударные силы федеральной полиции. Эти группы численностью двадцать человек и более включали представителей различных федеральных ведомств. Создание таких объединений решало сразу несколько задач: они были своеобразными островками твердой почвы в зыбком болоте коррумпированных правоохранительных органов. Их разноведомственный состав (помимо полицейских, туда входили представители отделения информации службы внутренних доходов, таможенного управления, федерального бюро по борьбе с распространением наркотиков, секретной службы министерства труда, отделения министерства финансов по налоговому обложению и даже почтовые инспекторы) оказался оптимальной формой взаимодействия этих ведомств и интеграции в едином центре имевшей значение для борьбы с преступниками информации различных госструктур. Ударные силы направлялись в Детройт, Чикаго и другие города, оказавшиеся во власти организованной преступности. За два года они арестовали больше лидеров криминального мира, чем полиция штатов и ФБР за 12 лет.1 В 1967 г. было создано 12 таких групп, в 1980 г. — еще 26. В борьбу с организованной преступностью активно включились агенты ФБР. Это ведомство обладало огромными информационными и техническими возможностями. В 1979 г. в ФБР было 6 млн. досье на преступников и лиц, оказавшихся в сфере внимания агентов, бюро располагало дактилокартами 172 млн. человек. 7797 следственносыскных агентов занимались оперативной разработкой преступных групп в различных штатах. Агенты ФБР располагали великолепной подслушивающей аппаратурой, которая позволяла им получать немало ценной информации, однако до принятия соответствующего законодательства использовать эти материалы как доказательства обвинения в суде было нельзя. Сотрудники ФБР, работая на грани возможного, провели немало разоблачений криминальных боссов и коррумпированных чиновников, однако и потери в их рядах были велики: за период с 1974 г. по 1980 г. ФБР потеряло 800 агентов.
Постепенно стали блокироваться социальные сферы, которые в соответствии с научными прогнозами могли оказаться наиболее перспективным полем деятельности оргаыизованных преступных групп. Например, наибольший ущерб нью-йоркской мафии был нанесен не облавами ц перестрелками, а созданием государственной строительной компании, которая существенно потеснила контролировавшийся мафией строительный бизнес крупнейшего города США. Под контролем нью-йоркской мафии находились все сделки, заключавшиеся частными строительными компаниями на сумму от 500 тыс. до 100 млн. долларов. После создания государственной строительной компании все муниципальные заказы стали поступать ей, возможности торговать подрядами у мафии значительно уменьшились.
Шаг за шагом мафисты вытеснялись из определенных областей жизни американского общества. К числу приоритетных зон очищения от организованной преступности в США были отнесены вооруженные силы. В 60-х — 70-х гг. проникновение криминальных структур в военную среду США было значительным. Особенно преуспела в этом наркомафия. Некоторые армейские чины по совместительству стали распространителями наркотиков (во Вьетнаме они действовали практически открыто). Возникла реальная угроза неадекватного использования оружия массового поражения наркоманами. Почти 4 тыс. военнослужащих, имевших доступ к ядерному оружию, были отстранены от исполнения своих обязанностей за употребеление наркотиков.
Хищения оружия с воинских складов существенно укрепили боевую мощь организованной преступности. В эти годы торговля армейским оружием стала одним из наиболее доходных видов криминального бизнеса. "Крестные отцы" стали всерьез подумывать о возможности захвата атомного оружия, и такие попытки имели место в США. Аналогичные процессы проходили и в других странах. В 1980 г. преступники в Италии захватили две ракетные установки. В конце 70-х гг. произошел всплеск ядерного терроризма: возросло число нападений на склады и базы ядерного оружия, в ноябре 1979 г. преступники предприняли попытку захватить атомную электростанцию в Швейцарии. Реальностью стало изготовление преступниками кустарной атомной бомбы. Мир ужаснулся, когда эксперты пришли к выводу, что при наличии исходных материалов группа из 5—6 человек за полгода может изготовить примитивную атомную бомбу.3 Призрак криминального варианта Хиросимы стал угрожать человечеству.
Отвергнутые американским обществом ветераны Вьетнама, в совершенстве овладевшие искусством убивать, стада резервной армией организованной преступности. США оказались перед угрозой криминализации армии, которая в свою очередь грозила тотальной криминализацией общества. Этот процесс ставил под сомнение не только безопасность, но и государственность США, и для его пресечения была выделена огромная часть национальных ресурсов (лучшие кадры в плане интеллекта и организаторских способностей, весьма значительные финансовые средства). Антикриминальные меры дали положительный результат, и вооруженные силы превратились в зону, закрытую для мафии. Более того, армия стала играть одну из главных ролей в процессе разрушающего воздействия на организованную преступность.
Для того, чтобы нейтрализовать основной прием защиты мафистской элиты — дистанцирование "крестных отцов" от исполнения преступлений — в практике борьбы с организованной преступностью применялись различные методы. Первоначально спецслужбы пользовались традиционными приемами — проникновение в ряды мафии агентов и вербовка осведомителей из числа ущемленных в чем-то мафистов, что позволяло получать свидетельские показания и против боссов. Этот прием использовали в США в1 1963 г. при разоблачении лидеров "Коза Ностры". В 80-х гг' в Палермо (на родине мафии) было осуждено 305 мафистов, включая главарей преступного мира (основным свидетелем обвинения был некто Бушетта, возмущенный жестокостью своих собратьев по преступному миру, убивших почти всех его близких родственников). Итальянское законодательство предусматривает ряд гарантий безопасности и материального благополучия для раскаявшихся мафистов, выступивших на судебном процессе в качестве свидетелей обвинения главарей и членов преступных кланов. К числу таких гарантий относятся: право раскаявшихся преступников и членов их семей на пластическую операцию, на эмиграцию, на материальное обеспечение в период эмиграции. Некоторые члены мафии получали от государства больше привилегий и материальных благ, нежели от преступной деятельности. Арестованные мафисты оказались перед выбором: молчать и до конца жизни сидеть за решеткой или нарушить обет молчания и начать новую жизнь. Результаты незамедлили сказаться. 1200 мафистов стали. Давать показания против своих сообщников. В результате многолетнего процесса против итальянской мафии в тюрьмах оказалось 20 тыс. дельцов преступного мира и коррумпированных чиновников (причем итальянское правосудие одержало одну из самых внушительных побед — за сотрудничество с мафией был арестован бывший премьерэ министр Джулио Андреотти).1
Одним из основных способов сбора данных о преступлениях лидеров преступного мира является постоянное отслеживание различных сторон их деятельности (и кримвд нальной практики, и частной жизни). Это позволяет вьы явить уязвимые места в их поведении. Оказалось, что мафисты такие же люди, как все (напомню, что еще в 1947 американские исследователи И. Валерстайн и К. Вайл установили, что преступления совершают практически взрослые люди). Иногда и с "крестными отцами" случаются "оплошности", и они делают неверные шаги: время от времени совершают самые заурядные преступления (убийства, нападения, хранение наркотиков, пользуются оружие без соответствующего разрешения и уклоняются от уплаты налогов). Именно за неуплату налогов был арестован осужден к 10 годам лишения свободы известный лидер преступного мира Америки Альфонс Капоне. По аналогичному обвинению был арестован в 1993 г. один из лидеров высшей мафии Японии — Канэмару.2 Арест за незаконное хранение огнестрельного оружия — также одно из главных оснований лишения свободы деятелей японского криминальногс сообщества "Бориокудан". Спецслужбы США такой возможности практически лишены.
Первый крупный шаг в направлении тотального контроля был сделан в США принятием в 1968 г. комплексного закона "О контроле над преступностью и безопасности на улицах". Этот закон регламентировал телефонное прослушивание и подслушивание разговоров с помощью установленных в помещениях микрофонов. Однако этот закон оказался неработающим в части прослушивания, поскольку в нем не было предусмотрено права тайного проникновения агентов ФБР в помещения для установки аппаратуры прослушивания. Исключением оказался штат Нью-Джерси — там законодательное собрание штата приняло соответствующий закон. Пользуясь предоставленной возможностью агенты ФБР в Нью-Джерси привлекли к уголовной ответственности нескольких региональных лидеров организованной преступности. Было очевидно, что
Прослушивание, использование записей переговоров руководителей преступного мира между собой и фиксация тайных указаний о совершении преступлений являются мощным оружием спецслужб в разоблачении криминальных боссов. В 1979 г. Верховный суд США признал законным и полностью соответствующим конституции США тайное проникновение агентов ФБР в помещения частного лица для установления электронной аппаратуры прослушивания. Это резко расширило возможности спецслужб, у них появились преимущества, воспользовавшись которыми ФБР уже в 1979 г. арестовало 628 функционеров организованной преступности и 73 коррумпированных должностных лица госаппарата (все они были осуждены).2 Успех американцев побудил перенять их опыт ряд государств. Например, в Италии аналогичный закон, наделяющий спецслужбы правом установки подслушивающих устройств, был принят в 1982 г.
Борьба с "крестными отцами" мафии поставила на повестку дня необходимость криминализации самой деятельности по руководству преступной организацией и членству в ней. Эти факты было легче доказывать, чем соучастие в конкретном преступлении. Но пока они не были запрещены уголовным законом, криминальным авторитетам удавалось уходить от ответственности. В ходе одного из процессов над лидерами преступного мира, те избрали оригинальную тактику защиты: признали, что состояли в мафии. Их адвокат Самуэль Доусон заявил: "Простое членство какого-либо лица в мафии не означает, что это лицо совершило преступление".3 Для того, чтобы лишить мафистов такой гарантии безнаказанности, во многих странах создание и участие в преступных организациях мафистско-го (рэкетирского) типа было криминализировано. В США первые шаги в этом направлении были сделаны в 1978 г. принятием положения "О находящихся под влиянием рэкета и бесчестно функционирующих организациях" (сокращенно его иногда называют RICO, этот акт вошел составной частью в закон 1970 г. "О контроле над организованной преступностью"). RICO объявил незаконным руководство предприятием, занимающимся рэкетирской деятельностью (причем под рэкетом в США понимается не только вымогательство, но и широкий спектр незаконной деятельности — совершение 2 каких-либо преступлений из 32, предусмотренных законодательством США в течение десятилетнего периода). В 1978 г. было криминализовано создание преступных объединений в Западной Германии.1 Наиболее четко этот вопрос был решен в Италии, внесением следующей поправки в ст. 416 УК: "Когда не менее трех лиц объединяются с целью совершения преступлений, то те, кто способствует или создает, или организует такое объединение, наказываются только за это на срок от 3 до 7 лет. Участие в таком объединении наказывается лишением свободы на epos от 1 года до 5 лет. Руководители подлежат тому же наказанию, что и организаторы. Если участники объединения перемещаются с оружием по сельской местности или общественным дорогам, то назначается наказание от 5 до 15 лет. Наказание увеличивается, если число участников объединения равно 10 или более лиц".
Профилактика подкупа должностных лиц — одно из наиболее сложных направлений борьбы с организованной преступностью. Подкуп проводится в двух основных направлениях:
— подкуп представителей правосудия для обеспечевия безнаказанности;
—подкуп государственных чиновников и парламентариев для лоббирования промафистской государственной политики.
На попытки мафистов тотально коррумпировать весь чиновничий аппарат и представителей правосудия (а на эти нужды мафия выделяет около 1/3 своих неисчислимых преступных доходов) спецслужбы и полиция ответили расширением практики тайных форм работы, таких как провокация взятки; подстрекательство и использование подставных лиц для вовлечения в преступную деятельность субъектов, находящихся под подозрением; использование агентурной информации и подслушивания, пассивного и активного целевого тайного наблюдения. Плотный электронный контроль за ответственными чиновниками, отелей живание их связей и прослушивание разговоров сущее венно затрудняют подкуп и облегчают разоблачение. Одна из форм тотального контроля за чиновничеством стал жест кий анализ соответствия их законных доходов и расходов должностное лицо обязано обосн