Организционно-управленческая деятельность юриста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы лекций
№ п/п | Название темы | Количество часов | Уровень освоения | |
ОФ | ЗФ | |||
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности | - | ознакомит. | ||
Планирование и другие функции управления в юридической практике | - | - | - | |
Основы управления персоналом в юридической практике | - | - | - | |
Основы управления знаниями в юридической организации | - | - | - | |
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | - | - | - | |
ВСЕГО: | - |
Темы семинарских занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов | Уровень освоения | |
ОФ | ЗФ | |||
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности | - | ознакомит. | ||
Планирование и другие функции управления в юридической практике | - | продуктив. | ||
Основы управления персоналом в юридической практике | - | репродуктив. | ||
Основы управления знаниями в юридической организации | - | продуктив. | ||
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | - | продуктив. | ||
ВСЕГО: | - |
Самостоятельная работа
№ п/п | Название темы | Количество часов | Уровень освоения | |
ОФ | ЗФ | |||
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности | - | ознакомит. | ||
Планирование и другие функции управления в юридической практике | - | продуктив. | ||
Основы управления персоналом в юридической практике | - | репродуктив. | ||
Основы управления знаниями в юридической организации | - | продуктив. | ||
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | - | продуктив. | ||
ВСЕГО: | - |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Методы обучения
Словесные методы: рассказ-пояснение, беседа, лекция, обсуждение.
Наглядные методы: видео-презентация, схемы, диаграммы.
Практические методы: научные доклады, сообщения, решение задач, рефераты, составление концепций, разработка лекций.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лекционных кабинетов 1; специализированных аудиторий 1.
Оборудование лекционного кабинета: В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет.
Технические средства обучения: Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint, а также Shаra Point.
Распределение баллов
Тема | Текущий контроль | Промежуточная аттестация (зачет/экзамен) | Всего | |||||
Вид учебной деятельности | ||||||||
Лекция | Практические занятия | Семинары | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа | |||
5 б. | - | 60 б. | - | 5 б. | - | 30 б. | 100 б. |
*Баллы распределяются либо по каждой теме, либо по дисциплине в целом.
Информационные ресурсы
1. Кодекс профессиональной этики адвоката: принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года // https://www.base.garant.ru
2. Меморандум о социальной ответственности российского юриста: Одобрен на заседании Президиума Ассоциации юристов России 30 сентября 2008 года // https: // www. gov.cap.ru
3. Кодекс судейской этики: утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года // https://www.consultant.ru
4. Кодекс этики правовых консультантов НП «ЗСПП»: https://www.a-prava.com
13. Методические рекомендации для студента
Особенностью дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» является ее инновационный характер с максимальной практической составляющей.
В рамках изучения данной дисциплины магистранты должны изучить основные понятия и категории теории организации и теории управления; особенности деятельности организатора, руководителя и управляющего; обязанности и ответственность юриста с учетом сферы организационно-управленческой деятельности. А также, студентам необходимо овладеть навыками проведения оценки, анализа и управления ситуацией при принятии решений, умением просчитывать и учитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений, научиться применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой, а также использовать организационно-управленческие навыки мобилизации коллектива, мотивации и стимулирования деятельности сотрудников, развития их профессиональных навыков и продвижения по карьерной лестнице.
При изучении данной образовательной дисциплины магистрантам следует обратить внимание на основные технологии планирования, которые возможно применять в юридической практике, как функции управления. Особо следует рассмотреть вопросы использования стратегического планирования, которое до последнего времени не было широко распространено в сфере услуг.
Также, при изучении учебного курса«Организационно-управленческая деятельность юриста» слушателям необходимо проанализировать особенности современной системы управления персоналом и построения кадровой политики с учетом
специфики профессиональной деятельности юриста и изучить направления реализации организационно-управленческих компетенций в деятельности юриста, включая рассмотрение профессиограммы и этапов карьерного роста.
Во время семинара обсуждение темы проводится в свободной творческой форме. Студенты обсуждают с преподавателем не только вопросы, сформулированные в учебно-методическом комплексе, но и задают вопросы, возникшие у них в процессе подготовки к семинару, аргументировано излагают собственную позицию по тому или иному проблемному вопросу.
Студентам рекомендуется задания к практическим занятиям выполнять в отдельной тетради. Подготовка к занятию предполагает изучение теоретического материала, нормативных актов и решение задач. При решении задач рекомендуется всесторонне анализировать условия, формулировать решение четко и грамотно, давая ссылки на соответствующие правовые нормы. В целях более полного усвоения материала и лучшей подготовки к будущей профессиональной деятельности необходимо стремиться изменять условия задачи с тем, чтобы выбрать наилучший вариант разрешения конкретной жизненной ситуации.
Важно иметь в виду, что для усвоения материала учебного курса «Организационно-управленческая деятельность юриста» большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в программе курса. Однако для того, чтобы максимально эффективно использовать имеющуюся в программе учебную информацию, студент должен обязательно ознакомиться с ее содержанием предварительно. Желательно просматривать каждый из разделов программы одновременно с изучением соответствующего лекционного и учебного материала. Ведь в ней закрепляется не только структура курса, но и перечисляются основные категории и понятия, выделяются их основные черты и признаки, классификационные ряды и т. п.
Тема: Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности.
1. Понятие и сущность организационно-управленческой деятельности.
2. Управление как элемент организационно-управленческой деятельности.
3. Организация как механизм и форма жизни коллектива.
4. Руководство и власть как инструменты управления коллективной деятельностью.
5. Признаки организационно-управленческой деятельности.
6. Формирование организационно-управленческих компетенций в высшем юридическом образовании.
Семинар 2. (2 часа)
Тема: Планирование и другие функции управления в юридической практике.
1. Понятие, виды и общая характеристика функций управления.
2. Планирование как функция управления и его особенности в сфере юридических услуг.
3. Стратегическое планирование: требования, сущность содержание.
4. Управление планированием, система показателей плана.
5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ.
6. Стратегическое планирование и GAP-анализ.
7. Планирование и управление временем.
Семинар 3. (2 часа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЗЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА
(?)
(код и наименование дисциплины по учебному плану)
по направлению подготовки
40.04.01 юриспруденция
(код и наименование направления подготовки по ФГОС)
квалификация (степень) выпускника «магистр»
факультет юридический
Симферополь – 2014 год
Рабочая программа «Организационно-управленческая деятельность юриста» для студентов по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО № ___ от ___ _____________ 201__ г. и учебным планом КФУ для очной (заочной) формы обучения
от ___ __________ 20___г.
“____”________, 20___ г. _____ с.
Разработчики:(указать авторов, их должности, научные степени и ученые звания)
Романюк Людмила Валериевна, доцент кафедры предпринимательского и экологического права, кандидат юридических наук, доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
______________________________________________________________________
Протокол от “____”________________20__ г. № ___
И.о. заведующего кафедрой к.ю.н. Елькин С.В.
_____________________ (С.В. Елькин)
(подпись) (Ф.И.О.)
“_____”___________________ 20___ г.
Согласовано с методической комиссией факультета ________________________________
Протокол от “____”________________20___ г. № ___
“_____”__________ 20___ г. Председатель ________________ (________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
©Романюк Л.В., 2014 г. | |
© Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2014 год |
Описание учебной дисциплины
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины является частью основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки ФГОС ВПО ??? «Организационно-управленческая деятельность юриста» 40.04.01 юриспруденция.
В части освоения основного(ых) вида(ов) профессиональной деятельности: правотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; педагогическая.
- Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель изучения дисциплины: обучение основам управленческой деятельности юриста, изучение основных понятий теории организации и теории управления, особенностей деятельности юриста как организатора, руководителя и управляющего.
А также, формирование у студента представления о методах решения организационно-управленческих задач в практике эффективного достижения целевого результата работы коллектива, обучение умению оценивать роль и значение конкретных организационно-управленческих функций как инструментов работы во внутренней и внешней среде организации.
Задачи курса:
- усвоение знаний у студентов об управленческой деятельности, ее организаторской функции, организаторской работе и научной организации труда в сфере юриспруденции;
- формирование у студентов профессиональных навыков руководства малыми коллективами, научной организации собственного труда;
- обучение студентов навыкам делопроизводства в сфере управления.
С целью овладения указанным(и) видом профессиональной деятельности и приобретения соответствующей(их) компетенции(й) студент в ходе освоения учебной дисциплины должен:
Шифр компетенции | компетенция | знать | уметь |
ОК-1 | общекультурная: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | основные понятия и особенности управленческой деятельности | работать с источниками законодательства, оперировать правовыми понятиями и категориями |
ОК-2 | общекультурная: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | возможные способы разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста | применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных ситуациях; уверенно вести дискуссию по актуальным вопросам |
ОК-3 | общекультурная: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | особенности функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в жизни общества | самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять профиль своей профессиональной деятельности |
ОК-4 | общекультурная: способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | лексико-грамматический минимум, необходимый для работы с иностранными юридическими текстами, лексические и грамматические особенности русского и иностранного языков | читать, понимать и переводить иноязычные тексты юридической направленности, пользоваться общими и специальными словарями, извлекать необходимую информацию из прочитанного на иностранном языке текста |
ОПК-1 | общепрофессиональная: осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | особенности социализации личности; нормы и санкции как элементы социального контроля; основные виды девиаций; сравнительные критерии политической культуры общества, группы и личности | анализировать условия совместной деятельности; осуществлять формы социального контроля в малой и большой группах; подкреплять личным отношением и примером значение общественных и индивидуальных правовых ценностей |
ОПК-2 | общепрофессиональная: способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдение принципов этики юриста | основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности; | оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; |
ОПК-3 | общепрофессиональная: способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ | направления и методы изучения теории государственного управления, теории управления; теоретические и практические основы менеджмента и юридической психологии, содержание трудов авторов, проводящих исследования в сфере организационно-управленческой деятельности юриста | выявлять особые цели и интересы политических и социальных групп, групп лоббирования, политических партий и движений; анализировать внутренние и международные политические события, прогнозировать их в русле российских интересов |
ОПК-4 | общепрофессиональная: готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности | правила поведения и участия в обсуждении (дискуссии) | формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, сопоставлять ее с позицией других членов группы (коллектива), вырабатывать общую позицию с членами группы |
ПК-1 | профессиональная: способность разрабатывать нормативные правовые акты | правовые источники, регулирующие вопросы организации управления в государственных органах, их соотношение по юридической силе | правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере правового регулирования общественных отношений в сфере осуществления организационно-управленческой деятельности |
ПК-2 | профессиональная: способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | содержание основных понятий теории управления, организационно-управленческой компетенции юриста; | анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, совершать юридические действия в соответствии с законом; анализировать судебную практику |
ПК-6 | профессиональная: способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | понятие коррупции и коррупционных преступлений, меры противодействия коррупции | планировать и осуществлять деятельность по противодействию коррупционным преступлениям |
ПК-7 | профессиональная: способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Конституцию РФ, основные нормативно-правовые акты, решения Конституционного Суда РФ, судебную практику на федеральном и региональном уровнях | анализировать эффективность нормативно- правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе реализации юристом управленческой деятельности |
ПК-8 | профессиональная: способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | сущность и содержание организационно-управленческой деятельности юриста, основные понятия и категории в сфере организационно-управленческой деятельности; | осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; осуществлять эффективное руководство деятельностью коллектива; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; |
ПК-9 | профессиональная: способность принимать оптимальные управленческие решения | природу и сущность процесса принятия управленческих решений | выработать и поставить цели; изучить проблемы; выбрать и обосновать критерии эффективности и возможные последствия принимаемых решений; рассмотреть варианты решений; выбрать и окончательно сформулировать решение; принять решения; довести решение до исполнителей; осуществить контроль за выполнением решения. |
ПК-10 | профессиональная: способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | способы внедрения управленческих инноваций: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих проблем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, организационная и психологическая поддержка творческой активности и инициативы со стороны руководства; использование способов разрешения конфликтов | создать нормальный социально-психологический климат в коллективе, улучшить условия труда и быта работников, преодолеть социально-психологические барьеры, препятствующие нововведениям |
ПК-11 | профессиональная: способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | современную проблематику данной отрасли знаний; историю развития конкретной научной проблемы, ее роль и место в изучаемом научном направлении; основные этапы решения научных задач | выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати |
ПК-12 | профессиональная: способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | теоретические основы правовых дисциплин, изучаемых в процессе подготовки по специальности «Юриспруденция», закономерности и этапы педагогического процесса, функции педагога, основы методики преподавания правовых дисциплин | применять педагогические технологии в профессиональной среде, излагать в процессе преподавания основные положения правовых дисциплин на необходимом теоретическом и методическом уровне |
ПК-13 | профессиональная: способность управлять самостоятельной работой обучающихся | основы управления познавательной работой обучающихся в процессе самостоятельной работы | организовать самостоятельную работу обучающихся с использованием необходимых методических материалов |
ПК-15 | профессиональная: способность эффективно осуществлять правовое воспитание | закономерности и принципы правового воспитания, критерии оценки эффективности правового воспитания | применять знания основ правового воспитания в профессиональной деятельности |
Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Организационно-управленческая деятельность юриста» относится к профессиональному циклу ОПП.
Учебная дисциплина «Организационно-управленческая деятельность юриста» находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами ОПП. Организационная и управленческая деятельности объективно дополняют профессиональную компетентность юриста, так как обладают своеобразными профессиональными функциями, нацеленными на возможность реализации дополнительных компетенций личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме таких конкретных частных видов деятельности, как планирование и совместная работа в команде, принятие и реализация управленческих решений, налаживание и поддержание внутренних и внешних коммуникаций, оценивание и развитие профессионального и карьерного продвижения.
Воспитание готовности выпускников юридического вуза к организационно-управленческой деятельности с учетом своей профессиональной специализации происходит в течение всего процесса обучения, однако требует конкретизации теоретических знаний и практических навыков, получивших свое определение в современном образовательном стандарте как организационно-управленческие компетенции. В частности, требует соответствующего объяснения, что это за вид деятельности, из каких элементов она состоит, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает.
Следует отметить, что комплексность данного учебного курса обусловливает необходимость обращения при его изучении к нормам административного, трудового, финансового и других отраслей права, а также к таким наукам как теория управления, основы менеджмента и юридическая психология. «Входными» знаниями, умениями, необходимыми при освоении дисциплины «Организационно-управленческая деятельность юриста» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин, являются: владение юридической терминологией, понятиями и категориями административного, трудового, финансового, права, теории управления и юридической психологии, умение анализировать правовые нормы и практику их реализации, владение методами и способами получения информации, способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения, умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания.
Учебный курс «Организационно-управленческая деятельность юриста», основан на таких базовых дисциплинах, как теория управления, юридическая психология, конституционное право, административное право, призвана углубить и конкретизировать знания, полученные студентами в ходе изучения упомянутых дисциплин, применительно к регулированию отношений в сфере осуществления организационно-управленческой деятельности юриста и реализации им своей компетенции.
3. Структура учебной дисциплины
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | |||||||||||
Очная форма | заочная форма | |||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
л | п | лаб | инд | сам | л | п | лаб | инд | сам | |||
Тема 1. Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Тема 2. Планирование и другие функции управления в юридической практике | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Тема 3. Основы управления персоналом в юридической практике | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Тема 4. Основы управления знаниями в юридической организации | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Тема 5. Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
Всего часов | - | - | - | - | - | - |
Темы лекций
№ п/п | Название темы | Количество часов | Уровень освоения | |
ОФ | ЗФ | |||
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности | - | ознакомит. | ||
Планирование и другие функции управления в юридической практике | - | - | - | |
Основы управления персоналом в юридической практике | - | - | - | |
Основы управления знаниями в юридической организации | - | - | - | |
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | - | - | - | |
ВСЕГО: | - |
Темы семинарских занятий
№ п/п | Название темы | Количество часов | Уровень освоения | |
ОФ | ЗФ | |||
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности | - | ознакомит. | ||
Планирование и другие функции управления в юридической практике | - | продуктив. | ||
Основы управления персоналом в юридической практике | - | репродуктив. | ||
Основы управления знаниями в юридической организации | - | продуктив. | ||
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | - | продуктив. | ||
ВСЕГО: | - |
Самостоятельная работа
№ п/п | Название темы | Количество часов | Уровень освоения | |
ОФ | ЗФ | |||
Основные понятия и категории организационно-управленческой деятельности | - | ознакомит. | ||
Планирование и другие функции управления в юридической практике | - | продуктив. | ||
Основы управления персоналом в юридической практике | - | репродуктив. | ||
Основы управления знаниями в юридической организации | - | продуктив. | ||
Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста | - | продуктив. | ||
ВСЕГО: | - |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Методы обучения
Словесные методы: рассказ-пояснение, беседа, лекция, обсуждение.
Наглядные методы: видео-презентация, схемы, диаграммы.
Практические методы: научные доклады, сообщения, решение задач, рефераты, составление концепций, разработка лекций.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лекционных кабинетов 1; специализированных аудиторий 1.
Оборудование лекционного кабинета: В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет.
Технические средства обучения: Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint, а также Shаra Point.