Добровольный отказ от преступления. Добровольный отказот преступления — это прекращение лицом при­готовления к преступлению либо прекращение действий (бездейст­вия)

Добровольный отказот преступления — это прекращение лицом при­готовления к преступлению либо прекращение действий (бездейст­вия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца (ч. 1 ст. 31 УК).

Прежнее уголовное законодательство включало иные положения о добровольном отказе. Так, согласно УК 1922 г. добровольным отка­зом признавалось «покушение, не доведенное до конца по собствен­ному побуждению покушавшегося». Таким образом, добровольный отказ считался видом неоконченного преступления, но неоконченно­го по воле «покушавшегося» лица. Такое не доведенное до конца «по­кушение» каралось «как то преступление, которое фактически им со­вершено» (ст. 14).

Раздел третий. Преступление

Как уже отмечалось ранее, добровольный отказ от совершения пре­ступления и покушение на него исключают друг друга. В случае поку­шения на преступление, т.е. прерванного по не зависящим от лица об­стоятельствам деяния, добровольный отказ уже невозможен, так как преступление не может получить своего дальнейшего развития, его за­вершение невозможно, отказываться не от чего. Одним из условий доб­ровольного отказа является возможность завершения преступления, от­сутствие осознаваемых лицом препятствий к этому. Следовательно, не­корректно определять добровольный отказ через понятие покушения.

Кроме того, покушение нельзя довести или не довести до конца. Оно всегда суть прерванное, не доведенное до своего завершения пре­ступление.

Указание на покарание добровольного отказа, пусть и за фактиче­ски совершенное, снижает его значимость для общества. В действитель­ности добровольный отказ исключает уголовную ответственность за то преступление, от совершения которого лицо отказалось добровольно. Что касается иного преступления, которое лицо «успевает» совершить до момента добровольного отказа от преступления, то ответственность за это иное преступление наступает на общих основаниях. И об этом, на наш взгляд, не следовало говорить в норме о добровольном отказе.

В УК 1926 г. применительно к добровольному отказу уже не гово­рилось о «не доведенном до конца покушении», законодатель указы­вал на «несовершение» преступления «по добровольному отказу лица» (ч. 2 ст. 19). В этом случае суд должен был установить соответствующую меру социальной защиты за те действия, которые фактически были со­вершены покушавшимся или приготовлявшимся.

Положительными чертами новой регламентации добровольного от­каза, согласно УК 1926 г., были: 1) указание на несовершение преступ­ления (т.е. отсутствие самого состава преступления) в случае доброволь­ного отказа; 2) признание возможности добровольного отказа на первых двух стадиях совершения преступления — стадии подготовки к соверше­нию преступления и стадии исполнения состава преступления; 3) нена­ступление уголовной ответственности за преступление, от совершения которого лицо отказалось, причем такая ответственность исключалась и за приготовление, и за покушение на то преступление, от соверше­ния которого лицо отказалось добровольно.

Вместе с тем указание на наказуемость фактически совершенных действий (за другие преступления, совершенные до момента добро­вольного отказа) снижало профилактическую значимость нормы о доб­ровольном отказе, поскольку в глазах населения создавало видимость наказуемости и того преступления, от совершения которого лицо от­казалось.

Глава XIII. Неоконченное преступление и добровольный отказ от преступления

В УК 1960 г. было определено, что «лицо, добровольно отказавшее­ся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответст­венности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления» (ст. 16). Здесь также законода­тель вместо указания на ненаказуемость деяния в случае добровольного отказа лица от его совершения делал акцент на обратном — на ответст­венности лица, хотя и за совершенное иное преступление.

В действующем УК норма о добровольном отказе подверглась суще­ственным изменениям. Она включает не одну, как ранее, а пять частей, где предусмотрены основные условия добровольного отказа.

Отказ от совершения преступления возможен лишь наего первых двух стадиях- стадии подготовки и стадии исполнения состава преступле­ния, до момента наступления общественно опасных последствий. Зако­нодатель говорит о прекращении лицом «приготовления к преступле­нию» или «действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления» (ч. 1 ст. 31 УК). Выражение «приготовление к преступлению» здесь следует понимать не как вид неоконченного дея­ния, т.е. прерванного по не зависящим от лица обстоятельствам, при ко­тором добровольный отказ уже невозможен, а как этап совершения пре­ступления (стадию). После наступления общественно опасных последст­вий добровольный отказ невозможен, а возможно деятельное раскаяние.

Добровольный отказ может быть выражен как в действии, так и в без­действии.Это зависит от того, на какой стадии он осуществляется, и от характера совершаемого преступления. На стадии подготовки к совер­шению преступления достаточно бездействия — отказа от перехода к ис­полнению состава преступления.

Для большинства преступлений характерно то, что вслед за испол­нением состава преступления сразу наступают общественно опасные последствия. В этих случаях добровольный отказ может состоять в не­выполнении всех действий, образующих объективную сторону состава преступления. В противном случае результат неизбежен. Если же по­следствия несколько отдалены от деяния, а последнее уже выполне­но, добровольный отказ также возможен, но только в форме действий по предотвращению вреда. Например, в случае отравления до момен­та наступления смерти потерпевшего возможна дача ему противоядия.

Отказ должен быть добровольным,что означает отсутствие причин, препятствующих доведению преступления до конца. Если лицо, угро­жающее убийством с целью изнасилования, понимает, что не может его осуществить по физиологическим причинам, и прекращает свои дейст­вия, это не добровольный отказ от совершения преступления, поскольку Дальнейшее совершение преступных действий объективно невозмож­но по обстоятельствам, не зависящим от воли лица.

Раздел третий. Преступление

При этом мотивы отказа значения не имеют,если они не связаны с су­щественным снижением возможности совершить преступление.

Мотивы добровольного отказа могут быть различными: жалость к по­терпевшему, раскаяние, страх наказания, утрата интереса к результату преступления. Однако у лица должно сохраняться понимание того, что оно способно завершить начатое преступление.

Инициатива отказа может исходить от потерпевшего или от соучаст­ников. Но в любом случае решение принимается самим лицом, созна­тельно выбирающим вместо продолжения прекращение преступления.

Отказ должен быть окончательным,т.е. не связываться с желанием продолжить осуществление преступного намерения в более подходящее время. Например, понимая, что могут быть замеченными в утренние ча­сы, виновные решают совершить хищение со склада в ночное время, когда легче скрыться с места преступления. При этом окончательность отказа не означает полного отказа от какой бы то ни было преступной деятельности в будущем, такого требования законодатель не предъяв­ляет. В ст. 31 УК речь идет об отказе только от данного, конкретного, начатого преступления.

До момента отказа лицо осознает возможность доведения преступле­ния до конца.Это означает понимание лицом того, что оно может бес­препятственно или с небольшим риском для себя завершить начатое преступление. При этом в действительности такой возможности может и не быть. Однако для принятия во внимание добровольного отказа до­статочно того, чтобы лицо, отказывающееся от совершения преступле­ния, считало, что может его завершить. Так, например, лицо, проникшее в квартиру с целью хищения дорогого украшения, отказывается от со­вершения преступления и покидает квартиру, ничего не взяв, не зная при этом, что драгоценная вещь передана в дар музею и ее похищение объективно невозможно.

При добровольном отказе отсутствует состав как оконченного, так и неоконченноготого преступления, от совершения которого лицо от­казалось. Отсутствие состава оконченного преступления связано с не­завершенным характером деяния и отсутствием общественно опас­ных последствий. Для оконченного преступления необходимо наличие в деянии всех признаков состава того преступления, предусмотренного Особенной частью УК, которое лицо планировало совершить. В случае добровольного отказа всех признаков состава соответствующего пре­ступления не имеется.

До момента добровольного отказа лицо, особенно если речь идет о начале исполнения объективной стороны состава преступления (вто­рая стадия), может причинить какой-либо вред: например, при изнаси­ловании - ограничить свободу потерпевшей путем связывания, причи-

Глава XIII. Неоконченное преступление и добровольный отказ от преступления

нить психический вред, высказав угрозу нанесением телесного повре­ждения, и т.п. Однако добровольно отказавшийся от совершения этого преступления не подлежит ответственности за покушение на изнаси­лование, поскольку при покушении деяние прерывается, а преступ­ный результат не наступает по обстоятельствам, не зависящим от во­ли покушавшегося лица. Здесь же он не наступает по воле самого лица.

Уголовная ответственность при добровольном отказе невозможнав силу отсутствия ее основания — совершения деяния, содержащего все при­знаки состава преступления, предусмотренного УК.

Ответственность за иные самостоятельные преступления, которые лицо совершает до или после момента добровольного отказа, наступает на общих основаниях. Так, если лицо незаконно изготовило наркоти­ческие средства, которые оно намеревалось использовать для приведе­ния потерпевшей в беспомощное состояние при совершении изнасило­вания, но добровольно отказалось от совершения этого преступления, оно, при наличии соответствующих условий, подлежит уголовной от­ветственности за самостоятельное преступление — незаконное изготов­ление наркотических средств (ст. 228 УК).

Причинение до начала полового сношения с потерпевшей, с ко­торым уголовный закон связывает момент окончания изнасилования (ст. 131 УК), например, тяжкого вреда ее здоровью также оценивается как самостоятельное преступление (ст. 111 УК). Однако угрозы, свя­зывание, причинение физической боли и тому подобные действия, со­вершенные до начала полового сношения, при их малозначительности не влекут уголовной ответственности.

В УК установлены особенности добровольного отказа соучастниковпреступления (ч. 4 ст. 31).

Условия добровольного отказа различаются в зависимости от роли соучастника в готовящемся или начатом преступлении. Для организа­тора преступления и подстрекателя к преступлению,чьи действия пред­ставляют повышенную опасность, установлены более строгие условия добровольного отказа. Эти лица не подлежат уголовной ответствен­ности, только если они своевременным сообщением органам власти или иными принятыми мерами предотвратилидоведение преступле­ния исполнителем до конца. Иногда предотвращение преступления уже невозможно, несмотря на усилия организатора или подстрекателя это осуществить. Допустим, исполнитель уже привел в действие взрыв­ное устройство, нанес смертельное ранение потерпевшему, изъял иму­щество из квартиры и т.д. В этих случаях, если действия организатора или подстрекателя не привели к предотвращению совершения преступ­ления исполнителем, то предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания (ч. 5

Наши рекомендации