Материальная ответственность работника перед работодателем
В соответствии с ч. 1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Работник может быть привлечен к материальной ответственности в случае одновременного наличия следующих элементов:
— причинения работодателю прямого действительного ущерба (ст. 238 ТК РФ);
— противоправного поведения работника (ч. 1 ст. 233 ТК РФ);
— вины работника (ч. 1 ст. 233 ТК РФ);
— причинно-следственной связи между поведением работника и причинением прямого действительного ущерба.
При отсутствии одного из этих элементов, например причинно-следственной связи, во взыскании с работника материального ущерба будет отказано[245].
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).
На практике зачастую возникает вопрос об отнесении к прямому действительному ущербу выплат административных штрафов, наложенных на работодателя, в случае, если основанием для привлечения к административной ответственности послужили действия работника.
По мнению Роструда и Минфина России, сумму административного штрафа, уплаченного работодателем по вине работника, можно рассматривать как уменьшение движимого имущества (денежных средств) работодателя, то есть причиненный ему прямой действительный ущерб, в связи с чем работник может быть привлечен к материальной ответственности (письмо Роструда от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1, письмо Минфина России от 22 августа 2014 г. № 03-04-06/42105, от 12 апреля 2013 г. № 03-04-06/12341).
Вместе с тем некоторые суды придерживаются иного подхода: административный штраф рассматривается как мера материальной ответственности для юридических и физических лиц, применяемая за совершенные ими правонарушения. Следовательно, административный штраф, наложенный на работодателя, не может быть переложен полностью или частично на другое лицо[246].
Трудовым законодательством установлено два вида материальной ответственности работника:
— ограниченная материальная ответственность, при которой за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено законом;
— полная материальная ответственность, при которой работник возмещает причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Полная материальная ответственность наступает в следующих случаях, установленных ч. 1 ст. 243 ТК РФ:
— возложение на работника в соответствии с законом материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
— выявление недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
— умышленное причинение ущерба;
— причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
— причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных судом;
— причинение ущерба в результате административного проступка, установленного соответствующим государственным органом;
— разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную);
— причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Рассмотрим отдельные основания для возникновения полной материальной ответственности.
Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, выражающейся в обязанности возместить ущерб работодателя в случае недостачи могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Письменный договор о полной материальной ответственности заключается с работниками, выполняющими работы, указанные в постановлении Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
Как указано в письме Роструда от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1, названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Заключенный в нарушение требований трудового законодательства договор о полной материальной ответственности не может служить основанием для привлечения работника к такой ответственности (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).
Изменять условия договора о полной материальной ответственности, в том числе расширять основания для возникновения полной материальной ответственности, нельзя.
Так, Свердловский областной суд указал, что заключенный с работником договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности не соответствует требованиям ТК РФ, поскольку предметом договора является принятие коллективом (бригадой) коллективной (бригадной) ответственности не за сохранность вверенных коллективу ценностей, а за осуществление в операционном подразделении неправомерных и мошеннических действий, совершенных сотрудниками подразделения, повлекших причинение материального ущерба банку, клиентам банка, а также наносящих урон репутации банка при осуществлении операций по открытию/закрытию и ведению банковских счетов, счетов по вкладам, депозитам, по работе с банковскими картами, по выдаче потребительских, ипотечных кредитов, кредитов в рамках программы малого и среднего бизнеса, по осуществлению банковских и системных переводов, по выполнению иных операций, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам[247].
При заключении договора о полной материальной ответственности необходимо правильно разграничивать индивидуальную и коллективную (бригадную) ответственность.
В соответствии со ст. 245 ТК РФ коллективная (бригадная) материальная ответственность может вводиться при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, продажей (отпуском) или иным использованием переданных им ценностей. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады). По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.
В судебной практике обращается внимание на то, что договор о полной материальной ответственности с конкретным лицом заключается только в случае, если можно совершенно точно определить, какой именно товар вверен конкретному работнику, то есть можно определить точный объем вверенного отдельному работнику имущества.
Если же такой объем определить нельзя и к товарно-материальным ценностям имеют доступ несколько работников, необходимо заключать договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности[248].
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.
Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.