Раздел II. Методические указания к решению заданий.

Контрольные задания по теме «Понятие».

Задание 1: Дайте логическую характеристику следующих понятий.

Пример: «Неэффективность».

Решение: общее, абстрактное, несобирательное, безотносительное, отрицательное.

Задание 2: Приведите по два предложения, в одном из которых приведённый ниже термин обозначает собирательное понятие, а в другом – несобирательное.

Пример: «Граждане России».

Решение: «Граждане России избрали президента» – термин «граждане России» обозначает собирательное понятие, так как признак «избрали президента» относится ко всему множеству «граждане России», а не к отдельным его элементам.

«Граждане России обязаны соблюдать закон» - термин «граждане России» обозначает несобирательное понятие, так как признак «обязаны соблюдать закон» относится к каждому элементу множества, а не ко всему множеству в целом.

Задание 3. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между следующими понятиями.

Пример: бездействие, деяние, правонарушение.

Решение:

 
  Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru

А А: Деяние

Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru В: Бездействие

Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru С: Правонарушение

В

С

Задание 4. Подберите понятия, отношения между которыми выражались бы следующими круговыми схемами.

Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru Пример: Решение: А: учащийся

А В В: сотрудник полиции

С: учащийся средней школы

 
  Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru

С

Задание 5. Выполнить ограничение и обобщение следующих понятий.

Пример:соучастник преступления.

Решение: Ограничение: соучастник преступления → подстрекатель.

Обобщение: соучастник преступления → виновное лицо.

Задание 6. Установите, правильно ли даны следующие определения. Если нет, укажите, какие правила нарушены.

Пример: Преступник – это лицо, совершившее правонарушение.

Решение: Нарушено правило «Соразмерность». Допущена ошибка «Слишком широкое определение».

Задание 7. Выполнить определение следующего понятия через ближайший род и видовое отличие, подчеркнуть ближайший род одной чертой, видовое отличие – двумя.

Пример:Преступление.

Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru Решение: Преступление есть общественно опасное деяние, запрещённое уголовным кодексом под угрозой наказания.

Раздел II. Методические указания к решению заданий. - student2.ru

Задание 8. Правильно ли выполнено деление в следующем примере? Если нет, то указать, какие правила нарушены.

Пример:Правонарушения подразделяются на проступки, преступления и преступления против личности.

Решение: Нарушены правила «Одно основание», «Непересечение членов деления».

Задание 9. Определите, какое деление имеет место в приведённых ниже примерах - логическое или мысленное расчленение предмета на части:

Пример: Компьютеры делятся на стационарные и переносные.

Решение: Имеет место логическое деление.

Пример: Компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры.

Решение: Имеет место мысленное расчленение предмета на части.

Контрольные задания по теме «Суждение».

Задание 10. Определите тип приведённых ниже суждений по характеру предиката (атрибутивное, реляционное или экзистенциональное):

Пример: N. является примерным учащимся.

Решение: Данное суждение является атрибутивным.

Пример: N. учится лучше, чем R.

Решение: Данное суждение является реляционным.

Пример: Существуют люди, совершающие преступления.

Решение: Данное суждение является экзистенциональным.

Задание 11. Найдите субъект, предикат, связку и кванторное слово в следующем суждении. Определить его количество и качество.

Пример: Большинство обвиняемых признали свою вину.

Решение: Субъект – «обвиняемые», предикат – «признали свою вину», связка – «есть», кванторное слово – «некоторые» (большинство).

По количеству – частное суждение.

По качеству – утвердительное суждение.

Задание 12. Определить распределенность терминов в следующем суждении.

Пример: Иногда огнестрельное оружие является орудием преступления.

Решение: Субъект «огнестрельное оружие» является нераспределённым, так как суждение частное.

Предикат «орудие преступления» является нераспределённым, так как суждение утвердительное.

Задание 13. Произведите отрицание данного суждения (подобрать противоречивое суждение по логическому квадрату).

Пример: Некоторые планеты являются обитаемыми.

Решение: Ни одна планета не является обитаемой.

Задание 14. Выяснить при помощи логического квадрата, в каком отношении находятся следующие два простых категорических суждения. Установить, могут ли они быть оба истинными.

Пример: Все преступления совершаются в состоянии аффекта. Ни одно преступление не совершается в состоянии аффекта.

Решение: Данные суждения находятся в отношении противоположности (контрарности). Оба быть истинными не могут.

Задание 15. Формализовать (записать в виде формулы) следующее сложное суждение.

Пример: Неверно, что если у человека высокий уровень правосознания, то он способен на преступление или проступок.

Решение: Ø (А → (В ˅ С)).

А: «У человека высокий уровень правосознания»;

В: «Он способен на преступление»;

С: «Он способен на проступок».

Задание 16. Подобрать сложное суждение, имеющее следующий формальный вид.

Пример: А & (В → Ø С).

Решение: N. совершил преступление, и если он успел покинуть страну, то найти его будет нелегко.

А: «N. совершил преступление»;

В: «Он успел покинуть страну»;

С: «Найти его будет легко».

Контрольные задания по темам «Умозаключение»

Наши рекомендации