Римское государство. Понятие и основные черты римского права
УТВЕРЖДЕНО
решением Ученого совета института
(факультета, учебно-методического, педагогического совета и др.)
От «____»_______________20___г.,протокол №________
Председатель_____________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
«____»_____________________________20__г.
Рабочая программа
Дисциплина: | РИМСКОЕ ПРАВО |
___________________________________________________________ | |
Наименование кафедры (ПЦК, отделения и др.) | ____________________________________________________________ Гражданского права и процесса _____ГПиП____ |
____________________________________________(__________________________) аббревиатура |
Специальность
(направление): 030900 Юриспруденция (квалификация – «бакалавр»)
Специальность
(направление): 030900, 40.03.01Юриспруденция (квалификация – «бакалавр»)
(код специальности (направления), полное наименование)
Дата введения в учебный процесс: «_____» ___________ 20___ г.
Программа пересмотрела (актуализирована) на заседании кафедры: протокол №____от_____20___г.
Сведения о разработчиках:
ФИО | Аббревиатура кафедры | Ученая степень, звание |
Карпеев О.В. | ГПиП | к.ю.н., доцент кафедры ГПиП |
Москвичёв А.Ю. | ГПиП | к.ю.н., доцент кафедры ГПиП |
. Заведующий кафедрой | |
Морозов С.Ю./_____________/ (ФИО) (Подпись) «______»__________ 20___г. |
Оглавление
Оглавление ……………………………………………………………………………………..2
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………...……………….…3
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….…4
3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………….…….…6
3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы:…………...…………………………….6
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………………….9
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………………………….…..17
5. ТЕМЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………….....….25
6. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ………….…40
7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ…...…41
8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ……………….……………………………………….42
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……….………....50
9.1. Рекомендуемый перечень нормативно-правовых актов и литературы…….….....50
9.2. Материально-техническое и информационное обеспечение………….…………....51
9.3. Критерии оценки на зачёте….…………………………………………….………….…52
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Римское право относится к числу важнейших дисциплин в структуре профессиональной подготовки юриста. Значимость её определяется универсальностью норм, выработанных за его тысячелетнюю историю и воспринятых во многих странах, где господствовали рыночные отношения, основанные на частной собственности.
Для эффективного усвоения обширного и сложного по содержанию материала применяются комплексные формы обучения. Лекционный процесс по узловым проблемам должен сочетаться с семинарскими занятиями и систематической самостоятельной работой с рекомендуемыми источниками. Одновременно предполагается проведение индивидуальных и коллективных консультаций.
Наряду с рекомендуемыми учебно-методическими пособиями дополнительными источниками информации могут служить журнальные статьи в периодических изданиях, посвящённые проблемам римского права.
Изучение римского права необходимо для последующего изучения многих профессиональных юридических дисциплин, в частности – «Гражданского права», «Наследственного права», «Международного частного права», «Семейного права», и многих других.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки по решению ситуационных задач.
Цели
Целями учебной дисциплины являются:
1. овладение подготавливаемыми юридическими кадрами системой научных знаний о правовом регулировании общественных отношений в Древнем Риме (в основном – в классический период).
2. развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.
3. подготовка специалиста, обладающего знаниями о истории развития римского права и правовом регулировании общественных отношений в Древнем Риме, что должно повлечь формирование профессиональных компетенций, необходимых в юридической деятельности.
4. создание целостного представления о римском праве – его роли в истории, источниках, субъектах, о семейных отношениях, гражданском процессе в Древнем Риме, об институтах римского вещного, обязательственного и наследственного права
Задачи
Основными задачами учебной дисциплины «Римское право» являются:
- формирование у будущих специалистов комплексных знаний о правовом регулировании общественных отношений в Древнем Риме и детальное ознакомление студентов с основными понятиями дисциплины, применявшимися в разные исторические периоды методами регулирования;
- приобретение студентами навыков и умений по решению ситуационных задач на семинарских занятиях;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Римское право» студенты должны
знать:
- историю становления и развития римского права;
- основные понятия римского права;
- категории и институты римского права
- источники римского права;
- субъектный состав римского права;
- нормы римского права, действовавшие для вещного, обязательственного, наследственного, семейного, гражданско-процессуального права;
- основные этапы рецепции римского права;
- влияние норм римского права на развитие современного законодательства Российской Федерации.
уметь:
- использовать полученные знания на государственных экзаменах;
- свободно оперировать юридическими категориями и понятиями данной дисциплины;
- анализировать и решать юридические казусы в сфере римского права;
- выявлять влияние конкретных исторических событий и условий государственного развития Древнего Рима на возникновение основных правовых институтов и их изменения;
- анализировать памятники римского права
- правильно толковать нормы римского права;
владеть навыками:
- работы с историческими документами - нормативно-правовыми актами римского права, учебно-методической литературой, научной литературой и аналитическими материалами по римскому праву;
- поиска и получения юридически значимой информации о различных аспектах римского права, в том числе – с помощью современных информационных технологий;
- применения полученных теоретических знаний при разрешении различных ситуационных задач.
В результате освоения дисциплины «Римское право» должны быть сформированы следующие компетенции:
Общекультурные:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Профессиональные:
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа (3 ЗТЕ) по всем формам обучения.
Вид учебной работы | Количество часов (форма обучения очная) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | ||||
Лекции | ||||
практические и семинарские занятия | ||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов по дисциплине | 72/2 ЗТЕ | |||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачёт | зачёт |
Вид учебной работы | Количество часов (форма обучения заочная) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | ||||
Лекции | ||||
практические и семинарские занятия | ||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов по дисциплине | 72/2 ЗТЕ | |||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачёт | зачёт |
Вид учебной работы | Количество часов (форма обучения очная на базе среднего профессионального образования) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | ||||
Лекции | ||||
практические и семинарские занятия | ||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов по дисциплине | 72/2 ЗТЕ | |||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачёт | зачёт |
Вид учебной работы | Количество часов (форма обучения заочная на базе среднего профессионального образования) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | ||||
Лекции | ||||
практические и семинарские занятия | ||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов по дисциплине | 72/2 ЗТЕ | |||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачёт | зачёт |
Вид учебной работы | Количество часов (заочная форма обучения по индивидуальному плану) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | ||||
Лекции | ||||
практические и семинарские занятия | ||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов по дисциплине | 72/2 ЗТЕ | |||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачёт | зачёт |
Вид учебной работы | Количество часов (отделение государственной службы) | |||
Всего по плану часов / ЗЕТ | В т.ч. по семестрам | |||
Аудиторные занятия: | ||||
Лекции | ||||
практические и семинарские занятия | ||||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов по дисциплине | 72/2 ЗТЕ | |||
Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат) | ||||
Курсовая работа | ||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | зачёт | зачёт |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:
Форма обучения очная
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||
лекции | практические занятия, семинар | лаборатор-ная работа | |||||
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
2. История развития римского права. Источники римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
3. Лица в римском праве | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
4. Защита прав | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
5. Римское семейное право. | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
6. Римское вещное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
7. Римское обязательственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
9. Римское наследственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
Итого |
Форма обучения заочная
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||
лекции | практические занятия, семинар | лаборатор-ная работа | |||||
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
2. История развития римского права. Источники римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
3. Лица в римском праве | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
4. Защита прав | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
5. Римское семейное право. | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
6. Римское вещное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
7. Римское обязательственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
9. Римское наследственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
Итого |
Форма обучения очная на базе среднего профессионального образования
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||
лекции | практические занятия, семинар | лаборатор-ная работа | |||||
10. Римское государство. Понятие и основные черты римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
11. История развития римского права. Источники римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
12. Лица в римском праве | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
13. Защита прав | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
14. Римское семейное право. | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
15. Римское вещное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
16. Римское обязательственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
17. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
18. Римское наследственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
Итого |
Форма обучения заочная на базе среднего профессионального образования
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||
лекции | практические занятия, семинар | лаборатор-ная работа | |||||
10. Римское государство. Понятие и основные черты римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
11. История развития римского права. Источники римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
12. Лица в римском праве | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
13. Защита прав | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
14. Римское семейное право. | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
15. Римское вещное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
16. Римское обязательственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
17. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
18. Римское наследственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
Итого |
Форма обучения заочная по индивидуальному плану
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||
лекции | практические занятия, семинар | лаборатор-ная работа | |||||
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
2. История развития римского права. Источники римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
3. Лица в римском праве | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
4. Защита прав | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
5. Римское семейное право. | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
6. Римское вещное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
7. Римское обязательственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
9. Римское наследственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
Итого | 72 (4 часа на экзамен) |
Форма обучения: отделение государственной службы
Название и разделов и тем | Всего часов | Перечень формируемых компетенций | Виды учебных занятий | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | В том числе с применением интерактивных форм | |||||
лекции | практические занятия, семинар | лаборатор-ная работа | |||||
1. Римское государство. Понятие и основные черты римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
2. История развития римского права. Источники римского права | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
3. Лица в римском праве | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
4. Защита прав | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
5. Римское семейное право. | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
6. Римское вещное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
7. Римское обязательственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
8. Договоры и деликты. Квазидоговоры и квазиделикты | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
9. Римское наследственное право | ОК – 1;9 ПК – 1;2;6;15;16 | ||||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Лица в римском праве
Субъект права {persona). Правоспособность и дееспособность в римском праве. Полная дееспособность. Ограничение дееспособности. Содержание правоспособности. Элементы правового статуса {status) населения: состояние свободы {status libertatis), состояние гражданства {status civitatis), семейное состояние (status familiae).
Деление населения по степени правоспособности. Изменения в правовом статусе физических лиц (capitis deminutio). Полная правоспособность (caput).
Приобретение римского гражданства. Содержание частной правоспособности римских граждан, содержание публичной правоспособности римских граждан; приобретение правоспособности римскими гражданами, эмансипация; умаление правоспособности римских граждан.
Правоспособность римского населения по категориям: граждане {civls), латины (latini), перегрины (peregrini), рабы (servus) и вольноотпущенники (libertini), колоны (coloni).
Дееспособность римских граждан. Понятие и историческое развитие института опеки и попечительства, отличие опеки от попечительства. Виды опеки, опека несовершеннолетних, опека женщин. Учреждение опеки; полномочия опекуна; ответственность опекуна; совместная опека, прекращение опеки. Виды попечительства: попечительство над душевнобольными, попечительство над расточителями, попечительство над лицами, не достигшими 25 лет, попечительство над имуществом отсутствующих лиц. Учреждение попечительства, полномочия попечителя (куратора); ответственность попечителя; прекращение попечительства.
Юридические лица (universitates) в римском праве: понятие и значение юридических лиц в римском частном праве. Публичные юридические лица: колонии, муниципии, фиск. Частные юридические лица: коммерческие организации в Древнем Риме (корпорации), некоммерческие организации в Древнем Риме (коллегии и фонды).
Процесс изучения Темы 3. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:
знать:
- понятие и виды лиц в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- виды правоспособности и дееспособности в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- основания ограничения дееспособности в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- классификацию населения по степени правоспособности (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- основания и порядок изменения правоспособности (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- содержание частной и публичной правоспособности (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- опека и попечительство в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- юридические лица в римском праве (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6).
уметь:
- проводить классификацию лиц в римском праве (ПК – 1,2,6);
- проводить классификацию физических и юридических лиц в зависимости от правоспособности (ПК – 1,2,6).
владеть навыками:
- проведения исследований по рассматриваемой теме (ПК – 1,2,6);
- подготовки обобщения и формулировки выводов по вопросам, изучаемым в рассматриваемой теме (ПК – 15,16).
Защита прав
Формы защиты субъективных прав: самоуправство, государственная защита субъективных прав. Ограничение самоуправства. Самопомощь. Становление государственной формы защиты имущественных прав. Судебный процесс по частноправовым спорам (гражданский процесс).
Способы защиты субъективных прав: возмещение убытков, обращение взыскания на личность должника (долговое рабство и обязанность лично отработать долг), реституция.
Иски: понятие и значение иска; виды исков; защита и возражения против иска; коллизия прав и конкуренция исков. Исковая давность.
Производство дел по частным спорам (гражданский процесс). Легисакционный (Iege agere), формулярный (per formulas agere) и экстраординарный (extra ordinem cognitio) гражданские процессы.
Производство посредством законных исков (легисакционный процесс), понятие и виды законных исков. Производство посредством формул (формулярный процесс). Экстраординарное вмешательство магистра. Причины отказа от производства посредством законных исков в пользу формулярного процесса. Влияние формулярного процесса на римскую юриспруденцию. Причины упразднения формулярного процесса.
Формулярный процесс: стадии формулярного процесса (производство in iure и производство in iudicio); содержание исковой формулы; состав суда; меры против неосновательного отрицания иска и неосновательного предъявления иска.
Экстраординарное вмешательство магистрата: интердиктное и когниционное производство. Процедура extra ordinem. Причины замещения формулярного процесса когниционным производством в постклассическнй период, постклассический процесс.
Судебное представительство: представительство за римский народ, законное представительство, когниторы и прокураторы.
Процесс изучения Темы 4. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:
знать:
- понятие формы защиты субъективных прав (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- классификация способов защиты субъективных прав (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие иска в римском праве, классификация исков (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и особенности легисакционного процесса (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и значение формулярного процесса (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и значение экстраординарного процесса (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- судебное представительство в римском праве (ПК – 1,2).
уметь:
- проводить классификацию форм защиты субъективных прав (ПК – 1,2);
- проводить классификацию исков в римском праве (ПК – 1,2);
- проводить классификацию видов процесса в римском праве (ПК – 1,2).
владеть навыками:
- проведения исследований по рассматриваемой теме (ПК – 1,2,6);
- подготовки обобщения и формулировки выводов по вопросам, изучаемым в рассматриваемой теме (ПК – 15,16).
Римское семейное право
Общий строй древнеримской семьи (familia). Агнатское и когнатское родство. Родство и свойство.
Брак (nuptiae, vel matrimonium). Законный и незаконный брак. Брак и конкубинат. Брак с полной мужней властью (cum manu mariti) и брак с ограниченной властью мужа (sine manu mariti).
Заключение и расторжение брака. Второй брак. Личные и имущественные отношения супругов. Отцовская власть (patria potestas). Правовые отношения главы семейства (paterfamilias) с детьми и другими подвластными. Узаконение и усыновление. Прекращение отцовской власти (эманципация подвластного). Правовые отношения родителей и детей.
Процесс изучения Темы 5. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:
знать:
- понятие и признаки древнеримской семьи (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и значение агнатского и когнатского родства (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и виды брака по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- условия заключения и расторжения брака по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- особенности личных и имущественных отношений супругов по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- особенности отношений родителей и детей по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- усыновление и эмансипация по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6).
уметь:
- проводить разграничение агнатского и когнатского родства (ПК – 1,2,6);
- проводить классификацию брака по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- раскрыть условия заключения и расторжения брака по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- раскрыть особенности личных и имущественных отношений супругов по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- раскрыть особенности отношений родителей и детей по римскому праву (ПК – 1,2,6);
владеть навыками:
- проведения исследований по рассматриваемой теме (ПК – 1,2,6);
- подготовки обобщения и формулировки выводов по вопросам, изучаемым в рассматриваемой теме (ПК – 15,16).
Римское вещное право
Виды имущественных прав: вещное и обязательственное (облигационное) право. Вещь (res). Классификация вещей. Особенности древнеримской классификации вещей: вещи телесные (res corporales) и бестелесные (res incorporates), манципирусмые (res mancipi) и нсманципирусмые (res пес mancipi). Часть вещи (pars rei).
Владение (possessio) и держание {detentio). Виды владения. Законное и незаконное владение. Добросовестное и недобросовестное незаконное владение. Приобретение и прекращение владения. Защита владения.
Право собственности (dominium, vel mancipium, velproprietas). Содержание права собственности (правомочия собственника). Приобретение и утрата права собственности. Защита права собственности. Специальные средства защиты права собственности: виндккационный (rei vindicatio) и негаторный (actio negatoria) иски.
Ограничение права собственности. Права на чужие вещи (iura in re aliena). Сервитуты (servitus). Премиальные (вещные или земельные) и личные сервитуты. Приобретение и утрата сервитутов. Защита сервитутов. Эмфитевзис {emphyteusis) и суперфиций {superficies). Залоговое право. Формы залога: ипотека {hypotheca), фидуция (fiduciae), пигнус (pignus).
Процесс изучения Темы 6. направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК – 1,9; ПК – 1;2;6;15;16 в результате чего студент должен:
знать:
- понятие и виды имущественных прав по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и классификация вещей по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и виды владения по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие права собственности по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- основания приобретения и утраты права собственности по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и виды сервитутов по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- порядок защиты вещных прав по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6);
- понятие и особенности эмфитевзиса и суперфиция по римскому праву (ОК – 1,9; ПК – 1,2,6).
уметь:
- раскрыть понятие имущественных прав по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- провести классификацию видов имущественных прав по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- раскрыть понятие вещей по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- провести классификацию вещей по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- раскрыть понятие и виды владения по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- раскрыть понятие права собственности по римскому праву (ПК – 1,2,6);
- раскрыть основания приобретения и утр<