Римское государство. Понятие и основные черты римского права

УТВЕРЖДЕНО

решением Ученого совета института

(факультета, учебно-методического, педагогического совета и др.)

От «____»_______________20___г.,протокол №________

Председатель_____________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

«____»_____________________________20__г.

Рабочая программа

Дисциплина: РИМСКОЕ ПРАВО
  ___________________________________________________________
Наименование кафедры (ПЦК, отделения и др.) ____________________________________________________________   Гражданского права и процесса _____ГПиП____
  ____________________________________________(__________________________) аббревиатура

Специальность

(направление): 030900 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр»)

Специальность

(направление): 030900, 40.03.01Юриспруденция (квалификация – «бакалавр»)

(код специальности (направления), полное наименование)

Дата введения в учебный процесс: «_____» ___________ 20___ г.

Программа пересмотрела (актуализирована) на заседании кафедры: протокол №____от_____20___г.

Сведения о разработчиках:

ФИО Аббревиатура кафедры Ученая степень, звание
Карпеев О.В. ГПиП к.ю.н., доцент кафедры ГПиП
Москвичёв А.Ю. ГПиП к.ю.н., доцент кафедры ГПиП
  . Заведующий кафедрой
    Морозов С.Ю./_____________/ (ФИО) (Подпись) «______»__________ 20___г.  

Оглавление

Оглавление ……………………………………………………………………………………..2

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………...……………….…3

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….…4

3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………….…….…6

3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы:…………...…………………………….6

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………………….9

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………………………….…..17

5. ТЕМЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………….....….25

6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ………….…40

7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ…...…41

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ……………….……………………………………….42

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……….………....50

9.1. Рекомендуемый перечень нормативно-правовых актов и литературы…….….....50

9.2. Материально-техническое и информационное обеспечение………….…………....51

9.3. Критерии оценки на зачёте….…………………………………………….………….…52

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Римское право относится к числу важнейших дисциплин в структуре профессиональной подготовки юриста. Значимость её определяется универсальностью норм, выработанных за его тысячелетнюю историю и воспринятых во многих странах, где господствовали рыночные отношения, основанные на частной собственности.

Для эффективного усвоения обширного и сложного по содержанию материала применяются комплексные формы обучения. Лекционный процесс по узловым проблемам должен сочетаться с семинарскими занятиями и систематической самостоятельной работой с рекомендуемыми источниками. Одновременно предполагается проведение индивидуальных и коллективных консультаций.

Наряду с рекомендуемыми учебно-методическими пособиями дополнительными источниками информации могут служить журнальные статьи в периодических изданиях, посвящённые проблемам римского права.

Изучение римского права необходимо для последующего изучения многих профессиональных юридических дисциплин, в частности – «Гражданского права», «Наследственного права», «Международного частного права», «Семейного права», и многих других.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки по решению ситуационных задач.

Цели

Целями учебной дисциплины являются:

1. овладение подготавливаемыми юридическими кадрами системой научных знаний о правовом регулировании общественных отношений в Древнем Риме (в основном – в классический период).

2. развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.

3. подготовка специалиста, обладающего знаниями о истории развития римского права и правовом регулировании общественных отношений в Древнем Риме, что должно повлечь формирование профессиональных компетенций, необходимых в юридической деятельности.

4. создание целостного представления о римском праве – его роли в истории, источниках, субъектах, о семейных отношениях, гражданском процессе в Древнем Риме, об институтах римского вещного, обязательственного и наследственного права

Задачи

Основными задачами учебной дисциплины «Римское право» являются:

- формирование у будущих специалистов комплексных знаний о правовом регулировании общественных отношений в Древнем Риме и детальное ознакомление студентов с основными понятиями дисциплины, применявшимися в разные исторические периоды методами регулирования;

- приобретение студентами навыков и умений по решению ситуационных задач на семинарских занятиях;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Римское право» студенты должны

знать:

- историю становления и развития римского права;

- основные понятия римского права;

- категории и институты римского права

- источники римского права;

- субъектный состав римского права;

- нормы римского права, действовавшие для вещного, обязательственного, наследственного, семейного, гражданско-процессуального права;

- основные этапы рецепции римского права;

- влияние норм римского права на развитие современного законодательства Российской Федерации.

уметь:

- использовать полученные знания на государственных экзаменах;

- свободно оперировать юридическими категориями и понятиями данной дисциплины;

- анализировать и решать юридические казусы в сфере римского права;

- выявлять влияние конкретных исторических событий и условий государственного развития Древнего Рима на возникновение основных правовых институтов и их изменения;

- анализировать памятники римского права

- правильно толковать нормы римского права;

владеть навыками:

- работы с историческими документами - нормативно-правовыми актами римского права, учебно-методической литературой, научной литературой и аналитическими материалами по римскому праву;

- поиска и получения юридически значимой информации о различных аспектах римского права, в том числе – с помощью современных информационных технологий;

- применения полученных теоретических знаний при разрешении различных ситуационных задач.

В результате освоения дисциплины «Римское право» должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Профессиональные:

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа (3 ЗТЕ) по всем формам обучения.

Вид учебной работы Количество часов (форма обучения очная)
Всего по плану часов / ЗЕТ В т.ч. по семестрам
   
Аудиторные занятия:    
Лекции    
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа    
Всего часов по дисциплине 72/2 ЗТЕ    
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачёт   зачёт      
Вид учебной работы Количество часов (форма обучения заочная)
Всего по плану часов / ЗЕТ В т.ч. по семестрам
   
Аудиторные занятия:    
Лекции    
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа    
Всего часов по дисциплине 72/2 ЗТЕ    
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачёт   зачёт      
Вид учебной работы Количество часов (форма обучения очная на базе среднего профессионального образования)
Всего по плану часов / ЗЕТ В т.ч. по семестрам
   
Аудиторные занятия:    
Лекции    
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа    
Всего часов по дисциплине 72/2 ЗТЕ    
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачёт   зачёт      
Вид учебной работы Количество часов (форма обучения заочная на базе среднего профессионального образования)
Всего по плану часов / ЗЕТ В т.ч. по семестрам
   
Аудиторные занятия:    
Лекции    
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа    
Всего часов по дисциплине 72/2 ЗТЕ    
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачёт   зачёт      
Вид учебной работы Количество часов (заочная форма обучения по индивидуальному плану)
Всего по плану часов / ЗЕТ В т.ч. по семестрам
   
Аудиторные занятия:    
Лекции    
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа    
Всего часов по дисциплине 72/2 ЗТЕ    
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачёт зачёт    
Вид учебной работы Количество часов (отделение государственной службы)
Всего по плану часов / ЗЕТ В т.ч. по семестрам
   
Аудиторные занятия:    
Лекции    
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа    
Всего часов по дисциплине 72/2 ЗТЕ    
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат)        
Курсовая работа        
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) зачёт   зачёт      

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:

Форма обучения очная

Название и разделов и тем Всего часов Перечень формируемых компетенций Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе с применением интерактивных форм
лекции практические занятия, семинар лаборатор-ная работа
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
2. История развития римского права. Источники римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
3. Лица в римском праве ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
4. Защита прав ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
5. Римское семейное право. ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
6. Римское вещное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
7. Римское обязательственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
9. Римское наследственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
Итого  

Форма обучения заочная

Название и разделов и тем Всего часов Перечень формируемых компетенций Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе с применением интерактивных форм
лекции практические занятия, семинар лаборатор-ная работа
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
2. История развития римского права. Источники римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
3. Лица в римском праве ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
4. Защита прав ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
5. Римское семейное право. ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
6. Римское вещное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
7. Римское обязательственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
9. Римское наследственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16        
Итого  

Форма обучения очная на базе среднего профессионального образования

Название и разделов и тем Всего часов Перечень формируемых компетенций Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе с применением интерактивных форм
лекции практические занятия, семинар лаборатор-ная работа
10. Римское государство. Понятие и основные черты римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
11. История развития римского права. Источники римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
12. Лица в римском праве ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
13. Защита прав ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
14. Римское семейное право. ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
15. Римское вещное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
16. Римское обязательственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
17. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
18. Римское наследственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16  
Итого  

Форма обучения заочная на базе среднего профессионального образования

Название и разделов и тем Всего часов Перечень формируемых компетенций Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе с применением интерактивных форм
лекции практические занятия, семинар лаборатор-ная работа
10. Римское государство. Понятие и основные черты римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
11. История развития римского права. Источники римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
12. Лица в римском праве ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
13. Защита прав ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
14. Римское семейное право. ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
15. Римское вещное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
16. Римское обязательственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
17. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
18. Римское наследственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16        
Итого  

Форма обучения заочная по индивидуальному плану

Название и разделов и тем Всего часов Перечень формируемых компетенций Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе с применением интерактивных форм
лекции практические занятия, семинар лаборатор-ная работа
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
2. История развития римского права. Источники римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
3. Лица в римском праве ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
4. Защита прав ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
5. Римское семейное право. ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
6. Римское вещное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
7. Римское обязательственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
9. Римское наследственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
Итого 72 (4 часа на экзамен)  

Форма обучения: отделение государственной службы

Название и разделов и тем Всего часов Перечень формируемых компетенций Виды учебных занятий
Аудиторные занятия Самостоятельная работа В том числе с применением интерактивных форм
лекции практические занятия, семинар лаборатор-ная работа
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
2. История развития римского права. Источники римского права ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
3. Лица в римском праве ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
4. Защита прав ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16      
5. Римское семейное право. ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
6. Римское вещное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16    
7. Римское обязательственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16        
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16        
9. Римское наследственное право ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16        
Итого  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лица в римском праве

Субъект права {persona). Правоспособность и дееспособность в римском праве. Полная дееспособность. Ограничение дееспособности. Содержание правоспособности. Элементы правового статуса {status) населения: состояние свободы {status libertatis), состояние гражданства {status civitatis), семейное состояние (status familiae).

Деление населения по степени правоспособности. Изменения в правовом статусе физических лиц (capitis deminutio). Полная правоспособность (caput).

Приобретение римского гражданства. Содержание частной правоспособности римских граждан, содержание публичной правоспособности римских граждан; приобретение правоспособности римскими гражданами, эмансипация; умаление правоспособности римских граждан.

Правоспособность римского населения по категориям: граждане {civls), латины (latini), перегрины (peregrini), рабы (servus) и вольноотпущенники (libertini), колоны (coloni).

Дееспособность римских граждан. Понятие и историческое развитие института опеки и попечительства, отличие опеки от попечительства. Виды опеки, опека несовершеннолетних, опека женщин. Учреждение опеки; полномочия опекуна; ответственность опекуна; совместная опека, прекращение опеки. Виды попечительства: попечительство над душевнобольными, попечительство над расточителями, попечительство над лицами, не достигшими 25 лет, попечительство над имуществом от­сутствующих лиц. Учреждение попечительства, полномочия попечителя (куратора); ответственность попечителя; прекращение попечительства.

Юридические лица (universitates) в римском праве: понятие и значение юридиче­ских лиц в римском частном праве. Публичные юридические лица: колонии, муниципии, фиск. Частные юридические лица: коммерческие организации в Древнем Риме (корпорации), некоммерческие организации в Древнем Риме (коллегии и фонды).

Процесс изучения Темы 3. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:

знать:

- понятие и виды лиц в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- виды правоспособности и дееспособности в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- основания ограничения дееспособности в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- классификацию населения по степени правоспособности (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- основания и порядок изменения правоспособности (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- содержание частной и публичной правоспособности (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- опека и попечительство в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- юридические лица в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6).

уметь:

- проводить классификацию лиц в римском праве (ПК – 1,2,6);

- проводить классификацию физических и юридических лиц в зависимости от правоспособности (ПК – 1,2,6).

владеть навыками:

- проведения исследований по рассматриваемой теме (ПК – 1,2,6);

- подготовки обобщения и формулировки выводов по вопросам, изучаемым в рассматриваемой теме (ПК – 15,16).

Защита прав

Формы защиты субъективных прав: самоуправство, государственная защита субъективных прав. Ограничение самоуправства. Самопомощь. Становление государственной формы защиты имущественных прав. Судебный процесс по частноправовым спорам (гражданский процесс).

Способы защиты субъективных прав: возмещение убытков, обращение взыскания на личность должника (долговое рабство и обязанность лично отработать долг), реституция.

Иски: понятие и значение иска; виды исков; защита и возражения против иска; коллизия прав и конкуренция исков. Исковая давность.

Производство дел по частным спорам (гражданский процесс). Легисакционный (Iege agere), формулярный (per formulas agere) и экстраординарный (extra ordinem cognitio) гражданские процессы.

Производство посредством законных исков (легисакционный процесс), понятие и виды законных исков. Производство посредством формул (формулярный процесс). Экстраординарное вмешательство магистра. Причины отказа от производства посредством законных исков в пользу формулярного процесса. Влияние формулярного процесса на римскую юриспруденцию. Причины упразднения формулярного процесса.

Формулярный процесс: стадии формулярного процесса (производство in iure и производство in iudicio); содержание исковой формулы; состав суда; меры против неосновательного отрицания иска и неосновательного предъявления иска.

Экстраординарное вмешательство магистрата: интердиктное и когниционное производство. Процедура extra ordinem. Причины замещения формулярного процесса когниционным производством в постклассическнй период, постклассический процесс.

Судебное представительство: представительство за римский народ, законное представительство, когниторы и прокураторы.

Процесс изучения Темы 4. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:

знать:

- понятие формы защиты субъективных прав (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- классификация способов защиты субъективных прав (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие иска в римском праве, классификация исков (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и особенности легисакционного процесса (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и значение формулярного процесса (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и значение экстраординарного процесса (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- судебное представительство в римском праве (ПК – 1,2).

уметь:

- проводить классификацию форм защиты субъективных прав (ПК – 1,2);

- проводить классификацию исков в римском праве (ПК – 1,2);

- проводить классификацию видов процесса в римском праве (ПК – 1,2).

владеть навыками:

- проведения исследований по рассматриваемой теме (ПК – 1,2,6);

- подготовки обобщения и формулировки выводов по вопросам, изучаемым в рассматриваемой теме (ПК – 15,16).

Римское семейное право

Общий строй древнеримской семьи (familia). Агнатское и когнатское родство. Родство и свойство.

Брак (nuptiae, vel matrimonium). Законный и незаконный брак. Брак и конкубинат. Брак с полной мужней властью (cum manu mariti) и брак с ограниченной властью мужа (sine manu mariti).

Заключение и расторжение брака. Второй брак. Личные и имущественные отношения супругов. Отцовская власть (patria potestas). Правовые отношения главы семейства (paterfamilias) с детьми и другими подвластными. Узаконение и усыновление. Прекращение отцовской власти (эманципация подвластного). Правовые отношения родителей и детей.

Процесс изучения Темы 5. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:

знать:

- понятие и признаки древнеримской семьи (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и значение агнатского и когнатского родства (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и виды брака по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- условия заключения и расторжения брака по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- особенности личных и имущественных отношений супругов по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- особенности отношений родителей и детей по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- усыновление и эмансипация по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6).

уметь:

- проводить разграничение агнатского и когнатского родства (ПК – 1,2,6);

- проводить классификацию брака по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- раскрыть условия заключения и расторжения брака по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- раскрыть особенности личных и имущественных отношений супругов по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- раскрыть особенности отношений родителей и детей по римскому праву (ПК – 1,2,6);

владеть навыками:

- проведения исследований по рассматриваемой теме (ПК – 1,2,6);

- подготовки обобщения и формулировки выводов по вопросам, изучаемым в рассматриваемой теме (ПК – 15,16).

Римское вещное право

Виды имущественных прав: вещное и обязательственное (облигационное) право. Вещь (res). Классификация вещей. Особенности древнеримской классификации вещей: вещи телесные (res corporales) и бестелесные (res incorporates), манципирусмые (res mancipi) и нсманципирусмые (res пес mancipi). Часть вещи (pars rei).

Владение (possessio) и держание {detentio). Виды владения. Законное и незаконное владение. Добросовестное и недобросовестное незаконное владение. Приобретение и прекращение владения. Защита владения.

Право собственности (dominium, vel mancipium, velproprietas). Содержание права собственности (правомочия собственника). Приобретение и утрата права собственности. Защита права собственности. Специальные средства защиты права собственности: виндккационный (rei vindicatio) и негаторный (actio negatoria) иски.

Ограничение права собственности. Права на чужие вещи (iura in re aliena). Сервитуты (servitus). Премиальные (вещные или земельные) и личные сервитуты. Приобретение и утрата сервитутов. Защита сервитутов. Эмфитевзис {emphyteusis) и суперфиций {superficies). Залоговое право. Формы залога: ипотека {hypotheca), фидуция (fiduciae), пигнус (pignus).

Процесс изучения Темы 6. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:

знать:

- понятие и виды имущественных прав по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и классификация вещей по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и виды владения по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие права собственности по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- основания приобретения и утраты права собственности по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и виды сервитутов по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- порядок защиты вещных прав по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);

- понятие и особенности эмфитевзиса и суперфиция по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6).

уметь:

- раскрыть понятие имущественных прав по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- провести классификацию видов имущественных прав по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- раскрыть понятие вещей по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- провести классификацию вещей по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- раскрыть понятие и виды владения по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- раскрыть понятие права собственности по римскому праву (ПК – 1,2,6);

- раскрыть основания приобретения и утр<

Наши рекомендации