Вопрос №6. Понятие проступка. Административная ответственность. Порядок обжалования административной ответственности.

Проступки — это противоправные, общественно—опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления. (проф. В.В. Оксамытный)
Виды проступков:
1) дисциплинарные проступки;
2) административные проступки;
3) гражданско—правовые проступки;
4) конституционные проступки.
1) Дисциплинарный проступок — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред организации деликтоспособным субъектом.
Дисциплинарные проступки можно подразделить на:
1.1) трудовые проступки;
1.2) служебные проступки;
1.3) воинские проступки.

Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей(ст. 192 Трудового кодекса РФ).
Виды трудового дисциплинарного проступка:
а) не добросовестное исполнение обязанностей работника или работодателя, предусмотренных трудовым договором;
б) не соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации;
в) не соблюдение трудовой дисциплины;
г) не выполнение установленных норм труда;
д) не соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда;
е) не бережное отношение к имуществу работодателя и других работников;
ж) несообщение работника работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя
Служебные дисциплинарные проступки:
а) дисциплинарный проступок гражданского служащего;
б) дисциплинарный проступок прокурорского работника;
в) дисциплинарный проступок судьи.
Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего — этопротивоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Административный проступок — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Виды административных правонарушений:
1) противоправные деяния, посягающие на права граждан;
2) противоправные деяния, посягающие на здоровье, санитарно—эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
3) противоправные деяния в области охраны собственности;
4) противоправные деяния в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
5) противоправные деяния в области промышленности, строительстве и энергетике;
6) противоправные деяние в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
7) противоправные деяния на транспорте;
8) противоправные деяния в области дорожного движения;
9) противоправные деяния в области связи и информации;
10) противоправные деяния в области предпринимательской деятельности;
11) противоправные деяния в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
12) противоправные деяния в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
13) противоправные деяния, посягающие на институты государственной власти;
14) противоправные деяния в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
15) противоправные деяния против порядка управления;
16) противоправные деяния, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
17) противоправные деяния в области воинского учета.
Гражданско—правовые проступки — это противоправные деяния субъектов, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личными неимущественным отношениями (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба. (проф. РФС.Шабуров)
Виды гражданских правонарушений:
а) нарушения требований норм гражданского законодательства;
б) нарушения условий договора;
в) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 393, 397, 401 ГК РФ);
г) пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (ст. 395 ГК РФ);
д) причинение имущественного или личного неимущественного вреда личности.
Конституционные проступки— это противоправные, виновные деяния субъектов (органов публичной власти), наносящие вред государственно—правовому устройству и отношениям, выражающиеся в принятии решений несоответствующих или противоречащих требованиям норм конституции и конституционному законодательству.
Виды конституционных проступков:
1) конституционные проступки федеральных органов законодательной (представительной) государственной власти;
2) конституционные проступки президента государства;
3) конституционные проступки федеральных органов исполнительной власти;
4) конституционные проступки законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федерации;
5) конституционные проступки высших должностных лиц субъектов федерации;
6) конституционные проступки исполнительных органов государственной власти субъектов федерации;
7) конституционные проступки представительных органов муниципальных образований;
8) конституционные проступки глав муниципальных образований;
9) конституционные проступки исполнительных органов муниципальных образований.





Административная ответственность — это применение государствен­ными органами, должностными лицами и представителями власти уста­новленных государством мер административного воздействия к гражда­нам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воз­действия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспита­нию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки.

1. Административная ответственность регулируется КоАП, Тамо­женным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответст­венности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. В целях полной кодифика­ции нормативно—правовой базы в этой области подготовлен проект нового КоАП.

Согласно действующему законодательству, устанавливать админи­стративную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции — органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства и администрация субъектов Федерации), а при стихийных бедствиях и эпидемиях—также и органы местного самоуправления. Путем издания правовых норм ими опреде­ляются основания ответственности, процедура рассмотрения дел о пра­вонарушениях, меры, которые могут применяться к нарушителям, и порядок реализации этих мер. Совокупность таких материальных и процессуальных норм и регулируемых ими отношений образует право­вой институт административной ответственности, который представ­ляет собой важнейшую часть административного права, подобно тому значению, которое имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях права.

Согласно ст. 72 Конституции, административное и административ­но—процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области уста­новления и реализации ответственности за административные право­нарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не раз­решен.

Необходимо также иметь в виду, что административную ответствен­ность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

2. Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заклю­чается в основании ответственности. Для привлечения к администра­тивной ответственности необходимо наличие состава административ­ного проступка, РФ РФ Совокупности специфических признаков, по кото­рым проводится отличие административного проступка от преступле­ния, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызыва­ющих последствия имущественного характера.

3. Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица — предприятия, учрежде­ния, организации. Государственные служащие несут административ­ную ответственность по общим правилам, наравне с остальными граж­данами России.

4. За совершение административного правонарушения применяют­ся административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной от­ветственности характерно и наличие специфических оснований, усло­вий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взыска­ний другими мерами воздействия (мерами общественного воздейст­вия, иными мерами).

5. В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения под­чиненности, при административной ответственности таких отноше­ний нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) испол­нительной власти, местного самоуправления, а также судами и миро­выми судьями.

6. Административной ответственности присущ особый процессу­альный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судеб­ным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содер­жит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

7. Имеются также особенности наложения и действия администра­тивных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы нало­жения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответст­венность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

8. Присущ особый процессуальный порядок применения ответственности.

9. Особенности наложения административных взысканий, общие принципы их наложения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности, порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

Наши рекомендации