Лекция 12. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Для изучения личности преступника в практических целях используются в основном те же источники и методы получения и обработки информации, которые применяются в целях анализа преступности и ее причин. Статистические карточки формы 2 «на лицо, совершившее преступление» и другие (например, ф. 1.2), соответствующие отчеты содержат сведения о поле, возрасте, гражданстве, образовании, социальном и должностном положении, прежних судимостях, характере, мотивах и целях преступных действий, роли в преступлении (исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник) и иных признаках личности преступников, а также о совершенных ими уголовно наказуемых деяниях. Статистически фиксируются данные о лицах, совершивших преступление в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, являющихся хроническими алкоголиками, наркоманами, токсикоманами.
Некоторые позиции статистических карточек и отчетов прямо или косвенно характеризуют социальную среду и конкретные жизненные ситуации, в которых оказались лица, совершившие преступления. Это, например, сведения о месте учебы, о принадлежности к лицам, не имеющим постоянного источника дохода, к местным жителям или иногородним, к беженцам и вынужденным мигрантам, о нелегальном проживании на данной территории, об отсутствии постоянного места жительства, коррумпированных, международных и межрегиональных связях и др.
Информация, содержащаяся в статистических карточках, характеризует личность преступника более чем по двумстам текстуальным и закодированным позициям. При этом так же, как и при анализе данных о зарегистрированных преступлениях, в целях расшифровки ряда сведений используются коды справочников, где для описания, например, социального положения преступника предусмотрено 22 признака должностного положения лиц, совершивших преступления, и потерпевших - 48 признаков. Всего в документах первичного учета содержится около 1500 признаков личности преступника.
За редкими исключениями, относящимися, например, к характеристике мотивации преступного поведения, информации о нравственно-психологических признаках личности преступника в материалах статистического учета не имеется. Этот пробел может быть восполнен путем анкетирования, интервьюирования, программированного изучения уголовных дел, других документов, применения психологического тестирования.
При анализе сведений о личности преступников рекомендуется по возможности использовать данные, относящиеся к так называемому контрольному ряду из числа законопослушных граждан. Это позволяет выявить имеющиеся «сдвиги» в структуре личности преступников, отклонения от нормы (или, по крайней мере, от усредненных значений) в их личностных и поведенческих характеристиках. Для этих же целей данные уголовно-статистического наблюдения могут сопоставляться с показателями экономической, демографической, социокультурной и других отраслей статистики.
Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов и прежде всего милиции попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений. Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.
1. О преступном и ином противоправном поведении(когда,
где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной
ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот пери
од).
2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное
противоправное поведение(что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).
3. О социально-демографических свойствах и ведущих от
ношениях личности(возраст, образование, семейное положение,
состав семьи, культурный уровень, специальность, трудовой опыт и
стаж, отношение к труду, к общепринятым ценностям, к исполнению общегражданских обязанностей, к семье, детям).
4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях
личности.При этом обращается внимание на развитие интеллекта
(уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта и направленность взглядов); черты характера (замкнутый или
общительный, эгоцентричный, легкомысленный, безответственный,
деятельный или пассивный, правдивый или лживый, мстительный,
жестокий, наглый, завистливый и т.д.); волевые качества (настойчивость, решительность, неорганизованность, способность подчинять себе других или легко поддаться чужому влиянию и др.), потребности и интересы (в самоактуализации, в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности, гипертрофированные физиологические потребности, склонности к чтению, занятию спор
том, техническому творчеству и т.д.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к употреблению спиртных
напитков или наркотиков, азартным играм, развратному образу
жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т.д.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, знание обычаев и нравов криминальной среды,
осведомленность о методах оперативно-розыскной деятельности и
т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, наркомания, психопатия, туберкулез, венерические болезни, ВИЧ-
инфекция, отклонения в сексуальной сфере).
5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении(характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-
психологический климат в трудовом коллективе, материальная
обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем окружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо позитивное влияние и т.п.).
Помимо упоминавшихся источников информации (уголовные дела и др.) для изучения личности правонарушителей, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, используются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, об административных и иных правонарушениях. При необходимости запрашиваются сведения с места работы и жительства, проводятся беседы с членами семьи правонарушителя, родственниками, соседями, сослуживцами.
Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирования индивидуального преступного поведения. Так же, как и при прогнозировании преступности, данный вид криминологического предвидения имеет вероятностный характер. Результатом индивидуального прогноза является предположение о той или иной степени вероятности совершения преступления конкретным лицом. Прогнозы индивидуального преступного поведения помогают определить круг лиц, в отношении которых требуется принятие мер предупреждения преступлений. Иными словами, с их помощью определяются криминологические основания для данного вида деятельности, ее направленность и содержание. Причем это касается лишь мер предупреждения, связанных с воспитательными воздействиями, оказанием социальной помощи и т.п. Какие-либо правовые ограничения, принудительные действия на основании одних лишь индивидуальных криминологических прогнозов осуществляться, разумеется, не могут.
Наряду с простейшими, интуитивными прогнозами предпринимаются попытки предвидения возможности совершения преступлений конкретными лицами на базе разного рода математических моделей, таблиц или матриц-факторов так называемых групп риска. При этом используются балльные оценки признаков личности и среды, возможности метода распознавания образов и другие исследовательские приемы[29].
Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности возврата на преступный путь ранее судимых лиц; прогноз первичного преступного поведения намного сложнее и не столь точён.
При прогнозировании преступного поведения используются классификации (типологии) личности преступника. Так, вероятность совершения преступлений лицами последовательно криминального типа практически стопроцентная (другое дело, что они далеко не всегда могут быть изобличены). Прогнозировать поведение лиц, относящихся к ситуативному, а тем более случайному типу преступников значительно труднее. Преступники ситуативно-криминального типа занимают в данном отношении как бы промежуточное положение. Сложность, однако, состоит в том, что отнесение преступника к той или иной классификационной группе - дело весьма непростое.
В целом проблема прогнозирования индивидуального преступного поведения еще нуждается в основательной разработке с привлечением достижений психологии, других наук. В частности, актуальной задачей является создание компактной модели прогноза, разработка пригодных для практики правил, процедур, способов ее применения.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие источники информации и методы используются для
изучения личности преступника в практической деятельности правоохранительных органов?
2. Какие сведения о личности преступника необходимы для
проведения индивидуально-профилактической работы?
3. Что понимается под прогнозированием индивидуального
преступного поведения?
Лекция 13. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЕЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ
Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко вглубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия преступности.
В частности, эту роль в той или иной степени играла любая система уголовного законодательства, которому изначально присуща цель так называемой общей превенции (независимо от того, провозглашена она в законе или нет). Постепенно пришло понимание того, что предупреждение преступности несет в себе большой социально позитивный потенциал и по ряду признаков выгодно отличается от других направлений борьбы с этим злом.
Отдельные фрагментарные высказывания на эту тему содержатся в трудах древних мыслителей. Так Платон говорил о законодательстве, которое должно отвращать людей от совершения преступлений. Аристотель подчеркивал значение борьбы с испорченными нравами, обычаями и привычками, противоречащими требованиям разума.
Идея предупреждения преступности получила вполне четкие формулировки у просветителей XVIII века. Автор знаменитого трактата «О духе законов» Монтескье отмечал, что «хороший законодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы». Эти мысли получили дальнейшее развитие в работах Беккариа, Вольтера, многих других мыслителей, включая отечественных. Например, А.Н. Радищев указывал, что «верховная власть многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть: 1-е - воспретительные, 2-е - побуждающие, 3-е - предупреждающие».
Положение о возможностях и роли предупреждения преступности в деле противостояния ей было воспринято марксистской социологией, теорией государства и права, на которых базировалась советская криминология.
В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
В юридической литературе часто говорится о системе предупреждения преступности[30]. Однако реальное состояние предупредительного «хозяйства» в современной России таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система (существовавшая в советское время) практически разрушена, а полноценной новой (соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабыми взаимодействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах) в данном контексте - в значительной мере дело будущего.
Вместе с тем, нельзя отрицать, что предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.
По признаку целеполагания (уровню) принято выделять общесоциальное (общее) и специально-криминологическое (специальное) предупреждение преступности. В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).
При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, детерминирующих преступность, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.
В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления и т.д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или контроль за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.д.
В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: 1) общегосударственные и относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные - это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации) применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.
По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными.
Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, - это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).
Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.
К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.
В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.
Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.
Типичный пример правовых (не только по форме, но и по содержанию) мер предупреждения преступности - применение норм уголовного закона с так называемой двойной превенцией (ст.ст. 115, 116, 117, 119, 150, 151,218,222, 223, 224, 225 УК РФ).
Необходимо отметить, что перечень мер предупреждения преступности, выделенных по рассматриваемому критерию, не может иметь исчерпывающего характера, - настолько сложно и многообразно оно по своему содержанию. Наряду с перечисленными можно, например, назвать предупредительные меры демографического, экологического, технического и иного характера. Известная специфика содержания мер предупреждения преступности может быть обусловлена особенностями субъектов, объектов предупредительного воздействия и другими признаками.
По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этом используются два признака: во-первых, время, отдаляющее лицо от момента возможного совершения преступления; во-вторых, степень «социальной испорченности личности»[31]. Формально логически такое деление возможно, но оно «размыто», отличается неопределенностью указанных критериев.
Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение. Причем сразу следует оговориться, что это разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупреждению преступности. Иногда указанные термины (особенно «предупреждение-профилактика», «предупреждение-предотвращение») употребляются как синонимы. С позиций сугубо семантических определенные основания для этого имеются. Но наличие у преступности и отдельных преступлений сложного и, как правило, длительного генезиса, многообразие форм проявления криминальной активности (в виде не только непосредственно преступного, но и так называемого допреступного поведения) и, соответственно, широкий спектр разнообразных мер предупредительного воздействия на криминогенные факторы в зависимости от их развития по времени обусловливают необходимость четкого разграничения указанных понятий. Тем более, что оно уже фактически проводится - хотя не в законе, но иным путем, например в ведомственных нормативных актах.
В данном контексте профилактика - это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий, других детерминант преступлений.
Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем «разведку», начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т.д. Очевидно, что меры по недопущению в этих случаях преступлений будут существенно различаться (по субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы работников милиции, оказание помощи в трудоустройстве, лечении от алкоголизма, то во втором - предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.
Наконец, пресечение - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при продолжаемых, длящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по отвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).
Цель во всех случаях одна - не допустить совершения преступления либо его повторения.
С учетом специфики рассмотренных стадий должны решаться многие вопросы организации, стратегии и тактики предупреждения преступности: от специализации профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов, содержания и методики их обучения до выбора в каждом конкретном случае оптимальных, адекватных ситуации форм, средств, приемов предупредительного (т.е. профилактического, предотвращающего, пресекающего) воздействия.
Возможна дифференциация предупреждения преступности и по иным, кроме названных, основаниям, например: по признаку процессуальной урегулированности, степени радикальности, относимости к правоохранительной, контрольной и иным видам деятельности.
Предупреждение преступности осуществляется в соответствии с определенными принципами (исходными положениями, основополагающими идеями). К ним относятся: последовательно упреждающий характер, социально-экономическая и политическая обоснованность, законность, справедливость и гуманизм, демократизм, примат (приоритет) мер убеждения, социальной поддержки и помощи над мерами принуждения, комплексный подход и научность (научная обоснованность)[32].
Наряду с этими общими принципами применительно к отдельным направлениям предупредительной работы либо к деятельности ее отдельных субъектов выделяются частные (специальные) принципы. Так, предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помимо перечисленных, должно соответствовать принципам поддержки семьи и взаимодействия с нею; индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации; государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений; обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
В заключение о роли, социальной ценности предупреждения преступности в жизни общества. Оно представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере - это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет превышать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение предупреждения преступности.
2. Какие выделяются виды мер предупреждения преступности, по каким признакам это производится?
3. Раскройте соотношение понятий «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «пресечение» преступлений.
4. Перечислите принципы предупреждения преступности.
5.В чем состоит социальная ценность предупреждения преступности?