Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации.

Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов — отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор с тем, чтобы Конституция Российской Федерации и иные законы точно и единообразно соблюдались и исполнялись всеми органами, должностными лицами и организациями, а правовые акты, издаваемые органами и должностными лицами, соответствовали Конституции Российской Федерации и иным законам. Задачи прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов закреплены в Законе о прокуратуре, ведомственных нормативных актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и заключаются в: • принятии мер по предупреждению нарушений закона; • принятии мер по выявлению и устранению нарушений закона; • установлении причин и условий, способствующих нарушениям закона; • установлении лиц, допустивших нарушения законов; • принятии мер по привлечению виновных к установленной законом ответственности. Задачи прокурорского надзора обеспечивают точное и неукоснительное исполнение законов поднадзорными органами, их должностными лицами и организациями.

Правовую основу осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов составляют: Закон о прокуратуре (ст. 21—25); приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 (в ред. приказа от 10 февраля 2012 г. № 46) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; от 9 июня 2009 г. № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах»; от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму»; от 19 ноября 2009 г. № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности»; от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»; от 19 января 2010 г. № II «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; от 15 мая 2010 г. № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции; от 15 июля 2011 г. № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре включает:

(1) соблюдение Конституции РФ

(2) соблюдение исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации;

(3) соблюдение соответствия законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Пределы прокурорского надзора определяют границы его осуществления и обеспечивают единство надзорной деятельности. Важно понимать, что прокуратура является федеральной централизованной системой органов, реализующих в общегосударственном масштабе надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Ни о каких иных актах меньшей юридической силы законодательство о прокуратуре упоминаний не содержит. Правда, не упоминаются в Законе о прокуратуре и международные нормы и принципы, и международные договоры, но, они, по существу, приравнены к законам, а в случае коллизии за ними признается приоритет перед законами Российской Федерации.

57. Задачи, содержание, объект и предмет надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов. Пределы прокурорского надзора. Полномочия прокурора. Меры прокурорского реагирования.

Задачи: обеспечение точного и неукоснительного исполнение законов поднадзорными органами, их должностными лицами и организациями; обеспечение единства законности

Объект надзора за исполнением законов являются органы, их должностные лица, организации и учреждения.

Это -ФОИВ, СК РФ, представительными (законодательными) и исполнит.и органами субъектов РФ, ОМС, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерч и НКО а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

. Например:1)федеральные министерства (Министерство юстиции РФ, Министерство образования). 2)федеральные службы (Федеральная таможенная служба, Служба внешней разведки);

4)представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (думы, законодательные собрания.

Предмет:

1) соблюдение Конституции РФ поднадзорными органами и должностными лицами;

2) исполнение законов поднадзорными органами и должностными лицами ;

3) соответствие закону издаваемых органами и должностными лицами правовых актов.

Соблюдение Конституции РФ предполагает следование установленным запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми. Иными словами, соблюдение закона – это пассивное поведение объектов (субъектов) надзора.

Исполнение закона – активная деятельность объектов (субъектов) надзора но реализации содержащихся в нем предписаний. Оно выражается в виде действий или правовых актов, которые служат формами исполнения законов, охватывающими все области правоприменительной деятельности.

Пределы прокурорского надзора определяют границы его осуществления и обеспечивают единство надзорной деятельности.

Согласно Закону о прокуратуре прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных правовых актов объектами надзора не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы, а прокуроры не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.

Полномочия подразделяются на полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в установленные сроки и порядке, (ст 6 ФЗ); выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

3) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными, конкретными фактами (нарушениями законов). -> меры прокурорского реагирования:

1) Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении (постановление), требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

2) Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами

• освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

• опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

• вносит представление об устранении нарушений закона..

Наши рекомендации