Фрейдовская концепция воздействия на преступность
Сам Фрейд попыток анализа феномена преступного поведения практически не предпринимал. Исключением можно считать его письмо А. Эйнштейну. 30 июля 1932 г. к 3. Фрейду обратился А. Эйнштейн, который как представитель Лиги Наций накануне Второй мировой войны запросил известного ученого, не может ли тот дать каких-либо рекомендаций по устранению агрессивности людей, по организации управления психическим развитием человека таким образом, чтобы его как можно лучше научить противостоять психозу ненависти и разрушения.
Ответное письмо представляет значительный интерес, как научный, так и практический. Прежде всего творец психоанализа весьма скептически оценил возможности применения этого метода за пределами медицины. Однако он попытался поставить на службу решению непростой проблемы гуманизации человечества некоторые положения своей теории. Ученый популярно изложил суть инстинкта смерти, о котором впервые упомянул в 1920 г. в работе "По ту сторону принципа удовольствия", и на основе этого инстинкта раскрыл истоки человеческой агрессивности. В частности он писал: "Вы выражаете удивление по поводу того, что так легко заставить людей с энтузиазмом относиться к войне, и присовокупляете сюда подозрение, что в них действует нечто — может быть, инстинкт ненависти и разрушения, который идет навстречу усилиям разжигателей войны. И здесь вновь я могу выразить только полное согласие. Мы верим в существование инстинкта такого рода и фактически в течение последних нескольких лет были заняты изучением его проявлений... В соответствии с нашей гипотезой человеческие инстинкты бывают двух видов: те, что стремятся сохранять и объединять, — которые мы называем "эротическими".„ и те, которые направлены к тому, чтобы разрушать и убивать, и которые мы объединяем в качестве агрессивного или разрушительного инстинкта. Как Вы понимаете, это фактически не более чем теоретическое выяснение всемирно известного противопоставления Любви и Ненависти..."1
По мысли 3. Фрейда, инстинкт смерти "функционирует в каждом живом существе и старается привести его к гибели, сводя жизнь до первоначального состояния неодушевленной материи... Инстинкт смерти тогда превращается в инстинкт разрушения, когда с помощью специальных органов он направляется вовне, на объекты. Живое существо сохраняет свою собственную жизнь, так сказать, разрушая чужую... Если эти силы обращены на разрушение во внешнем мире, живое существо получает облегчение, а последствия будут благотворными. Это послужило бы биологическим оправданием всем безобразным и опасным стремлениям, против которых мы боремся. Нужно отметить, что они находятся ближе к природе, чем каше неприятие их, которому еще нужно найти объяснение...
Для нашей непосредственной цели из того, что было сказано, вытекает уже многое: пытаться избавиться от агрессивных склонностей людей бесполезно. Нам говорят, что в некоторых счастливых районах земли, где природа в изобилии дает все, что требуется человеку, существуют расы, чья жизнь проходит в спокойствии, и где не ведают ни принуждения, ни агрессивности. Я едва ли могу поверить в это..."1
И в заключение ученый дает достаточно сдержанную рекомендацию: "Не возникает вопроса о полном избавлении от человеческих агрессивных импульсов: достаточно попытаться изменить их направление до той степени, что им не придется искать своего выражения в войне... Все, что питает рост культуры, работает против войны".2
Рассуждения 3. Фрейда о возможностях ограничения агрессизности мы находим в его работе "Неудовлетворенность культурой", в которой он критикует наиболее распространенное представление о связи агрессивности с материальной неудовлетворенностью. Материальные различия — не более чем повод для проявления глубинного человеческого влечения. Ученый уверен, что при полном удовлетворении материальных запросов людей их агрессивность не исчезнет, она останется практически на том же уровне, а поводом для ее проявления будут другие факты социальной жизни, например, сексуальные конфликты. Он уверен, что, даже если бы обществу удалось найти какой-либо способ удовлетворить все сексуальные запросы всех людей, агрессивность найдет другой повод для своего проявления. При этом на основе исторического анализа он делает интересный вывод: "Не следует преуменьшать преимущество небольшого культурного круга, дающего выход инстинкту, в предоставлении враждебного отношения к внестоящим. Всегда можно связать любовью большое количество людей, если только останутся и такие, на которых можно будет направлять агрессию".3 Вражда соседей позволяет сохранять сплоченность внутри каждого из враждующих лагерей. Таким образом, по мнению знаменитого психоаналитика, вывод агрессивности за пределы сообщества — один из способов избавиться от проявлений агрессивности между членами этого сообщества.
Вообще, 3. Фрейд не видел иного способа воздействия на агрессивную природу людей помимо принуждения в их воспитании, запрета на мышление, применения насилия вплоть до кровопролития, создания у людей определенных иллюзий. Однако указанные меры он оценивал как неприемлемые с точки зрения их гуманности, и именно это удерживало его от прикосновенности к экспериментам в данной области.1
По поводу марксистской концепции изменения социальной системы в целях воздействия на преступность он писал следующее: "Коренное изменение социального строя имеет мало шансов на успех до тех пор, пока новые открытия не увеличат нашу власть над силами природы и тем самым не облегчат удовлетворение наших потребностей. Лишь тогда станет возможным то, что новый общественный строй не только покончит с материальной нуждой масс, но и услышит культурные притязания отдельного человека. С трудностями, которые доставляет необузданность человеческой природы любому виду социального общежития, мы, наверное, должны будем и тогда еще очень долго бороться".2 Как видим, 3. Фрейд является пессимистом во всем, что касается создания бесконфликтного общества. Тем не менее его вклад в область познания межличностных взаимоотношений несомненно значителен.