Нормативно-правовые основы государственного управления земельными отношениями в субъекте РФ
Основополагающим нормативно-правовым актом в регулировании земельных отношений является Конституция РФ[8]. Согласно статье 8 Конституции РФ в российском государстве равным образом признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля как объект права собственности также имеет непосредственное отношение к содержанию данной статьи.
Статья 9 Конституции РФ является тому подтверждением. В частности, в части 2 установлено, что земля в том числе может находится в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности. Кроме того, в части 1 данной статьи указано, что земля используется и охраняется в Российской Федерации в качестве основы жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. То есть население соответствующей территории имеет право получать часть дохода от использования ресурсов. Охрана земель подразумевает их использование со строгим соблюдением экологического законодательства[9].
Статья 35 Конституции РФ закрепляет право частной собственности, охрану которого осуществляет государство. Часть 2 данной статьи указывает на то, что каждый имеет право владеть имуществом в собственности единолично или совместно с другими лицами. Часть 3 статьи определяет, что никто не может быть лишен своего имущества никакими способами кроме как в результате судебного решения. А отчуждение имущества в принудительном порядке осуществляется только с предварительным и равноценным возмещением.
Соответственно, статьей 36 Конституции РФ устанавливается право каждого на владение в собственности землей. Часть 2 данной статьи закрепляет свободное владение, распоряжение и пользование землей ее собственниками при условии соблюдения экологического законодательства и прав и интересов иных лиц. Данная статья содержит отсылку к федеральному закону, регулирующему условия и порядок пользования землей.
Статья 58 Конституции РФ также имеет тесную связь с осуществлением земельных отношений. А именно, статья закрепляет обязанность каждого обеспечивать сохранение природы и окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам. Содержание данной статьи находит конкретизацию в иных нормативно-правовых актах РФ в сфере землепользования, пользования лесным фондом, о животном мире и т.д.
Федеральная государственная собственность, согласно статье 71 Конституции РФ, находится в ведении Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство, согласно статье 72 Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положения Конституции РФ о земельных отношениях в полной мере раскрывает Земельный кодекс РФ[10].
Регулирование земельных отношений в рамках положений Земельного кодекса РФ осуществляется на основе следующих принципов, установленных в статье 1 ЗК РФ:
· Земля - основа жизни и деятельности человека; природный объект, охраняемый как важнейшая составляющая природы; природный ресурс, которые используется в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; недвижимое имущество; объект права собственности и иных прав. Здесь следует говорить о конкретизации следующих норм Конституции РФ - статьи 9, 36;
· Приоритет охраны земли перед свободным владением, пользованием и распоряжением землей собственником. Конкретизация норм Конституции РФ - статьи 9, 36;
· Приоритет охраны жизни и здоровья человека - статьи 9, 36 Конституции РФ;
· Участие граждан, общественных и иных организаций в решении вопросов прав на землю. Конкретизация норм Конституции РФ - статьи 32 ( право граждан участвовать в управлении делами государства), 71, 72;
· Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
· Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Конкретизация норм Конституции РФ - статьи 9, 58.
· Платность использования земли (любые формы использования земли осуществляются за установленную плату);
· Целевое назначение земель (устанавливаются особые категории в связи с принадлежностью земель и разрешенным видам их использования);
· Разграничение собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
· Учет факторов природного, социального, экономического и иного характера при установлении правового режима земель;
· Соблюдение интересов общества и граждан.
Согласно статье 6 ЗК РФ объектами земельных отношений признаются земля как природный объект и как природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
Соответственно, в зависимости от целевого назначения земель выделяют следующие категории (статья 7 ЗК РФ):
1. Земли сельскохозяйственного назначения;
2. Земли населенных пунктов;
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д.;
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. Земли лесного фонда;
6. Земли водного фонда;
7. Земли запаса.
Вопрос изменения и установления новой категории для земельного участка регулируется нормами Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"[11].
Статья 9, 10, 11 ЗК РФ закрепляют полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области земельных отношений. Рассмотрим данные полномочия и представим их в виде таблицы.
Таблица 1