По изучению курса жилищного права
Введение в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2005 года внесло определенные коррективы в изучение курса, так как потребовало сравнительной характеристики некоторых положений со старым жилищным законодательством. В этой связи студентам для глубокого изучения некоторых тем курса рекомендуется проводить анализ изменений для лучшего усвоения материала. Реальную помощь в данном процессе могут оказать научно-практические комментарии к Жилищному кодеку РФ, перечень которых дан в УМК в разделе «Планы семинарских занятий», где к каждой теме дан перечень литературы. Следует иметь в виду, что практика применения норм ЖК РФ находится в стадии формирования, поэтому список литературы может быть дополнен и другими источниками.
Несмотря на отсутствие жизненного и практического опыта, навыков правоприменения у обучающихся, при изучении курса жилищного права студенты должны проникнуться перспективой ответственности, которую они возложат на себя, когда будут применять свои профессиональные знания по окончании ВУЗа, поскольку именно в жилищной сфере качественная защита прав и законных интересов граждан имеет весьма серьезные правовые последствия.
В особенности, когда защита прав осуществляется в судебном порядке.
Методические указания
по организации самостоятельной работы студентов
С учетом специфики подготовки Российской академией правосудия специалистов для судебной системы, будущим юристам необходимо знать, что применение профессиональных знаний в области жилищного права в их будущей публичной деятельности на практике потребуется для:
· правильной квалификации правоотношений;
· самостоятельного принятия решений;
· умелого толкования правовых норм;
· аргументированного и убедительного изложения взглядов в спорных ситуациях;
· реализации навыков в отстаивании своей позиции;
· качественного изготовления различных юридических документов, в особенности актов, имеющих особую специфику и правовые последствия в судебном делопроизводстве;[2]
· профессионального участия в судах в соответствующем процессуальном качестве;
· эффективного использования правового и практического опыта специалистов.
Поэтому, организуя внеаудиторную часть работы по изучению курса жилищного права в режиме самоподготовки, студенту необходимо использовать весь арсенал предоставленных Академией возможностей. То есть: фонды библиотеки РАП, участие в конференциях и заседаниях «круглого стола» по жилищной тематике, проводимых в Академии на двух факультетах повышения квалификации судей РАП, в занятиях с выездом в суды разного уровня и другие структуры судебной системы, организуемых в рамках повышения квалификации как судей, так и сотрудников аппарата судов, работу в компьютерном классе (при необходимости), изготовление тезисов выступления и т.д.
Основные виды учебных занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, консультации, письменная работа. Изучение дисциплины завершается зачетом.
Курс «Жилищное право» структурно построен на 16 основных темах. Для целей более углубленного изучения дисциплины, куда входят и другие темы жилищного права, студентам представлен специальный список дополнительной литературы.
Лекции- вид аудиторных занятий, в ходе которых преподаватель:
· доводит до сведения слушателей ключевые аспекты основных тем, а также излагает наиболее сложные, имеющие концептуальный характер, вопросы;
· проводит обзор наиболее актуальных проблем жилищного права, и ЖК РФ;
· анализирует различные точки зрения на вновь принятый Жилищный кодекс Российской Федерации;
· производит разбор судебной практики его применения с 1 марта 2005 года;
· исследует новеллы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку производственная практика студентов РАП очной формы обучения планируется после прохождения курса жилищного права, то они лишены возможности в процессе изучения предмета участвовать либо реально наблюдать и анализировать практическое правоприменение. В этой связи изучение дисциплины для них связывается с устной подготовкой тематики курса, а центр тяжести в приобретении и отработке необходимых навыков применения полученных знаний переносится на семинарские (практические) занятия либо в изготовление письменных работ.
Студенты же заочной формы обучения имеют больше возможностей на практике проверить свои знания, используя их непосредственно в сфере своей профессиональной деятельности.
Проведение семинарских занятий преследует несколько целей:
1. предварительной проверки глубины усвоения студентом изученного материала; 2. отработки практических навыков студента в принятии решений в правовых ситуациях (решение гипотетических задач, участие в деловых играх, разбирательство конкретных судебных дел, решение задач, тестов); 3. совместного анализа наиболее сложных проблем жилищного права, а также спорных вопросов, имеющих большую социальную значимость.
Подготовка именно к семинарским занятиям требует от студента:
· демонстрации понимания изученной темы;
· знание проблемных положений в освещаемом вопросе;
· аргументированного определения собственной позиции в спорном вопросе;
· продумать и подготовить ответы по вопросам заданий к теме семинара;
· решить задачи, предложенные в УМК;
· записать вопросы, возникшие при подготовке к семинарским занятиям.
Следует иметь в виду, что решение задач требуют от студента использовать знания не только жилищного законодательства, но и судебной практики по делам, связанным с жилищными спорами, а также норм гражданского процесса, без применения которых невозможно судебное разбирательство жилищных споров и защита прав граждан. Так, например, в вопросах к задачам предложено составить «судебный акт», что подразумевает знания студента о том, как и какой процессуальный документ необходимо изготовить в конкретном задании - решение, приговор, распоряжение, постановление, докладную записку, исполнительный лист, определение, судебный приказ и т.д.