Китайская система воздействия на преступность

Менее гуманна, но не менее эффективна система воздействия на преступность в Китайской Народной Республике. Исследование таких систем, которые в ущерб гуманности приводят к серьезному успеху в противостоянии преступности, имеет научную и практическую ценность в связи с тем, что их трансформация может проходить как в сторону антигуманизма (этот процесс мы можем наблюдать, например, в Ираке), так и в сторону существенной гуманизации. Прошедшая после второй мировой войны под знаменем демократизации и обеспечения прав человека трансформация социальной ситуации в Японии на базе сохранения позитивных национальных традиций дала весьма значительные положительные результаты. Аналогичные перемены не исключены и в КНР (определенные тенденции в сторону гуманизации общественной жизни Китая сейчас стали вполне очевидными). Процесс этой трансформации интересен еще и тем, что он происходит постепенно, без значительных потерь национальных богатств, спада в экономике и социальной сфере. Все это выгодно отличает реформаторские социальные процессы в китайском обществе, от реформ в нашей стране. Этот аспект китайского опыта может иметь особую ценность для нас.

Ядром системы воздействия на преступность является общественно-политическая структура китайского общества основанная на социально-экономическом равенстве, всеобщей занятости и материальной обеспеченности (по минимальному уровню удовлетворения потребностей). Такой подход отвечает менталитету китайцев, выработанному в течение тысячелетий, — достаточно скромный образ жизни можно считать атрибутом китайского общественного сознания.

Весьма существенные факторы воздействия на преступность в КНР — китайская идеология и пропагандист-ско-воспитательная политика. Ее принципиальными установками являются формирование у граждан с раннего детства беззаветной преданности родине, безграничной веры в политических лидеров, их мудрость и граничащую с божественным провидением правильность проводимой ими политики, справедливость установленного в стране порядка. К китам воспитательной доктрины Срединного государства традиционно относятся воспитание аскетизма и скромности, формирование не только умения, но и потребности подчиняться, поддерживать установленный порядок. Конечно, далеко не у всех китайцев удается сформировать такие качества (отсюда и 1,1 млн. заключенных), но абсолютное большинство представителей великой нации обладают указанными достоинствами.

Мощный пропагандистский аппарат позволяет привлекать широкие массы к решению общенациональных проблем. К числу таковых с конца 80-х гг. стали относить и избавление от преступности. Когда в развитии криминальных процессов наметились тревожные тенденции, в стране развернулась общегосударственная кампания против роста преступности. Вообще, проведение широкомасштабных кампаний — один из основных методов руководства обществом в КНР, наиболее любимый китайскими руководителями способ оказания действенного влияния на развитие различных социальных процессов, в том числе и криминальных.1 Практика таких кампаний имеет и положительные и отрицательные стороны. Термин "кампанейщина" давно уже стал нарицательным. Обычно кампанейщина ассоциируется с поверхностным подходом к тем или иным вопросам, шумной имитацией решения серьезных проблем. Однако практика общенациональных кампаний далеко не всегда может быть оценена отрицательно, поскольку позволяет мобилизовать практически всю нацию на решение серьезных проблем, интегрировать деятельность различных государственных и общественных органов, сконцентрировать национальны усилия на самом актуальном и сделать ощутимый рывок вперед. Немаловажную роль играет и пропагандистски эффект общенациональных кампаний они способствую сплочению нации, повышают авторитет государственно руководства. Китайская практика широкомасштабных кампаний (при том, что она формально подвергается критике взята на вооружение во многих странах мира (к их числ можно отнести США, Японию и др.).

В 80-х гг. в Китае развернулась общенациональна, кампания против коррупции, которая сопровождалась до статочно жесткими репрессивными мерами: публичным процессами над взяточниками и публичным приведением исполнение смертных приговоров над ними, причем устрашения расстрелянных оставляли на улицах в течени! некоторого времени. Эта кампания имела определенные положительный результат, однако к концу 80-х проблем; коррупции вновь стала актуальной. В августе 1991 г. китайское правительство объявило, что оно продолжает борьб; против коррупции, вызванной "пагубным влиянием идеологии эксплуататорских классов". Одновременно было заявлено об ужесточении борьбы с незаконным распрострат пением наркотиков.1

Конец 80-х в КНР ознаменовался значительным ростом преступности. Если в 1987 г. было зарегистрирована лишь 570 тыс. преступлений, то в 1988 г. — уже 827 тыс. 1989 г. преступность выросла более чем вдвое — зарегистрировано 1 млн. 971 тыс. преступлений, а в 1990 г. преступность перевалила двухмиллионный рубеж — 2 млн. 216 тыс; Коэффициент преступности с 1987 г. возрос почти в 4 раза; в 1987 г. он составлял 540/100 000, в 1990 — 2000/100 000/ Криминологические исследования общественного мнени среди китайцев показали, что лишь 31% населения оценивает уровень безопасности как высокий, столько же — как удовлетворительный, значительная доля китайцев неудовлетворена состоянием правопорядка и личной безопасности.3 Директор Центра изучения молодежной преступности, при Китайском университете политических наук и права Гау Ксянг объяснил этот рост переменами, происходящими в трех важнейших областях социальной жизни Китая: государствеиной политике, экономике и культуре.1 Дают себя знать и интенсивные процессы урбанизации в Китае. Числокрупных городов (с населением свыше 1 млн. человек) за десятилетие возросло вдвое: с 13 (в 1978 г.) до 25 (в 1987 г.). Соответственно традиционные методы социального контроля стали работать менее эффективно. Попытки противопоставить этому процессу полицейские меры (регистрацию населения, административные аресты лиц, не имеющих разрешения на жительство, и т. п.) особого успеха не имели.2 К началу 90-х в КНР стала ощущаться потребность в смещении приоритетов в работе народной милиции. Были проведены некоторые реформы. Цели полицейской деятельности сместились с преступников на наиболее криминогенные регионы. Этому способствовали проведенные в КНР криминологические исследования, которые показали, что 40% всех преступлений в Китае регистрируется в 11 наиболее неблагополучных городах, провинциях и автономных областях.3

В конце 80-х в китайском обществе значительно обострилась проблема молодежной преступности. Первые тревожные симптомы были отмечены еще в 70-х гг. Столкновения студенчества с вооруженными силами в июне 1989 г на площади Тяньанмынь дали мощный импульс развитию криминальной активности молодежи. Доля преступлений, совершенных молодежью в возрасте до 25 лет, в общей структуре китайской преступности составляет 75%. Среди лиц, отбывающих уголовное наказание в тюрьмах КНР, молодые люди составляют 45%.4

Одним из важнейших инструментов проведения государственной политики в КНР является семья. Почти так же, как в Древней Спарте, китайцам удалось обеспечить Достаточно всеобъемлющий контроль семейных отношений. Это позволило сделать первичную ячейку социальной жизни одним из главных элементов китайской системы воздействия на преступность. Китайцы извлекли уроки из ошибок прошлого, основанных на копировании сталинизма. "Прежде семья заключенного подвергалась гонениям. Теперь она стала инструментом пенитенциарной политики правительства". С помощью различных социальных механизмов китайскому государству удалось создать мощную систему влияния коллектива на отдельного индивида. Одним из таких механизмов можно считать китайскую практику "дозирования уважения и любви". Она основана на социальной природе человека, которая обуславливает потребности в одобрении. При утрате уважения и любви близких человек ощущает чувство неудовлетворенности. Идеологические меры направлены на значительное развитие этой потребности. На этой основе государство, контролируя семью и коллектив, становится способно дозировать уважение и любовь и дает их лишь тем, кто ведет себя соответственнс китайским социальным стандартам.2

Серьезные надежды на китайскую семью возлагаются в работе по предупреждению преступлений несовершеннолетних. Однако социальные перемены последних лет значительно ограничили возможности семьи как инструмента социального контроля. К числу основных причин неудач семьи в плане сдерживания молодежной преступности исследователи относят:

— низкий культурный уровень родителей (конфликт культур отцов и детей);

— неверные методы воспитания;

— неполная семья.3

В КНР не желают мириться с этими негативными процессами (уменьшением социальной значимости семьи, снижением ее авторитета среди молодежи). Для их нейтрализации принимаются идеологические, педагогические и экономические меры. Средства массовой информации, школьное воспитание, пропагандистские кампании пытаются восстановить былой авторитет старших. Для родителей организуют курсы по повышению педагогической грамотности — на этих курсах те изучают непростые формулы семейной педагогики, методы профилактики отчуждения между поколениями.

В борьбе с преступностью несовершеннолетних в Китае опираются на советский опыт и исследования наших ученых-криминологов. Например, весьма популярна в этой стране переведенная на китайский язык книга А. И. Долговой "Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних".1

В 1996 г. в Китае развернулась широкомасштабная кампания, в ходе которой центр борьбы за чистоту рядов китайских чиновников также переместился в семью. Кампания основывается на результатах опроса жен чиновников по вопросу о том, как лучше вести борьбу с коррупцией. Лозунг кампании — "Честная китайская женщина без колебаний разоблачит мужа-коррупционера". Эта кампания получила название "Три вопроса, одно обязательство". Организаторы кампании считают, что при правильном политическом подходе к вопросу о супружеской верности и повышении внутрисемейной бдительности женщина должна встречать мужа после работы такими вопросами: "Откуда у тебя деньги помимо зарплаты? Где ты взял такую дорогую вещь? Не нарушаешь ли ты инструкцию, обедая в ресторане?" Жена должна взять обязательство возвращать подарки, присланные ей от имени местных фирм, и сообщить по телефону о совершенных мужем правонарушениях.2 К средине 1996 г. чиновниками было сдано властям Китая ценных подарков на сумму более полумиллиона долларов, что рассматривалось китайскими руководителями как серьезный успех в борьбе со взяточничеством.

Воспитательная политика сочетается в Китае с весьма жесткими мерами воздействия на нарушителей. В ки-тае действуют Правила по вынесению административных наказаний за взяточничество и подкуп среди государственных служащих. Административным взысканиям подвергаются те, чьи установленные расходы превышают размеры среднего годового дохода представителя этой категории населения. Административному наказанию также подвергаются работники государственного аппарата, скрывающие свои зарубежные вклады на сумму более 5 тыс. юаней (чуть более 1 тыс. долларов). В отношении обладателей более значительных тайных сбережений возбуждаются уголовные преследования. В 1994 г. в Китае провели показательные судебные процессы над 5 тыс. взяточников, обязав всех чиновников присутствовать в залах заседаний. Китайский опыт борьбы с коррупцией показал, что, если правитель-

ство объявит войну взяточникам, невзирая на лица и чины, успех возможен.1

Административно-судебной и пенитенциарной системе отводится одна из главных ролей в воздействии на преступность. Вообще, идеология перевоспитания занимает доктрине правящей коммунистической партии ведуще место, а перевоспитание заключенных — составная часть этой доктрины. В основе доктрины принцип, в соответствии с которым каждого человека можно перевоспитать. Наказывая правонарушителей, китайское государство одновременно стремится изменить и их сущность. Вот почему в Китае, даже в отношении преступников, совершивших серьезные преступления, применение смертной казни — довольно редкое явление.

К основным видам уголовного наказания по УК КНР относятся: надзор, уголовный арест, срочное лишение сео-боды, бессрочное лишение свободы и смертная казнь (расстрел). Штраф, лишение политических прав и конфискация имущества являются дополнительными видами наказания, хотя они могут применяться и самостоятельно. К уголовным наказаниям УК КНР также относит публичное раскаяние, принесение извинения, возмещение ущерба, поднадзорный труд без лишения свободы и высылку из страны. Бессрочное лишение свободы может трансформироваться в срочное, если лицо исправилось в ходе отбывания уголовного наказания.2

Перевоспитание криминальных типов начинается уже в ходе предварительного следствия. Среди задач, стоящих перед китайскими следователями, организация эффектив кого воспитательного воздейстия на подследственных является едва ли не более важной, чем оперативное и объект тивиое расследование преступлений. После ареста обвиня емого или подозреваемого доставляют в следственный изолятор, где в тот же день арестованные в камере проводя общее собрание, на котором обсуждают проступок их ново го сокамерника, призывают его раскаяться и оказать помощь следствию. Вопрос об искренности выступающих на таких собраниях остается открытым, но большее количеств во осведомителей вынуждает заключенных выступать ак тивно и находить убедительные аргументы для перевоспитания товарища по несчастью, в противном случае тюремт ная администрация может принять достаточно жесткие меры.

Вообще, в арсенале тюремной администрации имеется широкий набор мер воздействия на заключенных: от физических пыток до усиленного трудового режима.1

В КНР насчитывается 680 исправительных заведений, которые делятся на три категории: 110 тюрем, 533 лагеря перевоспитания физическим трудом и 37 исправительных центров для молодых правонарушителей.2 Направление в трудовые лагеря и центры по перевоспитанию молодежи — это не уголовная, а административная санкция. Эта мера имеет целью принятие превентивных мер исправительного воздейстия на граждан, которые совершили правонарушения и данные о личности которых позволяют предположить, что они находятся на грани преступления. Правонарушители направляются в эти учреждения решением административной комиссии по ходатайству их семей или предприятия, где они работают, как правило, на 1—2 года (максимальный срок — 4 года). С тех пор как в Китае начали практиковать трудовое воспитание, в подобные учреждения ежегодно направляется в среднем 50 тыс. человек.3

Лозунг изменений пенитенциарной системы Китая — "Реформы через образование". В соответствии с этим направлением политики в 1980 г. в Китае впервые были опробованы учебно-трудовые школы, которые сразу же весьма" положительно зарекомендовали себя. Вот выдержка из заключения Государственной комиссии по образованию КНР: "Факты свидетельствуют, что китайская система учебно-трудового образования вполне эффективна в плане предупреждения преступлений, контроля и перевоспитания трудных подростков, совершивших правонарушения и преступления. С 1980 г. по 1987 г. эти школы закончили 30 тыс. трудных учеников. Практически все они встали на путь исправления и успешно продолжили обучение." В 1980 г. было создано 100 таких школ со штатом 3 тыс. учителей, рассчитанных на 6 тыс. учеников. Направление в такую школу дает комитет соседей по собственной инициативе, по представлению директора общеобразовательной школы, по заявлению соседей или родителей. Главная задача школы — трансформация ученика (обращение его из плохого в хорошего). Эта реабилитация — достаточно длительный процесс сроком в 2—3 года (по усмотрению администрации школы). В этой же школе проходят краткий курс обучения и родители (их готовят продолжать воспитание трудного подростка в правильном направлении после воз.4 вращения того домой). Источник финансирования указанных школ — труд подростков плюс взносы родителей (так что эта мера весьма экономична). По типовому распорядку! 24 часа в неделю ученики изучают различные учебные предметы, 12 часов в неделю — работают. Проживают они в закрытом лагере, где приобретают навыки коллективизма. Основной воспитательный метод, практикуемый в таких, школах, получил название "метода трех тестов". Суть его заключается в трехступенчатом подходе к реабилитации трудного ученика. В первый период (до двух недель) у учеников формируют навыки исполнять указания учителей, раскрывают сущность и общественную опасность совершенных ими проступков или преступлений. В течение второго периода акцент делается на психотерапевтические, методики: ученики анализируют свою личность, рассказывают учителям, кто и когда оказал на них дурное влияние, в чем оно выразилось, какие отрицательные качества в результате этого сформировались. Третий этап — основной. Ученикам раскрывают главные задачи, стоящие перед коллективом школы и перед каждым учеником, — избавиться от отрицательных качеств. 87% учеников успешно проходят эти три ступени в течение двух месяцев, 91% — в течение трех. Оставшееся время отводится формированию и закреплению социально полезных навыков. Криминальный рецидив после таких школ имеет место, но уровень его невысок: в первый год после выпуска — 1%, в течение второго года — 7%, в течение третьего — 5%.'

Вообще, низкий уровень рецидива можно отнести к уникальным достижениям китайской пенитенциарной системы — в течение многих лет он колеблется в пределах 6—8 процентов (в то время как в развитых странах этот показатель достигает 30 и даже 50 процентов).2

К числу непростых проблем относится проникновение организованной преступности в Китай, возрождение там кланов "Триад", уничтоженных социалистическим режимом. Организованное преступное сообщество в Китае до народной революции относилось к числу наиболее мощных развитых. Придя к власти, народное правительство уничтожило эту криминальную сеть в Китае, однако достаточно развитая сеть "Триад" продолжает функционировать за пределами КНР (на Филиппинах, в Гонконге, Таиланде, США и др. странах). Своеобразие режима на Тайване ("одно государство — две системы") облегчает развитие организованных форм преступности в Китае. Китайские криминальные дельцы восстанавливают международные связи, опираясь на китайскую диаспору в демократических государствах. Производство и контрабанда наркотиков постепенно начинают набирать обороты и в социалистическом Китае, вставшем на путь реформ. Например, 80% наркотиков в Австралию поставляется китайскими преступными группами.1

В мае 1996 г. руководство КПК предприняло широкомасштабную акцию по ликвидации возрождающейся сети организованной преступности — началась общенациональная кампания по пресечению убийств, грабежей, проституции и наркомании, незаконного владения оружием и боеприпасами. Органы общественной безопасности ликвидировали свыше ста крупных банд, изъяли несколько тысяч единиц огнестрельного оружия. "Решительный удар" — под таким кодовым названием проходила вся операция. Главная сила удара пришлась на южные провинции Гуандун и Юньнань, в наибольшей степени пораженные наркомафией. Там удалось ликвидировать несколько группировок (местных отделов транснациональной мафии), занимавшихся контрабандой и сбытом наркотиков. У пойманных с поличным преступников конфисковано свыше 600 кг героина (для Китая это значительный объем). Правоохранительные органы этих провинций выявили и ликвидировали свыше 170 публичных домов, начато расследование в отношении торговцев "живым товаром". Ряд преступников были приговорены к смертной казни.2

Чем большее воздействие на общественную жизнь определенной страны оказывает современная цивилизация (изрядно пропитанная всевозможными пороками), тем более неблагоприятно развиваются криминальные процессы. Реформирование китайского общества наряду с гуманизацией общественных отношений инициировало и процесс их криминализации. Пример Запада показывает, что рост криминала ведет к ограничению демократических свобод и прав человека. Поэтому риск возврата к политике "затягивания гаек" во избежание сползания в криминальную пропасть очень велик. Остается лишь надеяться, что на фоне достаточно стабильной политической обстановки в Китае удастся найти способ стабилизировать преступность, пресечь опасные процессы возрождения "Триад" и продолжить гуманизацию и демократизацию общественных отношений, не сдавая позиций в области воздействия на криминальный феномен.

Особенности систем воздействия на преступность виных государствах Азиатско-тихоокеанского региона

Очень похожа на китайскую система воздействия на преступность в Сезерной Корее. В противостоянии преступности в этой стране акцент делается на информационную обработку граждан на фоне достаточно жестких мер подавления инакомыслия. Мощная пропагандистская сеть (от электронных и печатных средств массовой информации до передвижных мегафонных установок) подобно паутине опутывает сознание всех граждан и уничтожает в зародыше мысли о преступлении. В арсенале корейских лидеров культ руководителя, единство взглядов, нетерпимость кинакомыслию, превентивные полицейские меры. Одним словом, Гунсунь Ян остался бы доволен такими учениками — его идеалы здесь живут и побеждают.

Не чужды корейским политикам и жесткие репрессивные меры: только за 5 месяцев с октября 1995 г. по март 1996 г. в Северной Корее было проведено более трехсот показательных смертных казней. Так новый корейский вождь. Ким Сен Ир продемонстрировал свою твердую руку.

Южная Корея недавно преподнесла всему миру урок принципиальности: двух высших должностных лиц, замаравших себя коррупцией и должностными злоупотреблениями, привлекли в этой стране к уголовной ответственности. В 1996 г. были арестованы такие одиозные фигуры, как Чон Дух Ван и Ро Де У. Эти несгибаемые вожди в бытность президентами и помыслить не могли о том, что за разбазаривание национальных богатств им придется отвечать. Однако еще до того, как предстать перед судом божьим, им пришлось обживать не очень уютные тюремные камеры. Лишь после ареста Ро Де У осознал свои ошибки, признался во всех злоупотреблениях и публично принес извинения корейскому народу. Чон Дух Вану такой шаг оказался не по силам. 26 августа 1986 г. Верховный Суд

Южной Кореи приговорил Чон Дух Вана к смертной казни, Fo Де У — к двадцати двум с половиной годам тюремного заключения. Одновременно с ними в качестве взяткодателей к тюремному заключению были приговорены крупнейшие корейские бизнесмены, среди которых оказался и руководитель всемирно известной фирмы "Самсунг".

Сингапурское общество сумело удачно сочетать демократическую политическую систему с тотальным полицейским контролем, опирающимся на технические средства. Особое внимание здесь уделяется профилактике правонарушений, которые нередко оказываются прологом к преступной стезе. Например, штраф в несколько тысяч долларов может быть наложен на тех, кто рискнет бросить мусор на тротуар или сломать ветку дерева. Специальные датчики (чутко реагирующие на пары аммиака) могут заблокировать малокультурного аборигена в лифте, если тот решит использовать его как туалет. По примеру княжества Монако вся территория Сингапура покрыта сетью видеокамер, что обеспечивает практически тотальное полицейское присутствие: представители правоохранительных органов бдительно следят за порядком и принимают оперативные меры по пресечению правонарушений и задержанию виновных.

Таиланд продемонстрировал миру оригинальный подход к перевоспитанию преступников и преодолению негативных тенденций их отчуждения от общества. Раз в год в этой стране в течение семи дней в тюрьмах проводится акция, получившая название "Открытые двери". В этот период заключенные могут неограниченно общаться с родственниками и близкими. Этот эксперимент проводится уже несколько лет, и, по отзывам специалистов, такая практика положительно влияет на фиксируемое в Таиланде снижение уровня рецидива.

Австралию можно считать экспериментальным полигоном для макромасштабной проверки теорий криминального наследования. Несколько столетий назад англичане облюбовали зтот материк для ссылки своих преступников. Одичавшие собаки, которых завезли в Австралию из Старого Света, образовали новую породу — динго. А вот из английских преступников новая порода человека (гомо криминал) не сформировалась. Более того, в плане преступности обстановка в современной Австралии куда более благоприятна, нежели в Соединенном Королевстве. Интересно, "то в австралийском городе Порт-Артур, который в прошлом веке был прибежищем для наиболее опасных преступников, сейчас практически не фиксируются преступления, местная каторжная тюрьма там превращена в музей (и серия убийств, совершенных там 28 апреля 1996 г. маньяком, была для портартурцев все равно, что гром среди ясного неба).

В Иране функционирует достаточно жесткая система социального контроля, основанная на исламской традиции. Закон шариата (мусульманские императивы, заменяющие уголовный и гражданский кодексы) суров, а религиозная нетерпимость и ревностная забота о чистоте души единоверцев позволяют компенсировать отсутствие телекамер — о всех проступках правоверных местный мулла узнает от представителей общины (соседей, сослуживцев и членов семьи). Традиционный метод профилактики социальных отклонений в Иране — репрессии за убеждения. На основе ислама может сформироваться очень жесткая и достаточно эффективная система социального контроля, и как результат — крайне низкий уровень преступности.2

На территории Афганистана, контролируемой религиозным движением "Талибан", полностью отменено гражданское судопроизводство. В этой части страны действуют исключительно средневековые нормы права — религиозные догмы (все тот же закон шариата). Талибы практикуют весьма суровые меры наказания преступников. За кражу отрубают руку, за грабеж — руку и ногу, изменившую своему супругу женщину родственники мужа забивают камнями. Экзекуции обычно проводятся на центральных площадях, где преступник, лишенный той или иной части тела, остается истекать кровью. Наказанный таким образом часто умирает от потери крови — к преступнику не отваживаются подойти даже его близкие. Нередко приговор религиозного суда приводят в исполнение родственники потерпевших. Вот зарисовка с натуры: "В пятницу в афганском городе Хост были казнены два человека. После молитвы на городской площади они были расстреляны родственниками своих жертв. Дур Мохаммад, обвиненный в убийстве своего двоюродного брата, обратился на площади с просьбой о помиловании, но его дядя, отец убитого, прервал покаянную речь выстрелом в голову племянника. За показательными казнями наблюдали 15 тыс. собравшихся жителей Хоста".3

Законы шариата применяются и в Саудовской Аравии, но значительно более гуманно. Например, если вору отрубают руку, то врач обрабатывает рану и оказывает прошедшему экзекуцию необходимую медицинскую помощь полного заживления травмированной части тела. Вообще в этой стране далеко не всех воров делают профессионально непригодными. Тех, кто задержан за мелкую кражу, обычно наказывают розгами публично. При повторном задержании можно остаться без руки. Убийство и распространение наркотиков карается отсечением головы. В Саудовской Аравии действует сухой закон. Лиц, замеченных в употреблении спиртного, публично наказывают розгами. Наказание розгами значительно мягче отсечения частей тела, но не так уж безобидно: нередки случаи, когда эта экзекуция заканчивается серьезными увечьями, и даже со смертельным исходом. Весьма распространено в Аравии краткосрочное лишение свободы (на срок от 6 до 20 дней). Например, задержанного за управление автомобилем в нетрезвом состоянии подвергают кратковременному тюремному заключению. Интересно, что если в автомобиле нетрезвого водителя были пассажиры — их также наказывают (подвергают штрафу). Так в этой стране стимулируют активность граждан в профилактике правонарушений.

Обострение внутриполитической обстановки в Ираке вынудило государственного лидера Саддама Хусейна ужесточить и без того весьма суровую систему воздействия на преступность. Достаточно отметить, что для устрашения своих оппонентов Хусейн приказывал бросать противников режима в бассейн с серной кислотой. Члены правящей партии обязаны регулярно патрулировать ночами по улицам Багдада и других городов для пресечения преступлений. Патруль вооружен автоматами Калашникова. С лицами, не подчинившимися патрулю, оказавшими сопротивление или пытающимися скрыться, там не церемонятся — соответствующие инструкции разрешают уничтожать их на месте. Планируя бомбардировать Израиль снарядами с отравляющими веществами, Саддам Хусейн заявил, что химическое оружие позволяет обеспечивать свою безопасность бедным странам, которым не по карману изготовление ядерного или высокоточного "гуманного" оружия. Таким же, вероятно, был ход его мысли, когда в Ираке вновь были введены телесные наказания: избиение палками до смерти, отрубание рук ворам, ног — дезертирам (в бедной стране лишь крайне жесткая система воздействия на преступность может быть эффективной). Однако пример Непала ставит под сомнение эту иракскую доктрину; для эффективного разрушения криминального феномена бедным государствам не обязательно прибегать к террору, который может оказаться ужаснее самой преступности.

Когда в 1975 г. 64 страны предоставили в ООН данные об уровне преступности, Непал оказался среди наиболее благополучных государств. Американская исследователь-; ница Фреда Адлер попыталась изучить причины столь низкого уровня преступности в этой горной стране. Главным элементом непальской системы сдерживания преступности^ является семейная община — род и клан.1 Королевство Непал — бедная страна, уровень доходов и материального, потребления непальцев очень низок. Низка и преступность. Причина этого заключается в относительном социальном равенстве. Конечно, далеко не все непальцы одинаково бедны. Однако патриархальный уклад жизни, замкнутость родовой жизни сельских общин в горных долинах формируют достаточно низкие стандарты потребления и относительно бесконфликтный образ жизни. Коммуникации и средства связи в стране развиты слабо, большинство сельских общин находится в естественной информационной блокаде, соответственно порокам развитых стран не удалось поразить непальскую молодежь. Сопоставление непальской и швейцарской систем воздействия на преступность показывает, что наиболее действенными элементами социального контроля являются семья и община небольшого населенного пункта. Если развитие культуры в стране идет по пути их разрушения, то никакие жесткие меры не спасут общество от неминуемого роста преступности. В этом смысле поиск путей защиты первичных ячеек общества от тлетворного влияния технократической цивилизации является одним из наиболее перспективных направлений криминологических исследований.

Наши рекомендации