То ль рябина хитрая подшутить хотела?
Дидактические игры: «С какой ветки детки? » Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба. Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и спрашивает, с какого он дерева.
Дети должны подбежать к загаданному дереву. Дети, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.
«Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «рябина, лист». Цель– научить составлять предложения с заданным словом. «Нарисуй картинку» –рисование на мокром песке, развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: " Попрыгунчики"
На земле на расстоянии 50 – 60 см одна от другой чертят линии. Дети друг за другом перепрыгивают линии на двух ногах разными способами: прямо, боком правым и левым боком.
Правила: прыгать указанным способом, отталкиваясь двумя ногами одновременно; согласовывать силу толчка с препятствием (ближе – дальше)
Цель:научить детей прыгать через препятствия разными способами.
Индивидуальная работа «Кто дольше не собьётся». Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком). «Добеги и прыгни» Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Трудовая деятельность Сбор семян. Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
Сентябрь старшая группа
Прогулка 5 Наблюдение «Грустный дождик»
Цель: Закрепление представлений детей о сезонных изменениях в неживой природе: обратить внимание на то, что осенью часто идут дожди. Осенний дождь идёт медленно, моросит. Всё вокруг становится мокрым, а воздух – влажным. Сравнить осенний и летний дождь. Обогащение словаря: долговяз, увяз, моросит.
Загадка: Шёл долговяз, в сыру землю увяз.
- Что это такое? Правильно, дождь. Давайте понаблюдаем за дождём. Дождь крупный или мелкий? Дождь мелкий. Он моросит.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит. А. Плещеев
- Тёплый или холодный? Посмотрите вокруг, что вы видите?
- Всё вокруг становится мокрым. А вы чувствуете, какой воздух стал влажный?
- Дети, вспомните, какой летом был дождь? (тёплый, крупный, быстро кончался).
- Молодцы, правильно. А осенью дождь, как вы уже сказали, мелкий, затяжной, идёт из тяжёлых, тёмных туч. Цветы после дождя уже не растут.
Вывод: Осенью дожди бывают чаще, чем летом. Осенние дожди холодные, затяжные, моросящие. Сказка «Грустный дождик»
Однажды маленькая тучка вышла гулять, деревья стоят голые. Посмотрела она вниз и увидела, что завяли цветы, а трава пожелтела. Ей стало так грустно, неуютно. Маленькая Тучка заплакала, и на землю закапали её слёзы, и пошёл грустный осенний дождик. Исследовательская деятельность: - Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?
Дидак. игры:«Большой – маленький» Цель: словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. «Нарисуй картинку» –рисование на мокром песке, развитие мелкой моторики.
Подвижная игра «Самолеты» (ходьба, бег)Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие, изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя:«К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналувоспитателя: «На посадку!»- самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее. Цель: учить действовать по сигналу. Индивидуальная работа: Упражнения с элементами игры в городки: бросание биты сбоку. «У оленя дом большой». Цель:закреплять умение соотносить движения с текстом.
У оленя дом большой, (руками показывают крышу) Он глядит в своё окно,(пр. рука горизонтально над лицом, левая под лицом) Заяц по лесу бежит,(пальцами перебирают вдоль тела) В дверь к нему стучит: - Тук-тук, дверь открой,(изображают стук в дверь) Там в лесу охотник злой!(Большим пальцем показывают назад), - Зайка, зайка, забегай,(рукой машут к себе) Лапку мне давай!(протягивают правую руку и хлопают по ней левой)
Трудовая деятельность.Очистка участка от веток и листьев; Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Сентябрь старшая группа
Прогулка 6 Наблюдение «Сентябрь – вечер года»
Цель: Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня). Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.
Обогащение словаря: короче, длиннее.
- В народе говорят:«Сентябрь – вечер года»…
- Почему так говорят?
Воспитатель предлагает проверить ответ, понаблюдать и сравнить продолжительность светового дня. Дети отмечают, что продолжительность светового дня уменьшается. Солнце светит меньше, не греет; становится холодней. Происходят изменения и в живом мире. Облетели листья, пожелтела трава, исчезли насекомые, готовятся к зиме птицы и звери.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
А. Пушкин
- Это стихотворение веселое или грустное? Почему вы так считаете?
Дидактические игры:«Наоборот». Цель: активизация словаря. Подбор антонимов (холодно, тепло, пасмурно, осенний, земля, дождь).«Слова- родственники». Цель: учить подбирать однокоренные слова. «Выбери камушки из песка» – развитие мелкой моторики.
« Нарисуй картинку» - нарисовать мелом на асфальте по желанию.Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:
«Парный бег». Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующему сигналу бежит вторая пара и т.д. Пара, отпустившая руки, считается проигравшей. «Пройди бесшумно».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Индивидуальная работа
Упражнения в лазанье: передвижение по бревну вперёд с помощью рук и ног.
Цель: воспитывать выносливость. « Поймай мяч»Ударить мяч о стену и поймать двумя руками.
Трудовая деятельность
Сбор семян на клумбе, сгребать листья на участке.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, желание помогать взрослым.
Сентябрь старшая группа
Прогулка 7 Наблюдение «Высота стояния солнца, движение его по небосклону»
Цель: Уточнение знаний детей о явлениях неживой природы через наблюдения: изменения высоты стояния солнца. Закрепление умения делать выводы. Обогащение словаря: долгота дня, полдень, нудный, простор, монтёр.
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер. В. Шварц
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день… А. Пушкин
- Почему осенью день становится короче?
Долгота дня связана с высотой стояния солнца.
Каждую неделю воспитатель обращает внимание, где находится солнце относительно высоко стоящих объектов в полдень:
- Оно движется по небосклону всё ниже и ниже, день становится короче, ночь длиннее. На улице становится холоднее.
Осень, осень…
Солнце в тучах отсырело –
Даже в полдень,
Светит тускло и несмело… Т. Белозеров
Дидактические игры:«Подбери признак»– подбор прилагательных к существительному «день». «Составь картинку» – выложи солнце из камушков, развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Лиса в курятнике» В курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одну сторону площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Остальная часть площадки - двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зерно. По сигналу воспитателя "лиса" куры убегают, прячутся в курятнике и взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) замешкавшуюся курицу. Пойманную добычу она уводит в свою нору. Игра заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур. Игра повторяется 4-5 раз.
Индивидуальная работа Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги. Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности«Прыгни дальше». Цель: учить прыгать в длину с разбега
Трудовая деятельность: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян.
Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.
Сентябрь старшая группа
Прогулка 8 Наблюдение «Что такое воздух»
Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.Обогащение словаря:осенний, влажный, холодный, грибной,дубовый, кленовый, рябиновый, резной.
Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что, же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).
В комнате воздух осенний -
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
В комнате воздух осенний -
Места не стало теплу.
Птиц улетающих тени
Тихо скользят по стеклу.
Загадка.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Дидактические игры:«Какой воздух?» - дети рассуждают о воздухе, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные
«Осень». Цель –развитие мелкой моторики (загибать пальчики).