Этика и стиль управления. Принципы этики и этикета в служебных взаимоотношениях «по вертикали» и «по горизонтали». Роль руководителя в формировании этических основ организационной культуры. Принципы и правила критики подчиненных. Поведение руководителя при конфликтных ситуациях.
- Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины профессиональная этика используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
– при проведении занятий семинарского типа:
Наименование ОС | Кейс-задачи |
Характеристика ОС | Кейс-задача - имитация реального события – специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Кейс-задача ставится перед студентами по окончании обсуждения теоретических вопросов по теме практического занятия. Целью использования данной формы обучения является углубление теоретических знаний, формирование способности использовать знание теории для решения практических задач. Предложения по решению заданий на первом этапе обсуждаются в малых группах (по 4-6 человек), затем – с участием всех студентов и преподавателя. Содержательно кейсовые задания по дисциплине направлены на усвоение студентами этических принципов и норм профессиональной деятельности представителей отдельных юридических профессий, этикетных правил поведения в конкретных ситуациях, компетенций ОПК-3 (способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста), ОПК-4 (способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу), ОПК ОС-1 (способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей). |
Наполнение ОС | Приложения №1 - №6 |
Критерии оценки | 3 балла | - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение высказывать и обосновать свои суждения; - студент организует связь теории с практикой. | 2 балла | - студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения кейса, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; - ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный. | 1 балл | - студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения кейса, не может доказательно обосновать свои суждения; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. | 0 баллов | - отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, не решен кейс; - в ответе студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для решения кейса. | |
Наименование ОС | Дискуссии |
Характеристика ОС | Дискуссия – обсуждение прикладных проблем профессиональной этики юриста с целью формирования собственной аргуметированной позиции студента по спорным вопросам. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Дискуссия проводится по окончании обсуждения контрольных вопросов по теме практического занятия. Выбор тематики дискуссий обусловлен существующими острыми прикладными проблемами в области этики и морали. В условиях отсутствия единого подхода к рассматриваемым в рамках дискуссии вопросам, ключевой задачей является формирование у студента собственной аргуметированной позиции. Подготовка к дискуссии является домашним заданием к практическому занятию. В ходе подготовке студентам рекомендуется изучить рекомендуемую в рамках данной РПД литературу и другие дополнительные источники. Во время дискуссии преподаватель контролирует поведение участников, управляет ходом дискуссии. По окончании дискуссии студентами и преподавателем подводятся ее итоги, формулируются основные выводы. Планируемым результатом реализации данной формы обучения является более глубокое усвоение студентами принципов этики в целом и профессиональной этики в частности, что служит основой для формирования компетенций ОПК-3 и ОПК ОС-1. |
Наполнение ОС | Приложения №7 - №8 |
Критерии оценки | 3 балла | - студент активно участвует в дискуссии; - свободно владеет профессиональной терминологией; - четко, логично, обоснованно выстраивает свои высказывания; - не нарушает правила этикета при ведении дискуссии; - умеет управлять ходом дискуссии, аргументированно отстаивая свою позицию | 2 балла | - студент достаточно активно участвует в дискуссии или отмечается нечастыми очень точными высказываниями; - владеет профессиональной терминологией; - четко, логично, обоснованно выстраивает свои высказывания с незначительными погрешностями; - не нарушает правила этикета при ведении дискуссии | 1 балл | - студент отмечается редкими высказываниями по рассматриваемым вопросам; - допускает заметные ошибки при использовании профессиональной терминологии; - высказывания содержат «рациональное зерно», однако нечетки и непоследовательны; - не нарушает правила этикета при ведении дискуссии | 0 баллов | - студент не владеет профессиональной терминологией; - нарушает правила этикета при ведении дискуссии; - не участвует в дискуссии | |
Наименование ОС | Эссе |
Характеристика ОС | Эссе – письменная работа небольшого объема в свободной форме, в которой студенту предлагается отразить индивидуальную позицию по рассматриваемому вопросу. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Эссе проводится по окончании обсуждения контрольных вопросов по теме практического занятия. Данный вид работы представляет студентам возможность выразить индивидуальную позицию по рассматриваемому вопросу. Специфика предложенной темы для эссе предполагает необходимость анализа рисков коррупционного поведения, в определенной степени формируя антикоррупционные установки будущих юристов, основу для усвоения ключевого этического принципа честности и неподкупности (ОПК-3 и ОПК ОС-1). |
Наполнение ОС | Приложение №9 |
Критерии оценки | 1,5 балла | - работа грамотно структурирована; - тезисы четко формулируются и логично доказываются; - заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; - текст написан грамотно, без отсутствия стилевых ошибок и погрешностей, упрощённо-примитивных формулировок; - выполнена задача заинтересовать читателя; - демонстрируется полное понимание темы; - отсутствует плагиат, содержатся ссылки на другие источники | 1 балл | - работа грамотно структурирована; - тезисы четко формулируются, но недостаточно полно доказываются; - заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; - текст написан грамотно с незначительными стилевыми погрешностями без использования упрощённо-примитивных формулировок; - отсутствует плагиат, содержатся ссылки на другие источники | 0,5 балла | - работа недостаточно грамотно структурирована; - тезисы не вполне четко формулируются или соответствуют теме эссе лишь частично; тезисы доказываются недостаточно логично (убедительно) и последовательно; - заключение содержит выводы, не полностью соответствующие содержанию основной части; - текст написан со значительным количеством ошибок; - отсутствует плагиат | 0 баллов | - работа не соответствует теме эссе или скопирована из других источников | |
Наименование ОС | Тестирования |
Характеристика ОС | Тест - стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности студентов. Все испытуемые отвечают на задания, сгруппированные по одним и тем же темам, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционного тестирования - установить уровень знаний по пройденным темам. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Тестирование в рамках текущего контроля проводится в компьютерном классе. Задание ограничено по времени и предполагает оперативный выбор из готовых вариантов ответов на вопросы по заданной теме. В силу того, что тесты содержат широкий круг вопросов пройденного раздела, они направлены на формирование знаний, закладывающих способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3) и способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей (ОПК ОС-1). |
Наполнение ОС | Электронное тестирование в системе Moodle |
Критерии оценки | 1,5 балла | 9-10 правильных ответов (из 10 возможных) | 1 балл | 6-8 правильных ответов | 0,5 балла | 3-5 правильных ответов | 0 баллов | 0-2 правильных ответа | |
Наименование ОС | Контрольные работы (аудиторные) |
Характеристика ОС | Контрольная работа - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по концентрированному выражению накопленного знания, обеспечивает возможность одновременной работы всем обучающимся за фиксированное время по однотипным заданиям, что позволяет преподавателю оценить всех обучающихся. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Контрольные работы проводятся в письменной форме, в зависимости от тематики включают теоретические или практические задания для студентов. В ходе написания контрольной работы преподаватель контролирует самостоятельность и индивидуальность ее выполнения. Содержание заданий предусматривает необходимость обобщения и систематизации теоретических знаний, применения студентами аналитических навыков, полученных в ходе изучения крупных тематических разделов. В результате у студентов закрепляются как теоретические знания, так и практические установки к реализации морально-этического поведения, усваиваются компетенции ОПК-3 (способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста), ОПК-4 (способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу), ОПК ОС-1 (способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей). |
Наполнение ОС | Приложения №10 - №12 |
Критерии оценки | Контрольная работа №1 |
Оценка | Критерии оценивания | 5 баллов | - заполнены все поля таблицы; - грамотно обозначены критерии для сравнения; - полностью раскрыта суть общих и отличительных черт; - формулировки критериев и характеристик морали и права краткие и точные; - теоретические суждения подкрепляются примерами | 3-4 балла | - заполнены все поля таблицы; - критерии для сравнения, общие и отличительные черты раскрыты, но содержат незначительные неточности; - теоретические суждения подкрепляются примерами | 1-2 балла | - заполнено более половины полей таблицы; - критерии для сравнения, общие и отличительные черты обозначены, но содержат значительные неточности; - теоретические суждения не подкрепляются примерами | 0 баллов | - заполнено менее половины полей таблицы; - суть темы не раскрыта, формулировки содержат грубые ошибки | |
Контрольные работы №2, №3 |
5 баллов | - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение высказывать и обосновать свои суждения; - студент организует связь теории с практикой. | 3-4 балла | - студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения практической задачи, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности; - ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный. | 1-2 балла | - студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практической задачи, не может доказательно обосновать свои суждения; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. | 0 баллов | - отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, задача не решена; - в ответе студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для решения практической задачи. | |
Наименование ОС | Конспекты первоисточников |
Характеристика ОС | Конспект первоисточника – краткое изложение содержания научной работы по релевантной тематике. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Конспектирование первоисточника является домашним заданием студентов и используется для освоения новых знаний по темам дисциплины, формирования навыков анализа научных работ по профессиональной этике. Конспект базового источника должен содержать: план, ключевые слова, основные положения работы (5-6 тезисов) с комментариями к ним студента, вывод об актуальности рассматриваемой в работе темы. Формируемое в ходе подготовки конспекта знание теории и практики будущей профессиональной деятельности, роли этических принципов в ее реализации способствует усвоению студентами компетенций ОПК-3 (способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста) и ОПК ОС-1 (способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей). |
Наполнение ОС | Источники для конспектирования приведены в Приложении №13 |
Критерии оценки | 3 балла | - соблюдена структура конспекта; - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение высказывать и обосновать свои суждения; - студент организует связь теории с практикой; - комментарии и вывод раскрывают позицию студента относительно основных положений работы, логично вытекают из содержания первоисточника. | 2 балла | - в целом соблюдена структура конспекта; - студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, но структура и содержание конспекта имеют отдельные неточности; - комментарии и вывод в основном раскрывают позицию студента относительно основных положений работы, логично вытекают из содержания первоисточника. | 1 балл | - структура конспекта не соблюдена; - студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для увязки с практикой, не может доказательно обосновать свои суждения; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание рассматриваемой темы. | 0 баллов | - отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл; - в конспекте студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении; - работа не сдана в установленный срок, либо скопирована из других источников. | |
Наименование ОС | Контрольные работы (домашние) |
Характеристика ОС | Контрольная работа (домашняя) – является способом индивидуальной деятельности обучающегося по концентрированному выражению накопленного знания, обеспечивает возможность оценки самостоятельной работы обучающихся по однотипным заданиям. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Домашние контрольные работы (контрольные-практикумы) выполняются студентами самостоятельно при подготовке к практическим занятия. Домашняя контрольная работа предполагает анализ конкретной ситуации по рассматриваемой теме, взятой из литературы, сети «Интернет» и иных источников. Содержание заданий предусматривает необходимость обобщения и систематизации теоретических знаний, применения студентами аналитических навыков, полученных в ходе изучения крупных тематических разделов дисциплины. Применение теоретических знаний в области этики к анализу практической ситуации способствует усвоению компетенций ОПК-3 (способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста), ОПК-4 (способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу), ОПК ОС-1 (способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей). |
Наполнение ОС | Темы для контрольных работ приведены в Приложении №13 |
Критерии оценки | 3 балла | - выбранная для анализа практическая ситуация соответствует тематике контрольной работы; - изложение материала логично, грамотно, без ошибок; - свободное владение профессиональной терминологией; - умение высказывать и обосновать свои суждения; - студент организует связь теории с практикой. | 2 балла | - выбранная для анализа практическая ситуация соответствует тематике контрольной работы; - студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для анализа практической ситуации, но содержание и форма работы имеют отдельные неточности. | 1 балл | - выбранная для анализа практическая ситуация соответствует тематике контрольной работы; - студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для анализа практической ситуации, не может доказательно обосновать свои суждения; - обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала. | 0 баллов | - отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, практическая ситуация не проанализирована; - в работе студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для анализа практической ситуации; - работа не сдана в установленный срок, либо скопирована из других источников. | |
4.1.2. Зачет проводится в письменной форме по билетам.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие № 1
Наши рекомендации