Внутриорганизационные принципы деятельности прокуратуры.
В деятельности прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный, а также смешанный зонально-предметный принципы. В соответствии с этими принципами обычно осуществляется распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней.
Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между конкретными работниками по территориальным зонам.
В прокуратурах субъектов РФ в состав зоны в зависимости от объема работы включаются прокуратуры одного или нескольких районов и городов. Прокурор отдела (управления), за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенции прокурора субъекта РФ и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора, изучает в этих целях состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры.
Зональные прокуроры ведут и так называемые рабочие производства (наряды), в которых сосредотачиваются находящиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором его зоны, и данные о положительном опыте работы.
Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений, обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д.
Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется и предметный принцип. Термин «предметный принцип», по сути, происходит от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определение группы законов и нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Данный принцип преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.
В органах прокуратуры применяется предметно-зональный принцип организации работы, когда за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметы ведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.
Решение вопроса о распределении обязанностей в структурном подразделении органа прокуратуры в соответствии с зональным и предметным принципами оформляется письменным распоряжением соответствующего начальника подразделения. В распоряжении о распределении обязанностей могут быть указаны, кроме зон и приоритетных предметов ведения, также конкретные органы, объекты соответствующего уровня (областного, краевого, республиканского) уровня, надзор за исполнением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.
Эти вопросы находят отражение и в положениях о структурных подразделениях органов прокуратуры.
21. Понятие функций, видов и основных направлений деятельности российской прокуратуры.
Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, действия органов исполнения судебных решений и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции:
– надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и судебных инстанциях. Он уполномочен вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. При этом прокуроры не осуществляют надзор за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.
Функцией прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
Каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений (ст. 21, 26, 29, 32 Закона о прокуратуре). В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных подфункций имеют во многом общие по форме правовые средства (или акты): требование, протест, постановление, представление,которые при решении вопроса об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) получают конкретные форму и содержание.
При этом также следует учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции
Согласно Конституции Генеральный прокурор РФ нс является субъектом права законодательной инициативы. Положения ст. 9 Закона о прокуратуре отчасти компенсируют отсутствие такого права. Участвуя в правотворческой деятельности, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующие предложения об изменениях и дополнениях, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов.
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ в связи с обращениями Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представительных (законодательных) органов субъектов РФ и других компетентных органов регулярно дают заключения на проекты законов и других нормативных правовых актов.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 171 -ФЗ, прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу (Нэвельный) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупционных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении такого акта с предложением способа устранения выявленных коррупционных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.