Статья 17. Добровольный отказ при неоконченном преступлении
1. Добровольным отказом является окончательное прекращение лицом по своей воле приготовления к преступлению или покушения на преступление, если при этом оно осознавало возможность доведения преступления до конца.
2. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.
Анекдот
Два гангстера изучают витрину ювелирного магазина.
– Видишь тот алмаз? Сколько, по‑твоему, за него можно получить?
– Все зависит от судьи…
Раздел IV ЛИЦО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)
Статья 18. Субъект преступления
1. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого, в соответствии с настоящим Кодексом, может наступать уголовная ответственность.
2. Специальным субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, совершившее в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность, преступление, субъектом которого может быть лишь определённое лицо.
Анекдот
Домработница:
– Я увольняюсь, вы мне не доверяете!
– Как же! Я ведь доверила вам даже ключ от шкатулки с драгоценностями!
– Да, но он к ней не подходит!
Статья 19. Вменяемость
1. Вменяемым признается лицо, которое во время совершения преступления могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) и руководить ими.
2. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения, общественно опасного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психической деятельности, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. К такому лицу по решению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
3. Не подлежит наказанию лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до постановления приговора заболевшее психической болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) или руководить ими. К такому лицу по решению суда могут применяться принудительные меры медицинского характера, а по выздоровлении такое лицо может подлежать наказанию.
Анекдот
1. – Подсудимый, что побудило вас ударить жену?
– Судите сами, Ваша честь, она стояла ко мне спиной, под рукой у меня была сковородка, а дверь позади меня была открыта. Ну как не воспользоваться таким благоприятным стечением обстоятельств?
2. В психиатрической больнице пациент пытался утопиться в ванне. Другой вовремя вытащил его. Врач говорит спасителю:
– Ваш поступок говорит о том, что вы здоровы. Завтра я вас выпишу домой. К сожалению, спасённый вами парень всё‑таки покончил с собой – он повесился.
– Вы ошибаетесь, доктор, – улыбаясь, говорит больной. – Не было самоубийства – просто я этого парня повесил просушиться.
Статья 20. Ограниченная вменяемость
1. Подлежит уголовной ответственности лицо, признанное судом ограниченно вменяемым, то есть такое, которое во время совершения преступления, вследствие имеющегося у него психического расстройства, не было способно в полной мере отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) и (или) руководить ими.
2. Признание лица ограниченно вменяемым учитывается судом при назначении наказания и может быть основанием для применения принудительных мер медицинского характера.
Анекдот
1. Приходит больной к врачу:
– Доктор, помогите, мне вот уже месяц постоянно снятся крысы, которые играют в футбол.
– Вот вам микстура, выпейте, и всё у вас сразу же пройдёт.
– Доктор, а можно послезавтра выпить? А то у них завтра финал.
2. Сидит мужик в баре, пиво пьет. Вдруг залетает какой‑то парень и кричит:
– Вася, пока ты тут сидишь, там на улице твою жену насилуют!
Мужик вскакивает, расталкивая всех, выбегает из заведения и пулей вылетает прямо на середину улицы. В этот момент его сбивает грузовик. Через две недели он приходит в сознание в реанимационном отделении больницы, и думает про себя: «Да, нервы стали ни к черту! И зовут‑то меня вроде Леша, и жены у меня никогда не было.»
3. На суде адвокат говорит прокурору:
– Неужели вы не видите, что подсудимый олигофрен?
– Это не повод для его оправдания – олигофрены точно такие же люди, как мы с вами.