Постклассическое римское право. Свод римского гражданского права императора Юстиниана.

Хронологически постклассический период ограничен концом классического периода и началом правления Юстиниана. Такая периодизация отражает традиционно негативное отношение к этой эпохе, определяемой по контрасту с предшествующим расцветом и последующим синтезом. Пять десятилетий общего кризиса римского общества во 2-й пол. III в. вряд ли вообще поддаются включению в рамки какого-либо периода, каждый из которых, несомненно, обладает своей исторической ценностью. Эпоха позднего Рима отмечена глубокими политическими (становление домината), культурными (утверждение христианства) и правовыми переменами, которые на многие столетия определили облик Европы.

В 284 г. иллирийские легионы возвели на трон Диоклетиана. Император не ограничился утверждением единоличной власти, но реформировал всю систему управления империей, пригласив сначала лично преданного ему полководца Максимиана взять на себя руководство западными провинциями, а затем назначив двух правителей провинций помощниками себе (Галерия) и Максимиану (Констанция Хлора). Диоклетиан и Максимиан именовались августами, а усыновленные ими помощники – цезарями. Было установлено, что по смерти августа ему наследует соответствующий цезарь, который назначает себе (и усыновляет) нового цезаря. Монархия сбросила остававшиеся республиканские одежды.

Эта система правления четырех – тетрархия – означала не разделение империи (высшую власть сохранил Диоклетиан), но децентрализацию управления. Последовала административная реформа, в результате которой возникли объединения уменьшенных в размерах провинций – диоцезы, возглавляемые викариями, подчиненными префекту претория. Были созданы новые бюрократические институты, а консулат и претура потеряли прежнее значение. Диоклетиан ввел новую систему налогообложения, проведя тщательную регистрацию податных возможностей всех территорий. Он положил начало формированию профессиональных каст, предписав, чтобы дети военнослужащих посвящали себя ремеслу отцов, прикрепив к земле наследственных арендаторов – колонов, а также установив наследственное членство в муниципальных советах – куриях.

Его финансовая политика была неудачна, не имели успеха и гонения на христиан. В 305 году Диоклетиан отказался от престола и принудил к этому Максимиана на Западе. Констанций Хлор относился к христианам с симпатией, а на Востоке Галерий в 311 году издает эдикт о терпимости. В 312 году августом был провозглашен сын Констанция Константин.

В 313 г. Константин издает Миланский эдикт, который ставит христианство в равное положение с другими вероисповеданиями и возвращает церквам все конфискованное имущество. Победа над восточным августом Лицинием в 324 г. распространяет власть Константина и христианофильские настроения на всю империю. В отличие от Диоклетиана Константин не видел в христианстве угрозы государственности, напротив, активно вмешиваясь в вопросы церковного строительства и возглавив борьбу с ересями, он ставит христианскую церковь в подчиненное положение по отношению к императорской власти даже идеологически. Историю Римской империи традиционно завершают 476 годом н.э., взятием и разорением Рима готским вождем Одоакром.

Правовое развитие эпохи отвечает усилению бюрократизма, феодализации государства и упадку автономии личности. Со времен Константина, когда основной формой позитивного права становится императорская конституция в форме эдикта (нормы общего действия), резко падает качество работы канцелярии, юридическая и языковая форма законов отныне заметно уступает классическим образцам. Снижение уровня научной разработки права и подготовки практикующих чиновников получило название постклассического вульгаризма. Юристы этой эпохи не обладают интеллектуальной самостоятельностью: слишком велик авторитет научного наследия их предшественников. Подчиняясь общей установке эпохи на стабилизацию и унификацию позитивного права, они предпочитали вносить изменения в те немногие труды классиков, которые продолжали служить учебной литературой, одновременно сокращая их в объеме. Иногда из-под их пера выходили компиляции, составленные из разных трудов классического автора, также подвергшихся переработке.

Начиная с конца IV в. в юридических школах получает развитие классицистическая тенденция в отношении к праву. В моду входят ссылки на признанные авторитеты классического периода, стиль признанных мастеров, дискуссии по правовым проблемам. Этому направлению, однако, чужд исторический подход к классическому наследию, напротив, профессора юридических школ в Бейруте, Константинополе, Александрии, Риме стремятся установить некий канон, который они воспринимали как наивысшее выражение правовой науки. Практические соображения заставляли профессоров сосредоточить внимание на трудах юристов Северовской эпохи и «Институциях» Гая. Считалось, что только овладев классическим наследием, юрист может обращаться к императорским конституциям. Подготовка начиналась с изучения элементарных работ (прежде всего, Гая), на втором году изучался эдикт (видимо, на основе комментария Ульпиана), затем – труды Папиниана. Лишь на четвертом году обучения обращались к практическим вопросам, но изучали их самостоятельно, без лекций, - по проблемным работам Павла. Наконец, на пятом году брались за конституции под руководством индивидуальных наставников, но опять-таки без общих лекций. Профессора избегали комментировать конституции и действующее право, предпочитая растолковывать студентам вышедшие из употребления классические нормы, лишь частично адаптированные к условиям современности.

В целом есть основания любой постклассический период рассматривать как определенный период застоя, когда в основном правовая культура топчется на месте и в основном осваивает уже наработанный опыт предшествующих периодов. Именно это и происходит в римском праве. Однако, стоит добавить, что именно в постклассический период начинают вызревать предпосылки для финального этапа развития римского права, благодаря которому оно стало доступно и для современной юриспруденции – кодификации Юстиниана.

Несколько иную картину истории постклассического этапа римского права и юриспруденции предлагает О.А. Омельченко. По его мнению, уже на относительно раннем этапе своего исторического развития юридическая техника и в целом культура римского права обнаружили потребность и стремление к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. Это стремление в особенности усилилось в императорский период, когда унификация правоприменения в интересах единой правовой политики стала практической государственной необходимостью в собственных интересах власти. Развитие юридической науки в первые века н.э. вызвало к жизни первые частные систематизации правовых источников и аналогичного значения комплексные юридические труды. Так, в конце II – начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20-ти книгах. Примерно в то же время другой известный юрист Юлий Павел свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. Тогда же была обнародована официальная кодификация преторского эдикта. Дело кодификации права было взаимосвязано с правовой политикой императоров, и обобщение именно императорских постановлений рассматривалось как главное в этой работе. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана, в котором обобщались конституции императоров за 196-295 гг. Кодекс состоял из 14-ти книг, подразделявшихся на титулы, и включал, что было главным, подлинные и полные тексты предыдущих актов. Несколько позднее был составлен ещё один аналогичный Кодекс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охватывая постановления за 291-365 гг. Но и тот, и другой были теми же частными кодификациями, правда, получившими официальное признание.

В V в. при императоре Феодосии был издан уже официальный сборник императорских конституций – Кодекс Феодосия (438 г.) в 16-ти тематических книгах. В кодексе впервые был произведен отбор только действующего законодательства, все последующее законодательство императоров обобщалось в виде собраний т.н. новелл. Но с падением Западной Римской империи в исторической жизни римского права образовалась, своего рода, пауза: дальнейшее движение, а вместе с тем и развитие кодификации пришлось уже на Византию. Это подтверждает выдвинутый нами выше тезис об относительной самостоятельности государства и права.

Время правления византийского императора Юстиниана (527 – 565 гг.) было несомненным и всесторонним расцветом восточно-римской цивилизации. В ходе централизаторских политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10-ти специалистов – «людей науки, опыта, неутомимого и похвального усердия к общественному делу», под руководством известного римского юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12-ти книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам – т.н. «50 определений», в котором систематизировался такой важный источник, как консультации правоведов. Исходя из этой предварительной работы была начата более системная работа по пересмотру всего багажа римской юриспруденции. В декабре 530 г. была назначена новая комиссия из 16-ти человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана. Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. под названием «Дигесты», или «Пандекты». Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить самые общие принципы римского права, которые были опубликованы в виде «Институций», разработанных Трибонианом совместно с двумя другими правоведами по прежней классической схеме и в значительной степени по образцу «Институций» Гая. Крупная юридическая работа сопровождалась формированием новой политико-правовой концепции власти. Под её воздействием в ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. Все последующие законодательные акты Юстиниана были систематизированы в сборнике т.н. «Новелл», систематизированном уже по его смерти.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они впервые были в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Подлинные тексты Свода не сохранились, наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI – XI вв. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени.

Наши рекомендации