Тема: Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей природной среды

Тестовые задания

1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

а) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

б) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

в) осуществление мер по охране таких водных объектов;

г) все варианты ответов верны.

2. Какое из перечисленных ниже полномочий не является полномочием органов местного самоуправления муниципального района в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды:

а) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

б) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

в) ведение Красной книги;

г) все варианты ответов верны.

3. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

а) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков для муниципальных нужд;

б) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

в) резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд;

г) все варианты ответов верны.

4. К полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений относятся:

а) установление нормативов противопожарного обустройства лесов;

б) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;

в) установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;

г) установление правил ухода за лесами.

5. К полномочиям органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха относятся:

а) осуществление контроля за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

б) обеспечение контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

в) обоснование размеров возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха;

г) организация работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Практические задания

1) 11 мая 2012 года Городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ «Д» о признании бездействия, выразившегося в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента незаконным, возложении обязанности провести лесоустройство и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городской лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов муниципального образования городской округ «Д» и не относящихся к землям государственного лесного фонда.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории муниципального образования городской округ «Д» по состоянию на 01 января 2012 года имеется 492 га городских лесов, находящихся в пределах границ населенных пунктов Д. района, из которых в городе «Д» - 312 га, в селе Б. - 1 га, в селе С. - 55 га. Однако ответчик в нарушение норм статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Лесного кодекса РФ меры, направленные на проведение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента не принимает, что создает реальную угрозу пожарной безопасности населенных пунктов муниципального образования городской округ «Д».

Уточнив требования, городской прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования городской округ «Д», выразившееся в не проведении работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента незаконным, и возложить обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по лесоустройству в отношении городской лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов муниципального образования городской округ «Д» и не относящихся к землям государственного лесного фонда, организовать и обеспечить разработку лесохозяйственного регламента.

Разрешите конфликтную ситуацию. Проанализируйте Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ответ обоснуйте ссылками на конкретные нормы закона.

2) Совет депутатов городского округа Уварово N-ской области принял решение, которым было утверждено Положение о порядке организации и проведении публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа. Названное решение подписано Главой городского округа и опубликовано для всеобщего сведения.

Закрытое акционерное общество «Звезда» (далее - ЗАО «Звезда») обратилось в Арбитражный суд N-ской области с заявлением о признании недействующими ряда пунктов указанного Положения. В обоснование заявленных требований ЗАО «Звезда» пояснило, что п.п. 1.1., 2.3., 3.2. и 3.5. противоречат Конституции Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 1.1. Положения установлено, что оно определяет порядок организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа Уварово по проектам планировки территории и проектам межевания территории до их утверждения.

Пунктом 3.2 Положения установлено, что в информационном сообщении о проведении публичных слушаний указываются: форма проведения публичных слушаний (сход, собрание или опрос местных жителей и заинтересованных лиц, собрание представителей, общее заседание, выставки в демонстрационном зале).

Пунктом 3.5. Положения устанавливается, что комиссия на основании полученных предложений и замечаний готовит заключение о результатах публичных слушаний.

Пунктом 7.3. Положения закреплено, что участники публичных слушаний вправе представлять в администрацию городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта, для включения их в протокол публичных слушаний.

Пунктом 2.3 Положения устанавливается, что комиссия по правилам землепользования и застройки назначается руководителем администрации городского округа и наделяется статусом постоянно действующей и осуществляющей свои полномочия по всем вопросам, указанным в настоящем Положении.

Проанализируйте оспариваемые нормы Положения на предмет соответствия их федеральному законодательству. Ответ обоснуйте ссылками на конкретные нормы закона.

3) Прокурор У. района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации У. района, администрации поселка Н. о понуждении к устранению природоохранного законодательства.

В обоснование заявления указывал, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды установлено, что в поселке Н. района У. прием и отведение хозяйственно-бытовых сточных вод от населения и организаций осуществляет ООО «№1» эксплуатирующее канализационные сети, состоящие из самотечных трубопроводов и канализационной насосной станции, которые находятся в муниципальной собственности поселка Н. и переданы Обществу по договору аренды. При этом ООО «№1» пользуясь водным объектом - р. Орлица для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод по выпускам школы-интерната на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, не выполняет условия водопользования, в частности сбрасывает сточные воды с превышением максимального содержания загрязняющих веществ, за что неоднократно подвергалось административному взысканию.

По заключениям экспертов очистные сооружения не осуществляют очистку сточных вод до нормативных показателей, что создает реальную угрозу причинения вреда водному объекту, среде обитания животного и растительного мира, может повлечь их гибель и другие тяжкие последствия для окружающей среды и здоровья человека.

Прокурор указывает, что администрация поселка Н., как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, не организовала надлежащую систему водоотведения в поселке Н. в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. ООО «№1» на протяжении 2010 - 2012 г.г. ставило в известность администрацию У. района и администрацию поселка Н. о необходимости проведения капитального ремонта очистных сооружений, однако, указанные обращения остались без ответа и удовлетворения.

Несмотря на то, что очистные сооружения нуждаются в капитальном ремонте (реконструкции), финансирование на эти цели в местных бюджетах в предыдущем и текущем годах не предусмотрено, документы для возможного софинансирования ремонта из бюджетов других уровней не подготовлены, планы природоохранных мероприятий на период ремонта по снижению оказываемого негативного воздействия на природные ресурсы, в том числе, для перекачивания сточных вод на поля фильтрации без доступа в водный объект не разработаны.

Бездействие администрации поселения, выразившееся в неисполнении возложенных на нее обязанностей по организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства, нарушает гарантированное право граждан РФ на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, на стабильное, качественное и безопасное удовлетворение жизненно-важных потребностей в водных ресурсах.

Разрешите ситуацию. В компетенции каких органов находится организация водоотведения? На какие органы должна быть возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта очистных сооружений? Проанализируйте Водный кодекс РФ, ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ответ аргументируйте ссылками на конкретные нормы закона.

Наши рекомендации