Изучение норм права для осуществления претензионного производства
Правовая основа применения претензионного порядка урегулирования споров в Республике Беларусь закреплена в п.2 ст.10 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК), устанавливающем обязанность предъявления претензии до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, если иное не установлено законодательными актами либо договором.
В целях создания дополнительной гарантии лицам, чьи права и законные интересы нарушены, предусматривается, что со дня направления претензии до дня получения ответа на претензию либо истечения срока, установленного законодательством или договором для ответа, приостанавливается течение срока исковой давности (часть вторая п.3 ст.203 ГК).
Общий порядок претензионного урегулирования спора приведен в приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу РБ (далее - ХПК).
Статьи 159, 160, 162, 163 ХПК устанавливают необходимость указания о соблюдении претензионного порядка в иске, приложения к нему документов, подтверждающих его соблюдение, а также последствий неисполнения указанных требований.
Особенности применения претензионного порядка содержатся в п.9-17 постановления Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» (далее - постановление № 6).
Цели установления обязательного претензионного порядка следующие:
• возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях, и, как следствие, сохранение партнерских деловых отношений и связей;
• возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю;
• содействие пониманию и оценке сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;
• формирование доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полная подготовка к судебному разбирательству.
Не требуется соблюдение обязательного претензионного порядка:
1) в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в части первой ст.6 ХПК (часть четвертая ст.6 ХПК);
2) при обращении в экономический суд в порядке приказного производства (ст.220 ХПК);
3) в случае перехода из приказного в исковое производство в соответствии с частью четвертой ст.224 ХПК;
4) при предъявлении встречного иска (части первая, вторая ст.167 ХПК);
5) если исковые требования заявляет третье лицо (часть вторая ст.64 ХПК);
5) если стороны ходатайствуют о проведении примирительной процедуры;
6) по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом (ст.10 ГК);
7) если это предусмотрено договором (ст.10 ГК, п.1 приложения к ХПК);
8) в случаях, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор. Например:
- исключение участника из общества (часть третья ст.103 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII));
- признание сделки недействительной (ст.167 ГК);
- признание торгов недействительными (ст.419 ГК, п.5 ст.34 Кодекса Республики Беларусь о недрах);
- обжалование решения общего собрания участников хозяйственного общества (часть седьмая ст.45 Закона № 2020-XII);
- признание недействительной государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»);
- ликвидация юридических лиц (ГК, Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»);
- споры о нарушении преимущественного права покупки доли (п.3 ст.253 ГК);
- споры о нарушении преимущественного права покупки отчуждаемой доли (части доли) в уставном фонде общества (часть седьмая ст.98 Закона № 2020-XII);
- обращение взыскания на заложенное имущество (подп.1.3 п.1 Декрета Президента РБ от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества») и др.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, экономический суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка.
Законодательством не предусмотрены исключения в отношении соблюдения претензионного порядка по искам, предъявляемым юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), в отношении которых возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и (или) принято решение о ликвидации (прекращении деятельности). При подаче заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) должника соблюдение претензионного порядка законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) не предусмотрено (пп.16, 17 постановления № 6). |
2. Порядок подготовки и направления претензии
Составление претензии
Претензия составляется в произвольной форме, однако в обязательном порядке в ней указывается следующее:
• фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
• дата предъявления претензии;
• обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
• доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
• требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
• сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
• банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
• перечень документов, прилагаемых к претензии (п.2 приложения к ХПК).
В претензии можно указать срок, в течение которого необходимо выполнить обязательство.
Обратите внимание!
Этот срок не изменяет установленный месячный срок для ответа, по истечении которого можно обращаться в суд, однако его могут изменить стороны, указав новый срок в заключаемом между ними гражданско-правовом договоре или отдельном соглашении.
К претензии прилагаются копии документов, обосновывающих и подтверждающих предъявленные требования, либо выписки из них (если такие документы отсутствуют у контрагента).
Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем.