Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений
РФ | Субъект РФ | Муниципальное образование |
Установление основ федеральной политики | Осуществление резервирования земель | Осуществление резервирования земель |
Установление ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов | Изъятие земельных участков для нужд субъектов РФ | Изъятие земельных участков для муниципальных нужд |
Ограничение оборотоспособности земельных участков | Создание и осуществление региональных программ | Установление правил землепользования и застройки |
Управление мониторингом земель, земельным надзором и землеустройством | Иные полномочия | Создание и осуществление местных программ |
Осуществление государственного земельного надзора | Иные полномочия | |
Регулирование порядка резервирования земель, принудительного отчуждения | ||
Осуществление резервирования земель, изъятие земельных участков | ||
Создание и осуществление федеральных программ | ||
Иные полномочия |
В сфере ведения Российской Федерации относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. В сфере ведения субъектов РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в региональной собственности. Что касается органов местного самоуправления, то они осуществляют управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности муниципального образования.
Следует также указать содержание понятия государственного земельного надзора, определенное статьей 71 ЗК РФ. Государственный земельный надзор подразумевает деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами земельных отношений требований законодательства РФ.
Содержание государственной политики в области земельных отношений определено в Распоряжении Правительства РФ "Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы"[12].
Данный документ предусматривает определение целевой направленности государственной политики в области земельных отношений. В частности, целями являются повышение эффективности использования земель, охрана земель в качестве основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве для организации продовольственной безопасности страны. Цели согласуются с нормами Конституции РФ и пониманием сущности земли, раскрытом в Земельном Кодексе РФ.
Соответственно, в документе раскрыты задачи государственной политики, основные направления и меры по осуществлению государственной политики. Последние представлены в виде нормативно-правовых актов, государственных и муниципальных программ, контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Гражданский кодекс РФ также регулирует земельные отношения[13]. В частности, глава 17 регулирует право на собственность и другие вещные права на землю. Земельный участок в данном случае рассматривается в качестве объекта права собственности. Статьями Гражданского кодекса регулируются отдельные вопросы использования земель, такие как основания приобретения права постоянного пользования земельным участком (статья 268 ГК РФ), право ограниченного пользования чужим земельным участком (статья 274 ГК РФ), изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (статья 279 ГК РФ) и так далее.
Также нормативно-правовую основу составляет законодательство, регулирующее правила распоряжения земель сельскохозяйственного целевого назначения. В частности, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентирует перечень участников отношений, права иностранных граждан, правила купли-продажи, аренды, наследования земель сельскохозяйственного назначения и так далее[14].
Особым направлением экономического регулирования земельных отношений является установление порядка налогообложения. В частности, установлен земельный налог, который регулируется Налоговым кодексом РФ и муниципальной правовой базой. Глава 31 Налогового кодекса регламентирует перечень налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку и льготы, а также некоторые особенности осуществления налогообложения земельным налогом на местном уровне[15].
Таким образом, нормативно-правовая база в области земельных отношений складывается из норм Конституции РФ, Земельного, Гражданского, Налогового кодексов РФ, а также положений федеральных законов. Комплекс всех норм образует государственное нормативно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации.
Целесообразно рассмотреть правовую базу и систему управления земельными отношениями на примере Московской области, выделить некоторые проблемы в организации системы управления и предложить рекомендации по совершенствованию.