Лекция 7. ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Представления о причинах преступности в России (и СССР) за последние десятилетия претерпели значительные изменения. В 50-е годы доминирующей была точка зрения, согласно которой вообще отрицалось существование причин преступности в СССР. В дальнейшем наличие причинного комплекса преступности сомнению не подвергалось, и он стал интенсивно изучаться. При этом порой наблюдались крайности, которые сводились к чрезмерной социологизации причин и условий преступности при полном отрицании какой-либо детерминирующей роли иных, в частности биологических, факторов либо к непомерной психологизации причинного комплекса преступности.
Длительное время причины преступности в СССР рассматривались лишь как пережитки прошлого. Утверждалось, что в стране окончательно перестали действовать так называемые коренные социальные причины преступности, фатально предопределяющие становление множества людей на преступный путь (голод, нищета, безработица, беспризорность подростков и др.).
Наряду с теоретическими разработками к настоящему времени накоплен значительный эмпирический материал, характеризующий причинный комплекс (причины, условия, иные детерминанты) преступности в современной России. Его объективный анализ позволяет сделать, по крайней мере, два принципиально важных вывода. Во-первых, истоки, корни преступности не сводимы к какой-либо монопричине, будь то «пережитки» прошлого или дефекты психологии людей. Во-вторых, причинный комплекс преступности - это совокупность обстоятельств, не привносимых в общество откуда-то извне, а коренящихся в нем самом (включая историю его развития), в реально существующих общественных отношениях.
С учетом изложенного и исходя, прежде всего, из потребностей практики в изучении причинного комплекса преступности, целесообразно рассмотреть его в разрезе различных сфер (видов) общественных отношений. Среди последних и в криминологическом контексте роль исходных, базисных играют экономические и тесно связанные с ними распределительные отношения. Причем в качестве таковых они выступают не только применительно к экономической, имущественной преступности, что представляется достаточно очевидным, но и другим ее структурным элементам (разумеется, с определенными различиями в механизме причинно-следственных связей).
. В экономических отношениях реформируемой России возникло множество диспропорций, проявлений нестабильности, разных болезненных процессов, являющихся сильнодействующими криминогенными факторами. Причем плачевное состояние экономики имело свою историю, а значит и глубокие корни. К началу реформ (1992 г.) возможности административно-командной системы были практически исчерпаны, и экономика страны находилась в кризисном состоянии. Достаточно вспомнить тотальный дефицит основных товаров массового потребления, имевший, как известно, разнообразные криминогенные проявления и последствия. К сожалению,: при такой ущербной «стартовой площадке» были избраны далеко не« лучшие варианты реформирования экономических отношений.
Базисные, коренные преобразования, требовавшие тщательной подготовки, продуманной стратегии и тактики, с самого начала приняли по существу аварийно-спасательный характер, стали осуществляться поспешно, импульсивно, зачастую по методу латания дыр. Неоправданные надежды возлагались на возможности саморегуляции рынка. Положение усугублялось некритическим заимствованием в ряде случаев зарубежных моделей реформирования экономических отношений и структур без учета специфики российской действительности. Это не могло не повлечь при проведении кардинальных преобразований серьезных просчетов и ошибок, многие из! которых обладают сильным криминогенным потенциалом. Начиная! с 1992 г., инвестиции в экономику страны сократились более чем в $\ раз. По темпам сокращения валового внутреннего продукта Россия! уже в 1993 г. опередила США времен «великой депрессии»[12], которая, как известно, дала беспрецедентный всплеск преступности, в том числе организованной. Форсированные темпы разгосударствления и приватизации, принижение роли государства в регулировании экономических процессов, утрата им ряда жизненно важных для бюджета монополий, безбрежная, на грани вседозволенности свобода торговли в начале реформ создали благоприятную почву для неконтролируемого криминализированного бизнеса и антиобщественного сотрудничества чиновников и частного сектора.
Притязания и интересы криминальной среды устремились, прежде всего, в сферу экономики, где возникли огромные возможности для противоправного обогащения, безнаказанного паразитирования на трудностях и издержках экономических реформ. Скоротечная либерализация экономической деятельности, передача государственной и общественной собственности в частные руки нередко по необоснованно заниженной стоимости, при отсутствии надежного механизма контроля и защиты от преступных посягательств создали благоприятные условия для внедрения в экономику откровенно криминальных элементов, бесконтрольного распоряжения национальными богатствами со стороны коррумпированного чиновничества.
Это способствовало образованию и укреплению в сфере экономики криминализированных структур и организованных преступных сообществ, которые постепенно распространили свое влияние на ключевые отрасли хозяйственной деятельности, прежде всего финансово-кредитную систему и фондовый рынок, инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность, в сферу оборота валютных ценностей, добывающие и другие особо прибыльные отрасли хозяйства. В результате поток доходов и жизненных благ был переадресован в сторону криминальных элементов. Как показывают социологические опросы, 41 % граждан убеждены, что в России люди становятся богатыми исключительно за счет «воровства, разграбления: страны». Одновременно на «злоупотребления служебные положением, взятки, коррупцию» как источник обогащения указали 40% опрошенных, на «жульничество, обман» - 39% (Институт социологии парламентаризма - ИСП, 1997 г.). Огромный ущерб национальным интересам наносит нелегальный вывоз капитала за границу, подпитывающий преступность, особенно организованную.
На преступность мощное воздействие оказали и такие проявления системного кризиса экономики, как спад производства, массовые неплатежи, нарастание учтенной и скрытой безработицы.
Имеет значение и то, что само по себе становление рыночных отношений неизбежно порождает новые формы и виды преступности (компьютерные преступления, масштабные финансовые махинации так называемых пирамид, лжепредпринимательство и др.).
Необходимо отметить, что и нормальный, цивилизованный рынок обладает большим криминогенным потенциалом, подтверждением чему является стабильно высокий уровень преступности в экономически развитых странах Европы, США. По образному выражению И.И. Карпеца, «рыночные отношения изначально беременны преступностью», ибо они основаны на жесткой конкуренции, которая зачастую осуществляется отнюдь не джентльменскими способами; на запрограммированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, а значит, и люмпенизации значительной части населения; на резком имущественном расслоении людей[13].
Определенную криминогенную роль сыграло инерционное действие привычек и стереотипов поведения населения, возникших в условиях существовавшей десятилетиями социалистической (во; многом фактически ничейной собственности) и крайне ограниченного гражданского оборота. Большинство граждан оказались неподготовленными к активному включению в систему рыночных отношений, что, с одной стороны, обусловило их повышенную виктимность в новой обстановке, а с другой - стимулировало криминальное поведение.
Ограниченность экономических ресурсов для надлежащего обустройства государственных границ Российской Федерации явилась одним из условий, способствующих контрабанде оружия, транзиту наркотиков, другим криминальным проявлениям транснационального характера, включая международный терроризм.
Кризисные явления в экономике сыграли решающую роль в возникновении глубоких деформаций социальной сферы, многие из которых имеют выраженное криминогенное значение. При отсутствии последовательной социальной ориентированности реформ, особенно на их начальном этапе, произошло обнищание, люмпенизация и маргинализация значительной части населения, лишившегося прежних социальных гарантий и ничего не получившего взамен их. По данным социологических опросов, около 60% граждан считают, что они живут «бедно» либо «ниже уровня бедности». В условиях неправомерного обогащения других это привело к сильному имущественному расслоению, резкому социальному диспаритету, обладающим большим криминогенным потенциалом.
Противодействие преступности ослаблено из-за того, что в стране не сложилось развитого среднего класса как основы стабильного бытия и развития общества, носителя таких ценностей, как согласие, порядок и законность. Угрозу социальной стабильности общества представляет противостояние нуворишей, коррумпированных чиновников, с одной стороны, и людей, оказавшихся за чертой бедности, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, других лиц, выбитых из нормальной жизненной колеи, готовых утвердить себя в стихии нецивилизованного рынка любыми способами, включая противоправные - с другой. Последние не только подпитывают традиционную бытовую преступность, но и нередко включаются в состав организованных криминальных сообществ, где выполняют «черновую работу» (становятся киллерами, вышибалами долгов, распространителями наркотиков и т.п.).
Уровень законопослушания населения снизился в результате vневыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствие должной адресной поддержки социально незащищенных слоев, массовые невыплаты заработной платы, пенсий, пособий, сокращение бесплатной медицинской помощи и др.).
Материальная нужда, нищета с особой силой проявили себя в преступности несовершеннолетних. Подрыв экономической базы существования многих семей ослабил возможности социального контроля с их стороны, создания необходимых условий для воспитания детей, организации их образования и досуга, вовлечения в социально полезные занятия. Как массовое негативное явление, интенсивно продуцирующее преступность несовершеннолетних, возродилась беспризорность подростков.
При отсутствии взвешенной антиалкогольной политики государства усилилось криминогенное воздействие пьянства на социальную сферу.
В целом для общества переходного периода характерна повышенная социальная конфликтность и одновременно вакуум социального контроля, прежние формы и методы которого отвергнуты (порой без достаточных оснований), а новые контрольные механизмы еще действуют слабо или не созданы вовсе. Это открывает простор для действия причин и условий преступности, способствует ее росту, отягощению качественных характеристик.
В результате негативных явлений в сфере политических отношений возникла реальная угроза утраты государством действенного контроля за криминальной ситуацией в стране.
С началом реформ, обострением противоречий общественного развития и усилением социальной дезорганизации не было проявлено твердой политической воли в деле решительного противодействия преступности. Свобода стала часто трактоваться как вседозволенность. Получило широкое распространение заблуждение относительно того, что демократическое общественное устройство несовместимо с сильной, при необходимости жесткой государственной властью.
В первое десятилетие реформ произошло ослабление управляемости динамичными процессами в жизни общества. Государство вследствие противоречий между ветвями власти, проявлений национализма, сепаратизма, местничества утратило важные рычаги обеспечения единой законности и конституционного правопорядка. Не случайно в общественном сознании сложились представления о том, что государственную власть в стране реально осуществляют не народ, Президент, Федеральное Собрание, Правительство, органы местного самоуправления, а «криминальные структуры, мафия». Таково мнение 52% опрошенных граждан России (ИСП, 1997 г.).
Реформы своевременно не были обеспечены надежным правозащитным механизмом. Дело дошло до того, что отдельные политические деятели стали открыто высказываться за допустимость в условиях перехода к рынку наживы любым способом, включая взяточничество, другие явно противоправные деяния. Коррумпированность части государственного аппарата, низкий авторитет власти в глазах населения зачастую сводят на нет обращенные к гражданам призывы и требования о законопослушании. На состояние правопорядка оказали негативное воздействие издержки «романтического демократизма», попытки забегания вперед, насаждения в государственном строительстве некоторых идей, чуждых современной российской действительности. Так, при отсутствии необходимой законодательной базы реформ, существенных пробелах в правовой регламентации общественных отношений, ослаблении моральных регуляторов поведения отрицательную роль играло провозглашение и внедрение политико-юридического принципа: «разрешено все, что не запрещено законом». В то же время под влиянием некоторых конъюнктурно-идеологических постулатов государство ослабило свои воспитательные функции, что существенно снизило его антикриминогенный потенциал, лишило возможности эффективного упреждающего воздействия на преступность, ее причинный комплекс.
Очевидной является причинная связь с политикой, с политическими противоречиями и конфликтами относительно небольшой группы уголовно наказуемых деяний, относящихся к разряду преступлений, против основ конституционного строя и безопасности государства, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Частично преступления этой группы в прошлом небезосновательно назывались политическими и остаются таковыми, несмотря на всякого рода идеологические манипуляции. Необходимо отметить, что если рассматривать эти преступления не как юридические конструкции (составы), предусмотренные нормами закона, а как элемент социально-правовой реальности, то их за последнее время стало больше, что, конечно, не случайно и в первую очередь связано с издержками политики.
К политической сфере (а не социальной, как это иногда делается) должны быть отнесены причины, условия и другие детерминанты преступности, возникающей на почве межнациональных отношений (конфликтов). Национализм, пробудивший межнациональную вражду и ненависть, лозунг суверенизации, нередко доводившийся до абсурда, - это в сущности проявления политического экстремизма. Межнациональные конфликты могут быть первопричиной уже значительно более широкого круга преступлений: сугубо «политических» (например, вооруженных мятежей, диверсий); «околополитических» (например, бандитских, разбойных нападений, совершаемых вооруженными боевиками, участниками межнационального конфликта); общеуголовных, бытовых (например, краж, совершаемых беженцами, мигрантами, вынужденными покинуть свои дома и не имеющих легальных источников существования). Несмотря на то, что преступления этой группы в количественном отношении представляют собой уже массовое явление (пусть и относительно), они, равно как и сфера действия порождающих их причин, все же локализованы, ограничены в основном рамками очагов межнациональных конфликтов, путей передвижения и расселения лиц, пострадавших от них.
Гораздо более широкое криминогенное значение имели характерные для первого десятилетия реформ слабость власти, ее непоследовательность и плохая организация, отчуждение от народа, а главное «дурной пример», который показывали «государственные мужи», в том числе и некоторые высшие должностные лица своими корыстными притязаниями, циничным игнорированием требований закона, бесконечными скандалами криминального свойства. В этих условиях создавалось обширное неправовое пространство, вседозволенность становилась, по существу, нормой жизни и, как результат, возникала благодатная почва для воспроизводства преступности, практически всех ее видов и проявлений.
Именно глубокие деформации политической сферы в первую очередь способствовали тому, что страна по истечении первого десятилетия реформ оказалась на грани превращения в криминальное, криминально-олигархическое (по определению некоторых политиков) государство[14].
В духовно-нравственной сфере общества накопилось множество негативных явлений, отрицательно влияющих на состояние правопорядка, играющих роль сильно действующих субъективных причин и условий преступности.
Связь права с нравственностью, равно как и преступности с аморализмом, прослежена уже давно и по самым различным направлениям. Высокая нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность как на макроуровне (в масштабе всего общества, больших социальных групп), так и на микроуровне (личность, ее непосредственное окружение) интенсивно продуцирует ее.
Если ведущим жизненным ориентиром для людей становятся аморальные ценности, то даже в условиях материального благополучия легко срабатывают механизмы противоправного поведения.
Многие факты указывают на то, что нынешнее российское общество в своем духовно-нравственном состоянии и развитии переживает далеко не лучшие времена. Суть проблемы состоит прежде всего в том, что прежние нравственные ценности и ориентиры в значительной степени были отвергнуты (с сугубо криминологической точки зрения не столь важно заслуживали они того или нет), а новой прочной системы морального регулирования не создано, в результате чего образовались существенные пробелы морального регулирования, возник и соответственно получал все большее распространение феномен моральной безнормативности. Положение усугублялось тем, что освободившееся место заполнялось не только сомнительными суррогатами, но и откровенно аморальными «ценностями».
Декларируемая значимость общественного сознания, социально-психологического самочувствия россиян часто не получает надлежащей реализации в повседневной социальной практике. Между, тем без понимания современного нравственно-психологического состояния общества, переживающего духовный и идеологический кризис, любые мероприятия по противодействию преступности неэффективны.
В сознании значительной части людей стали преобладать элементарные потребности, мотивы физического выживания, сиюминутные интересы. Неуверенность в завтрашнем дне, ощущение перманентной угрозы благополучию, переживание ненадежности, а то и ущербности социального статуса, материального и служебного положения вызывало у многих людей состояние фрустрации, порождало социальную депрессию, апатию, пессимизм. Социально-психологическими исследованиями все чаще фиксировалась утрата смысла жизни в результате обманутых ожиданий, несбывшихся надежд, невыполненных обещаний. По данным Института социологии парламентаризма, почти 40% россиян тревожит их «социальное бесправие, беззащитность».
Произошли коренные изменения мировоззренческих установок, идеологических ориентации. Так, например, ранее осуждаемая частнособственническая психология превратилась в одобряемую и признанную систему взглядов и ценностей. Несоответствие экономического сознания, психологии и менталитета подавляющего большинства людей изменившейся экономической реальности зачастую приводит к неадекватному поведению и усугубляет социально-психологическую дезадаптацию.
Деформация ценностных ориентации у значительной части населения, особенно в подростково-молодежной среде, дошла до того, что признаются социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и даже преступного поведения (проституция, сводничество, уклонение от военной службы, вымогательство и др.). В глазах многих граждан перестали быть позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности, тунеядство, пьянство.
В обыденном сознании утрачивается ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности; распространились представления о возможности легко достигнуть благополучия обманным путем, спекулятивными операциями, участием в недобросовестных финансовых «играх», криминальном бизнесе.
Снижен престиж образованности, учености, профессионализма. Значительная часть населения отдает предпочтение легкодоступным видам деятельности, достижению успеха любой ценой.
Коммерциализация искусства, науки, культуры, лишившихся прежней государственной поддержки, сопровождалась снижением их качества. Подлинные духовные ценности нередко подменяются низкопробной продукцией.
Значительные слои российского общества в начале реформ воспринимали происходящее как национальный катаклизм. Сознание многих людей деформировалось, стало противоречивым, поскольку пыталось сочетать несовместимые стереотипы и установки. Накопление негативных эмоций, разносторонних раздражителей и стимулов порой достигало запредельного напряжения, угрожая криминальным срывом.
В ходе всероссийских опросов до 70% опрошенных указывают, что не чувствуют себя в безопасности на улицах, ощущают тревогу, беспокойство, переживают страх нападения. Наблюдается общее ожесточение нравов, деморализация межличностных отношений, усиление эгоцентризма и индивидуализма.
Возросло неверие в устойчивость государственных институтов, в стабильность власти, в ее способность обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, правопорядок, защиту прав и интересов граждан. Отмечается оживление политического, идеологического, национального, религиозного экстремизма, обострение межгруппового противостояния в борьбе за власть, собственность, средства массовой информации при социальной индифферентности значительной части граждан.
Оказались значительно обесцененными гуманистические ценности, нормы нравственности, справедливости, демократические принципы и идеалы.
Усилился правовой нигилизм, негативное отношение к праву, неверие в его возможность выступать эффективным регулятором общественных отношений.
Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы во многом обусловлены злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия, жестокости, «суперменства», культа наживы любой ценой, порнографии, тесная связь которых с преступностью давно известна. Нельзя сказать, что подобные антиценности - порождение российской действительности. Во многих странах рассматриваемые явления уже давно стали привычной повседневностью. Но в большинстве зарубежных государств они локализованы, введены в определенные рамки, строго ограничены во времени, в пространстве, по кругу лиц. В современной же России этим деформациям духовно-нравственной жизни по существу нет преград и границ: «секс-шоп» может располагаться в центре города, у правительственных зданий или рядом с детским садом, журналы «для мужчин» беспрепятственно распространяться в общеобразовательной школе, а проститутки настолько свободны, что избавлены от необходимости проходить медосмотры.
Определенное влияние на преступность, ее неблагоприятные количественные и качественные изменения оказали пробелы в законодательстве, недостатки правоприменительной, правоохранительной деятельности и другие негативные факторы правовой сферы.
Резкое обострение криминальной ситуации, которое в целом нетрудно было предвидеть, фактически застало реформируемое российское общество врасплох. Значимых упреждающих усилий, целостной взвешенной системы неотложных и последующих мер противодействия преступности, постепенно набиравшей силу, своевременно предпринято не было. Отказ от пропагандировавшихся ранее нереальных целей полной ликвидации преступности, окончательного искоренения ее причин и условий сопровождался другой крайностью - насаждением в обществе и даже в некоторых структурах власти капитулянтских настроений либо надуманных легковесных схем, исходящих из того, что само понятие борьбы с преступностью применительно к деятельности уголовной юстиции является «вульгарной идеей». Стало принижаться значение защиты публичного интереса как одной из важнейших задач правоохранительной деятельности, правосудие трактовалось как арена диалога между государством и личностью в их споре о праве по конкретным делам[15].
Без тщательной проработки, на основе оторванных от жизни умозрительных построений и некритического заимствования зарубежного опыта выдвигались ультрарадикальные предложения о введении суда присяжных с непомерно раздутой подсудностью, о свертывании функций прокуратуры, об упразднении доследственной проверки, дознания как особой формы расследования, о недопустимости использования в процессе доказывания оперативно-розыскных данных даже после их процессуального закрепления[16].
Подобные «новации», возможно, жизнеспособные в условиях состоявшегося, стабильного демократического общества, но в любом случае игнорирующие отечественный опыт организации правоохраны, специфику переходного периода, получили в определенной степени официальное признание, нашли отражение в законопроектных работах. Все это не могло не дезориентировать правоохранительную систему в период, когда преступность консолидировалась, вооружалась, технически оснащалась, становилась более агрессивной, завоевывала все новые позиции.
Долгое время оставалась не сформированной, даже в основных чертах, организационно-правовая база борьбы с преступностью. Так, только на третьем году радикальных реформ была принята федеральная программа борьбы с преступностью, оказавшаяся в значительной части не выполненной из-за недостаточного ресурсного обеспечения и по другим причинам.
При отсутствии продуманной концепции правовой реформы пробелы в правовом регулировании общественных отношений, охраняемых уголовным законом, восполнялись бессистемно, без четкой стратегии и иерархии общественно значимых приоритетов, нередко под давлением узкогрупповых интересов и модных лозунгов. Из уголовного законодательства с большим опозданием были изъяты изжившие себя положения, оно медленно приводилось в соответствие с условиями перехода к рынку.
Одновременно некоторые общественно опасные деяния поспешно декриминализировались. Так, под превратно понимаемыми лозунгами демократизации и либерализации жизни общества, утверждения по сути безбрежной свободы личности скоропалительно были приняты решения об отмене уголовной ответственности за бродяжничество, ведение иного паразитического образа жизни, злостное нарушение паспортного режима и правил административного надзора, об отказе от принудительного лечения алкоголиков и наркоманов (кроме случаев, предусмотренных УК РФ). В то же время разработка и принятие остро необходимых законов по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и др. затянулись на долгие годы.
Своевременно не была введена уголовная ответственность за организацию и руководство организованными преступными формированиями, не получила адекватной уголовно-правовой оценки профессиональная преступная деятельность. Становление и узаконение частной собственности не сопровождалось оперативным созданием системы ее надежной уголовно-правовой защиты. Вне сферы действия уголовного законодательства длительное время находились незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, фиктивное банкротство, монополистические действия и ограничение конкуренции, компьютерные преступления и другие деяния, повышенная общественная опасность которых в условиях перехода к рынку была достаточно очевидной.
Утратили наступательность в борьбе с преступностью милиция, органы государственной безопасности, прокуратура, другие правоохранительные органы. Упал их престиж, они понесли значительные кадровые потери вследствие оттока квалифицированных работников в коммерческие, частные охранные и другие структуры. Дезорганизации сил правопорядка способствовало то, что после освобождения от привычной жесткой опеки партийных и советских органов не было налажено надлежащего руководства и контроля за ними со стороны новой власти. Положение усугублялось упразднением в течение ряда лет функции координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Урон делу противодействия преступности был нанесен чехардой их реорганизаций, частой сменой руководства. Практически были утрачены существовавшие ранее многосторонние связи сил правопорядка с населением. Под флагом невмешательства в частную жизнь были разрушены и медленно, далеко не повсеместно воссоздаются общественные структуры правоохранительной и профилактической направленности.
В то время как профессионализм, организованность преступности нарастали, уровень профессиональной деятельности сил правопорядка снижался, практически была свернута профилактика правонарушений, ухудшилась раскрываемость преступлений. Значительная часть сотрудников правоохранительных органов оказалась профессионально неподготовленной для выявления, раскрытия и расследования нетрадиционных преступлений (заказных убийств, похищений людей, захватов заложников, террористических актов, новых экономических преступлений и др.).
Организованный преступный мир во многом опередил правоохранительные органы в плане оснащения современными средствами транспорта, связи, информатики, охраны, вооружения. Те правоохранительные органы, которые имеют в своем распоряжении оперативно-розыскные средства и методы, не сумели своевременно завоевать прочные оперативные позиции в сферах криминализированных экономических структур, наркобизнеса, нелегального оборота оружия, отмывания преступных доходов, транснациональных преступных связей, среди криминальных авторитетов, коррумпированных чиновников и других категорий лиц, причастных к организованной преступности.
О серьезных изъянах уголовной политики в период реформ свидетельствует такой парадоксальной факт, как значительная либерализация судебной практики по уголовным делам в условиях разрастания криминальной стихии. Так, получила широкое распространение практика назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного законом, в том числе за взяточничество, хищение в крупных размерах и другие тяжкие преступления.
Особый вред делу борьбы с преступностью был нанесен сведением на нет роли общественности в укреплении правопорядка, демонтажем системы профилактики правонарушений, правового воспитания и просвещения населения. Эта система, несомненно, нуждавшаяся в развитии и совершенствовании, была разрушена в основном по надуманным соображениям, без каких-либо серьезных обоснований и расчетов, при этом взамен ничего нового своевременно создано не было. В результате был заметно ослаблен профилактический потенциал государства, всего общества, проведена опасная полоса отчуждения между правоохранительными структурами и населением. Как свидетельствуют материалы изучения общественного мнения, если в 1993 г. с полным доверием к правоохранительным органам относились 16% граждан, с частичным - 33% и с полным недоверием - 30%, то в 1999 г. это соотношение стало еще хуже: полное доверие выбрали только 10% опрошенных, частичное -38%, а полное недоверие - 39%, т.е. на одного респондента, относящегося с доверием к правоохранительным органам, приходилось почти четыре совершенно не доверяющих[17].
Такова, в основных чертах, характеристика причинного комплекса преступности, взятая в разрезе основных сфер современного российского общества. За пределами анализа остались некоторые явления и процессы, причинно-следственная и иная связь которых с преступностью достоверно пока не установлена, еще только прощупывается и, может быть, будет доказана в будущем. В частности, углубленное изучение преступности на почве межнациональных конфликтов, возможно, позволит выявить более тесные зависимости некоторых ее разновидностей и характеристик от этнопсихологических особенностей людей, специфических черт национального характера; объективный анализ сверхжестоких, «заказных», серийных убийств, деяний сексуальных суперманьяков даст возможность проследить ныне неизвестные связи некоторых преступлений с биологическими факторами и т.д. Но это дело будущего.
В данной лекции основное внимание уделено причинам и условиям преступности, которые стали проявляться в различных сферах социальной жизни преимущественно за 90-е годы XX века, в период коренного реформирования российского общества. Это, конечно, не значит, что перестали действовать давно известные криминогенные факторы, например, антиобщественные взгляды и привычки, связанные с неуважением к личности, чужому имуществу, укоренившиеся питейные традиции и т.п. Подобные детерминанты преступности рассматриваются в дальнейшем применительно к отдельным видам преступлений.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте экономические причины и условия преступности в России периода реформ.
2. Какие противоречия и недостатки социальной сферы порождают и обусловливают преступность в России?
3. Проанализируйте негативные явления сферы политических
отношений, детерминирующие преступность в России.
4. С какими негативными факторами духовно-нравственной
сферы связана преступность в России?
5. Какие негативные явления и процессы правовой сферы влияют на криминальную ситуацию в России?