Тема 12. Значение сравнительного правоведения для современной России
Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с
планируемыми результатами освоения образовательной
программы: ОК-1, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-15
Специфика правового развития в России. Источники и систематизация современного российского права. Правовая и судебная реформа. Тенденции развития российской правовой системы на рубеже XIX-XX в.в. в свете процессов постмодернизации и глобализации.
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Важным видом работы при изучении дисциплины «Сравнительное правоведение» является самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:
1. Подготовка к семинарским занятиям.
2. Подготовка рефератов.
3. Подготовка к участию в круглом столе, коллоквиуму.
4. Подготовка к тестированию.
Самостоятельная работа выполняется магистрантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа, оказывающая эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста, планируется студентом самостоятельно. Каждый магистрант сам определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием дисциплины. Он выполняет самостоятельную работу по личному, индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, располагаемого времени и других условий.
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
Практическое (семинарское) занятие предполагает выполнение магистрантами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких работ.
Порядок подготовки практического (семинарского) занятия:
- изучение требований программы дисциплины;
- формулировка цели и задач практического (семинарского) занятия;
- разработка плана проведения практического (семинарского) занятия;
- отбор содержания практического (семинарского) занятия (подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов);
- обеспечение практического (семинарского) занятия методическими материалами, техническими средствами обучения;
- определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления магистрантов;
- моделирование практического (семинарского) занятия;
Порядок проведения практического (семинарского) занятия:
1. Вводная часть:
– сообщение темы и цели занятия;
– актуализация теоретических знаний, необходимых для работы для практической деятельности.
2. Основная часть:
– разработка алгоритма проведения практической деятельности;
– проведение практических работ.
3. Заключительная часть:
– обобщение и систематизация полученных результатов;
– подведение итогов практического (семинарского) занятия и оценка работы магистрантов.
Целями проведения практических (семинарских) занятий являются углубление и закрепление теоретических знаний магистрантов, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, совершенствование навыков анализа действующего законодательства, а также проверка степени усвоения изученного материала.
При подготовке практическому (семинарскому) занятию магистрантам необходимо изучить конспект лекции, рекомендованные нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, подготовить доклад, презентацию, а также выполнить индивидуальное задание, данное преподавателем. Темы докладов, рефератов, презентаций рекомендуются преподавателем (кафедрой). Преподаватель рекомендует только основные нормативные правовые акты, учебные пособия и научные статьи. Другие источники магистранты используют по своему усмотрению.
Методические рекомендации по написанию рефератов
Написание рефератов - один из видов самостоятельной деятельности обучаемых.
Организационные требования.
Из предлагаемого списка тем рефератов обучаемые выбирают интересующую их. Предлагаемые списки тем являются примерными, а не строго обязательными, Поэтому по желанию обучаемые могут предложить свои темы, в соответствии с научными интересами или скорректировать названия тем из примерного перечня, согласовав выбранную ими тему с научным руководителем.
Написанные рефераты регистрируются на кафедре и передаются научным руководителям, в назначенное по расписанию время защиты рефератов, научный руководитель по итогам защиты выставляет оценку, расписывается и возвращает реферат на кафедру.
Требования к оформлению рефератов:
1. Реферат должен включать следующие структурные элементы: титульный лист, план, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
План занимает отдельную страницу и содержит перечень составных частей работы (введение, номера и названия глав и параграфов, заключение, список литературы, приложения) с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующий раздел.
Введение обычно занимает 1,5-2 страницы. В нем должны быть раскрыты актуальность темы, цели и задачи исследования, структура работы.
Основной раздел реферата должен состоять из обзорной части, где излагается процесс исследования (хронология), и содержательной, в которой отражается методика исследования, достигнутые результаты и выводы.
В списке литературы перечисляются в алфавитном порядке все использованные источники по группам (в каждой из которых перечисление также ведется в алфавитном порядке). Обычно выделяются следующие группы: а) Конституции, законы и иные нормативные документы, б) книги одного или нескольких авторов, в) сборники статей, г) статьи в периодической печати. Выделять названия отдельных групп списка литературы не надо.
Особое значение имеет организация подбора литературы по теме реферата. Поиск и подбор литературы может вестись различными способами: подбор по предметному каталогу библиотеки, (т.е. по ключевым словам, связанным с избранной темой реферата; подбор по алфавитному каталогу библиотеки, (т.е. по фамилиям авторов, занимающихся данной проблемой; подбор с помощью Интернета; поиск по периодическим изданиям; расширение поиска на основе уже подобранных книг. При работе с различными публикациями рекомендуется обращать внимание на сноски и библиографические списки, приводимые в них. Это поможет расширить круг поиска и даст информацию о дополнительных источниках.
Приложения не являются элементом рефератов, но в них обычно даютсябольшие схемы, таблицы, расчеты. В этом случае в тексте приводится только анализ, окончательные результаты расчетов со ссылкой на соответствующие приложения. Небольшие таблицы и схемы обычно оставляются в тексте, Следует иметь в виду, что все таблицы, схемы, статистические данные (независимо от того, выносятся они в приложение или нет) должны сопровождаться анализом.
2. Реферат сдается на кафедру в сброшюрованном виде. Объем реферата должен составлять 10-15 страниц машинописного текста (14 шрифт, через 1,5 интервала).
3. Язык и стиль реферата должен соответствовать определенным требованиям. Научный текст характеризуется смысловой законченностью, целостностью, связанностью. Для достижения этого используются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на: последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит и т.д.); противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, нем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря тому, вследствие этого), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейтик..., обратимся к. ., рассмотрим, остановимся на...); итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог).
Основная отличительная черта научного стиля - это объективность изложения, поэтому для такого рода текстов характерно применение вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Особое значение в этом смысле отводиться ссылкам на источники информации (по мнению, по сведениям, по данным).
4. Оформление сносок - важнейший элемент реферата, характеризующий умение обучающихся работать с информационными источниками. Сноски необходимы, если в тексте приводятся цитаты, которые оформляются («»), излагаются своими словами положения, выдвинутые другими авторами, приводятся статистические данные (в этих случаях используются библиографические ссылки, указывающие источник информации). В сносках могут быть также выделены уточняющие дополнения, разъяснения, примеры и т.п. (смысловые ссылки).
Сноски могут оформляться различными способами: постраничные с постраничной нумерацией, постраничные со сквозной нумерацией, концевые со сквозной нумерацией, текстовые со ссылкой на список литературы.
Оформление библиографических ссылок.
При ссылке на книгу (статью, документ) в тексте сноски указываются ее полные библиографические данные и номер соответствующей страницы.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или документу, то ссылку следует начинать словами: «Цит. по:», либо «Цит. по кн.:», либо «Цит .по ст.:». Например:
Цит. по кн.: Парламенты мира: Сб. - М.- Интерпракс. 1991. С.12
Если от текста, к которому относится ссылка, нельзя сделать плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами: «См.»или «См. об этом».
В случае, когда необходимо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из немногих, подтверждающих положение основного текста, используют слова: «См., например,», «См. также», «См. в частности»,
Если предыдущая на данной странице ссылка делалась на тот же источник, что и данная, то в этом случае полные библиографические данные полностью не повторяют, а используют слова: «Там же». Если номер страницы ссылки при этом не совпадает с предыдущей ссылкой, то после запятой указывают номер страницы. Например:
Крутоголов М.А. Парламент Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. – М.: Наука. 1988. С. 68.
Там же. С. 156.
Если несколько ссылок делается на одно произведение одного автора, при этом на другие работы данного автора ссылок нет, и ссылки идут не подряд на одной странице, то используют слова: «Указ раб.» Например: Крутоголов М.А. Указ. раб. С. 67.
Тематика рефератов
При написании рефератов постарайтесь по возможности раскрыть все ключевые элементы правовых систем соответствующих стран: систему права, судебную систему и структуру юридической профессии. Подумайте также над вопросом о национальной правовой культуре, которая воздействует на всю правовую систему в целом и отдельные ее элементы.
1. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.
2. Общеправовые тенденции развития.
3. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения.
4. Предшественники науки сравнительного правоведения в Древнем мире, Средние века и Новое время.
5. Отечественная школа сравнительного правоведения в ХХ в.
6. Природа, цели сравнительного правоведения
7. Объекты сравнительного правоведения.
8. Правовые системы как главный объект сравнительных исследований.
9. Использование результатов сравнительного правоведения.
10. Общие правила сравнительно-правового анализа.
11. Предотвращение и разрешение юридических коллизий.
12. Сближение национальных законодательств.
13. Модельные законодательные акты.
14. Унификация правовых норм.
15. Международно-правовая помощь.
16. Правовые семьи современного юридического мира.
17. Классификация правовых стилей и правовых семей.
18. Истоки и особенности правовой системы Франции.
19. Германская правовая система в прошлом и настоящем.
20. Особенности континентальной системы права.
21. Распространение принципов и подходов франко-германского права в различных странах мира.
22. Формирование правовых традиций в Скандинавских странах в XVII-XIX вв.
23. Интеграционно-правовые процессы в Скандинавском регионе с конца XIX в. до наших дней.
24. Система общего права.
25. Правовая система США.
26. Юридическая профессия в США.
27. Славянское и евразийское право.
28. Правовые семьи религиозно-нравственной ориентации.
29. Источники и особенности мусульманского права.
30. Тенденции модернизации мусульманского права в XIX-XX вв.
31. Система североевропейского права.
32. Латиноамериканская правовая семья.
33. Традиционное право.
34. Индуизм и современная правовая система Индии.
35. Дальневосточная правовая семья.
36. Влияние конфуцианства и легизма на право Китая и Японии.
37. Синтез традиционного и иностранного права в африканских странах.
38. Сравнительный анализ законодательств государств-участников СНГ.
39. Право Европейского Союза.
40. Правовое развитие в рамках Совета Европы.
41. Соотношение сравнительного права и международного права.
42. Значение сравнительного правоведения для современной России.
43. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права.
44. Конвергенция Романо-германского и англосаксонского права.
45. Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем.
46. Соотношение национального и международного права.
47. Реализация международно-правовых норм.
Методические рекомендации для подготовки к коллоквиуму
Коллоквиум - это вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой собеседование преподавателя со студентами по проблемам учебной дисциплины «Сравнительное правоведение».
Цели коллоквиума – добиться глубокого изучения студентами рекомендованных работ, тем, разделов курса; пробудить стремление овладеть методологическими подходами и теоретическими наработками в области межсекторного взаимодействия; осуществить контроль самостоятельной работы магистров.
Коллоквиум проводится как индивидуальная беседа преподавателя с обучающимся. Однако, так как одной из главных задач коллоквиума является углубление знаний студентов, собеседование следует проводить в присутствии группы обучающихся. Если студент, с которым беседует преподаватель, не отвечает на поставленный ему вопрос, рекомендуется адресовать этот вопрос другим присутствующим. Таким образом, беседа идет с группой обучающихся по отдельной проблеме теоретико-методологических проблем курса. В этом случае небольшой коллектив обучающихся работает активно и вдумчиво, так как каждый следит за работой, дополняет другого, участвует в споре и обсуждении.
В ходе собеседования преподаватель может задавать вопросы при изложении магистрами материала, направлять беседу, включать в беседу других присутствующих. Собеседование не должно носить формального характера. Поэтому не рекомендуется на коллоквиум одновременно вызывать большую группу студентов. К студентам, сдающим коллоквиум, предъявляются обычно следующие требования. Каждый должен иметь конспект ответов, который может быть относительно кратким, но содержательным. Коллоквиум без конспектов ответов проводить не следует, ибо не может быть глубокого, серьезного изучения работ без их конспектирования, знания категорий, раскрытых в работе. Студент должен видеть за каждой концепцией и категорией реальные процессы и явления общественной жизни.
На коллоквиуме обучающийся хорошо «раскрывается», он высказывает все свои сомнения, задает вопросы, иногда полемизирует с преподавателем. Поэтому предоставляется возможность лучше узнать каждого обучающегося и лучше организовать дифференцированное обучение.
Преподаватель постановкой вопросов может направлять беседу.
Примерные вопросы для коллоквиума