IV. Российское право периода сословно-представительной монархии
Крупнейшим памятником русского феодального права, представляющим собой систематизацию всех основных отраслей права, является Соборное Уложение 1649 г. Его созданию предшествовала полоса острых социально-политических кризисов в Российском государстве. В 1648 г. в Москве вспыхнуло массовое восстание посадского населения. В этой сложной ситуации был созван Земский Собор, на котором была создана специальная комиссия во главе с князем Н.О. Одоевским. Проект Уложения целиком и по частям обсуждали члены Земского Собора «по палатам», т.е. по-сословно. В январе 1649 г. Земский Собор утвердил знаменитое Соборное Уложение. В апреле этого же года текст Уложения был напечатан и разослан в приказы и на места. Весь правовой материал был сведен в 25 глав и 967 статей. В структуре Уложения намечается разделением норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется.
Источниками Уложения стали Судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских Соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора), «Стоглав», литовское и византийское законодательство. Уже после 1649 г. в комплекс правовых норм Уложения вошли Новоуказные статьи о «разбоях и душегубстве»(1649 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г).
Несмотря на казуальность изложения, Соборное Уложение отличается высокой для своего времени юридической техникой. Оно начинается с обширной преамбулы, в которой провозглашается соответствие права церковным постановлениям и утверждается сословность суда. Соборное Уложение 1649 г. стало последним крупным правовым актом, основанном на религиозном понимании юридической действительности.
В Соборном Уложении определялся статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха. Прикрепление крестьян к земле (гл. XI , «суд о крестьянах»), посадская реформа, изменившая положение «белых слобод» (гл. XIX), перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях (гл. XVI, XVII), регламентация работы органов местного самоуправления (гл. XXI ), режим въезда и выезда (гл. VI) – все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований.
Кроме того, в Соборном Уложении отражена достаточно развитая для того времени система обязательств. Правда следует отметить, что не всегда точно определен статус субъектов обязательств из разных сословий. Большая часть статей Уложения посвящена уголовному праву. Особенно значительные изменения коснулись общих уголовно-правовых понятий и институтов.
Особый комплекс норм в Уложении составило судебное право, регламентировавшее организацию суда и процесса. Еще более явно, чем в Судебниках, происходит дифференциация судебного процесса на две формы: суд и розыск (гл. X). В дальнейшем развитие процессуального права отразилось в принятии Указа об отмене в судных делах очных ставок 1697 г.
Список литературы
Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. – Ростов-на-Дону, 1995.
Маньков, А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России / А.Г. Маньков. – Л., 1980.
Панеях, В.М. Холопство в первой половине XVII в. / В.М. Панеях. – Л., 1984.
Развитие русского права в XV – первой половине XVIII вв. – М., 1988.
Рогов, В.А. Уголовное право и карательная политика в Русском государстве XV-XVII вв. / В.А. Рогов. – М., 1990.
Рогов, В.А. Уголовное наказание и репрессии в России середины XV – середины XVII вв. / В.А. Рогов. – М., 1992.
Рогов, В.А. История уголовного права в XV – первой половине XVIII вв. / В.А. Рогов. – М., 1995.
Собственность в России: Средневековье и раннее новое время. – М., 2001.
Цатурова, М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. / М.К. Цатурова. – М., 1991.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ
ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 1649 г.[9]
(Извлечение)
Глава I
О БОГОХУЛЬНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ
А в ней 9 статей
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и Руской человек, возложить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников: и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма; и того богохульника обличив казнити, сжечь.
2. А будет какой безчинник, пришед в церковь Божию, во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст: и его изъимав и сыскав про него до пряма, что он так учинит, казнити смертию без всякия пощады.
3. А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное пение, вшед в церковь божию, учнет говорити непристойные речи патриарх, или митрополиту, или архиепискому и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.
8. А в церкви во время церковнаго пения, Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руссии, и великому господину Святейшему Иосифу Патриарху Московскому и всея Руссии, и Митрополитом и Архиепископом и Епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божий церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным Христианом подобает в церкви Божий стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.
9. А будет кто, забыв страх Божий, и презрев Царское повеление, учнет ему Государю, или Патриарху, или иным властем, в церкви Божий во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом: и того челобитчика за то вкинути в тюрьму, на сколько Государь укажет.
Глава II