Понятие законности, ее сущность и проявления. Законность как режим общественной жизни, как метод государственного руководства обществом и как принцип правовой жизни.
2. Основные принципы и требования законности, ее гарантии.
Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.
Дисциплина: понятие и виды.
Проблема соотношения законности и целесообразности.
Соотношение законности, правопорядка и демократии.
7. Проблема укрепления законности в органах внутренних дел.
8. Роль законности в жизни общества?
9. Специально-юридические гарантии законности.
10. Влияние деятельности правоохранительных органов на состояние законности в обществе.
11. Соотношение законности, общественного и правопорядка.
Контрольная работа по модулю 5
Контроль знаний по вопросам, изученным в рамках пятого модуля, будет осуществлен в форме комплексной оценки качества знаний путем компьютерного тестирования и проверки формирования навыков работы с нормативными источниками, умений решать юридические задачи посредством выполнения практических заданий. Для подготовки к контрольной работе рекомендуется выполнить тестовые и практические задания по темам № 19-24 (в практикуме), а также повторить основные понятия с использованием глоссария.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Пояснение: на экзамене по теории государства и права проверяются не только теоретические знания, но и навыки и владения, сформированные входе изучения курса. Поэтому экзаменационный билет включает два теоретических вопроса и практическое задание, которое состоит из двух частей – задания по юридической терминологии (см. глоссарий) и юридической задачи.
Семестр
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина: понятие, предмет, методы, функции.
2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Методология теории государства и права.
4. Особенности организации власти и социальные нормы в догосударственном обществе.
5. Основные теории происхождения государства.
6. Основные теории происхождения права.
7. Основные закономерности возникновения государства и права. Неолитическая революция.
8. Основные подходы к понятию государства.
9. Признаки государства.
10. Типология государства: понятие, основные подходы.
11. Основные подходы к определению сущности государства.
12. Функции государства: понятие, виды, содержание.
13. Внутренние функции государства: общая характеристика.
14. Внешние функции государства: общая характеристика.
15. Государственная власть: понятие, сущность, признаки.
16. Механизм государственной власти: понятие, принципы формирования и функционирования, элементы.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов.
18. Принцип разделения властей как основа функционирования органов государственной власти.
19. Форма государства: понятие, элементы. Монократическая, поликратическая и сегментарная формы государства.
20. Форма правления: понятие, критерии выделения, виды.
21. Монархическая форма правления: понятие, признаки, виды.
22. Республиканская форма правления: понятие, признаки, виды.
23. Смешанные и нетипичные формы правления: понятие, виды, особенности, причины появления.
24. Форма государственного устройства: понятие, критерии выделения, признаки, виды.
25. Федеративная форма государственного устройства: понятие, признаки, виды федераций.
26. Унитарная форма государственного устройства: понятие, признаки. Автономия в унитарном государстве.
27. Формы внешнего государственного устройства: конфедерация, уния, союз, содружество.
28. Политический (государственно-правовой) режим: понятие, виды, признаки.
29. Демократический политический (государственно-правовой) режим: понятие, признаки.
30. Антидемократические политические (государственно-правовые) режимы.
31. Государство как основной элемент политической системы общества.
32. Понятие и принципы правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, элементы, условия формирования и функционирования.
34. Право: понятие, признаки. Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право.
35. Принципы права: понятие и виды.
36. Функции права: понятие, виды.
37. Право в системе социального регулирования (понятие и виды социальных норм, место норм права в системе социальных норм).
38. Соотношение права и морали.
39. Основные подходы к пониманию и происхождению права (юридический позитивизм, социологический позитивизм, теория естественного права, психологическая теория).
40. Правовой статус личности: понятие и элементы.
41. Виды правового статуса личности.
42. Права, свободы и обязанности как элементы правового статуса личности.
43. Правовое регулирование: понятие, признаки. Правовое регулирование и правовое воздействие.
44. Способы и методы правового регулирования.
45. Предмет, сфера и пределы правового регулирования.
46. Типы правового регулирования.
47. Стадии правового регулирования.
48. Механизм правового регулирования: понятие, элементы.
Семестр
1. Теория государства и права как наука и учеба дисциплина: понятие, предмет, функции. Место и роль теории государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.
2. Методология теории государства и права: понятие, классификация и общая характеристика методов.
3. Социальная организация и власть в догосударственном обществе. Социальные нормы в догосударственном обществе.
4. Характеристика основных теорий происхождения государства. Причины множественности теорий происхождения государства.
5. Причины и закономерности происхождения государства.
6. Основные подходы к понятию государства.
7. Признаки государства.
8. Основные подходы к сущности государства (классовый и общесоциальный).
9. Основные подходы к типологии государства. Типология современных государств.
10. Форма государства: понятие, элементы. Классификация форм государства.
11. Форма правления: понятие, критерии выделения, виды.
12. Монархическая форма правления: понятие, признаки, разновидности.
13. Республиканская форма правления: понятие, признаки, разновидности.
14. Смешанные и нетипичные формы правления: причины появления, виды, признаки.
15. Форма государственного устройства: понятие, виды.
16. Унитарное государство: понятие, признаки. Автономия в унитарном государстве.
17. Федеративное государство: понятие, признаки, разновидности.
18. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды.
19. Понятие и признаки демократического государственно-правового режима.
20. Антидемократические режимы: понятие, виды.
21. Социальное назначение и функции государства.
22. Механизм государственной власти: понятие, элементы.
23. Государственный орган: понятие, классификация.
24. Разделение властей: сущность теории. Система сдержек и противовесов.
25. Правовое государство: понятие, идейные истоки концепции, признаки.
26. Гражданское общество: понятие, предпосылки формирования. Соотношение правового государства и гражданского общества.
27. Основные подходы к определению права: естественное и позитивное право. Признаки позитивного права.
28. Сущность права: классовый и общесоциальный подходы. Основные подходы к соотношению права и государства.
29. Общая характеристика основных концепций правопонимания: юридический позитивизм, социологический подход к пониманию права (социологическая юриспруденция), теория естественного права, психологическая теория права, интегративный подход к правопониманию.
30. Принципы права: понятие, признаки, виды, содержание.
31. Социальное назначение права. Функции права: понятие, признаки, виды.
32. Право в системе социального регулирования (понятие и виды социальных норм, место норм права в системе социальных норм).
33. Понятие и элементы правового статуса личности.
34. Правовое регулирование: понятие, объект, предмет, сфера и пределы. Соотношение правового регулирования и правового воздействия.
35. Предмет, сфера и пределы правового регулирования. Стадии правового регулирования.
36. Методы, способы и типы правового регулирования.
37. Механизм правового регулирования: понятие, элементы.
38. Понятие и признаки нормы права.
39. Классификация норм права.
40. Структура логической правовой нормы и нормы-предписания: понятие, элементы. Классификация элементов нормы права.
41. Способы изложения правовой нормы в тесте нормативно правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
42. Действие нормы права в пространстве, во времени и по кругу лиц.
43. Источники (формы) права: понятие, виды.
44. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.
45. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.
46. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
47. Содержание и функции правотворчества. Стадии законотворчества.
48. Правотворческая техника: понятие, приемы, средства.
49. Практика толкования права: понятие, содержание, принципы и функции.
50. Виды толкования права.
51. Способы толкования права.
52. Акты официального толкования права: понятие, виды, особенности.
53. Система права: понятие, элементы. Соотношение системы права и системы законодательства.
54. Систематизация права: понятие, содержание, принципы и функции.
55. Виды систематизации права (юридический учет, консолидация, инкорпорация, кодификация).
56. Понятие и элементы правовой системы общества.
57. Общая характеристика основных правовых систем современности: романо-германская, англо-саксонская, религиозная правовая система, система обычного права. Особенности современной российской правовой системы
58. Правовое поведение: понятие, признаки, виды.
59. Сущность и социальная значимость правомерного поведения. Виды правомерного поведения.
60. Понятие, признаки и виды правоотношений.
61. Структура правоотношения: понятие, элементы.
62. Субъект правоотношения: понятие, виды. Соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения».
63. Правосубектность: понятие, содержание (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).
64. Объекты правоотношений: понятие, виды.
65. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.
66. Понятие, признаки юридических фактов. Юридический (фактический) состав.
67. Классификация юридических фактов.
68. Реализация права: понятие, признаки, виды.
69. Правоприменение: понятие, основания, содержание.
70. Принципы, функции и виды правоприменения.
71. Понятие и виды пробелов в праве. Нормативное и казуальное восполнение.
72. Правоприменение при пробелах в праве. Правовая аналогия.
73. Правоприменительный акт: понятие, признаки, виды.
74. Понятие и виды правосознания. Деформация правосознания.
75. Структура правосознания (правовая идеология, правовая психология, поведенческий компонент).
76. Понятие, структура и виды правовой культуры.
77. Понятие и признаки правонарушения. Классификация правонарушений: критерии, виды.
78. Юридический состав правонарушения: понятие, элементы.
79. Субъект правонарушения. Деликтоспособность субъекта. Субъективная сторона правонарушения: понятие и элементы.
80. Объект правонарушения: понятие и виды. Объективная сторона правонарушения.
81. Основные подходы к пониманию юридической ответственности. Признаки юридической ответственности.
82. Виды юридической ответственности.
83. Принципы юридической ответственности: понятие, содержание.
84. Цели и функции юридической ответственности.
85. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность: понятие, содержание.
86. Основания освобождения от юридической ответственности: понятие и виды
87. Законность: понятие, признаки, принципы и гарантии законности
88. Понятие и признаки правопорядка. Соотношение законности и правопорядка.
ОБРАЗЦЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Задание № 1.
а) Определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию), классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; прямая, отсылочная или бланкетная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая:
«Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда» (ст.44 п.5 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Задание № 2.
а) Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:
– гражданин приобрел автомобиль
– суд вынес решение об аресте имущества
– сотрудник милиции остановил гражданина для проверки документов
– в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать.
Задание № 3.
а) Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Ситуация: в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.
Вопросы по ситуации:
– Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).
– Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).
– Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
Задание № 4.
а) Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).
Задание № 5.
а) Ситуация: «В автобусе у гражданки Носовой украли сумку. В ней, кроме денег, лежал паспорт. Носова обратилась в милицию с просьбой найти ее вещи, а также выдать какой-либо документ, который мог бы временно заменить паспорт, поскольку ей срочно нужно купить билет на поезд». Укажите, к возникновению какого вида правоотношений (по предмету правого регулирования) привели: а) поездка на автобусе; б) кража; в) обращение в милицию по поводу кражи; г) просьба выдать документ, заменяющий утраченный паспорт. Определите состав каждого правоотношения.
Задание № 6.
а) Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии: «В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей».
Задание № 7.
а) Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:
1) юридические поступки; 2) юридические акты.
– сочинение песни;
– обмен квартиры;
– решение суда об удалении гражданина из зала суда;
– случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;
– заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.
Задание № 8.
а) Определите вид правонарушения и ответственности за него, охарактеризуйте состав данного правонарушения:«При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Д. совершил наезд на пешехода, который в результате этого дорожно-транспортного происшествия получил многочисленные переломы рук и ног».
Задание № 9.
Оцените предложенные ситуации с точки зрения возможного метода правовогорегулирования:
1) Ст.22 КоАП дает право органу (должностному лицу), уполномоченному решить дело, освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
2) Ректор вуза издал приказ о применении штрафных санкций за нарушение общественного порядка в вузе. Один из оштрафованных обратился с жалобой в районную администрацию, районную прокуратуру и суд.
3) В суд обратился 80-летний Н.В.Кузьмичев. В заявлении он написал, что давно не работает, нуждается в помощи своих детей. Потребовал в судебном порядке обязать детей платить ему алименты.
Задание № 10
Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ.
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007г. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».
3. Приказ МВД России от 6 ноября 2007 г. N 974 «О пособиях сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».
4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 668-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Балакишеева Валерия Ибрагимовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 17 и частью первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».
6. Указ Президента РФ от 29.11.2010 N 1491 «О награждении орденом "Родительская слава" многодетных родителей (усыновителей)»
7. Постановление Правительства Москвы «О Регламенте Правительства Москвы» от 21.02.2006 N 112-ПП.
8. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 N 1203
9. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
10. Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ
Изучение программа курса осуществляется путем проведения аудиторных занятий: лекций, семинаров, практических занятий, а также в рамках самостоятельной подготовки.
Лекция – это логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. Лекция часто сопровождается демонстрацией наглядных пособий, слайдов, цитированием документов. Лекция предназначена для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов.
Основная задача студента на лекции – учиться мыслить, понимать идеи, излагаемые лектором. На лекции необходимо вести конспект. Механическая запись лекции приносит мало пользы. Нужно не только записать услышанное, но и понять его. Нельзя ограничиваться записью только каких-либо выкладок, которые приводит лектор на доске, или перенесением в конспект его рисунков. Нужно помнить, что основными в лекции являются те положения, выводы, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Ведение конспекта создает благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимает участие слуховая, зрительная и моторная память. Но обязательным условием, способствующим запоминанию, является понимание студентом излагаемого материала.
По всем неясным вопросам без стеснения обращайтесь к лектору! Не всегда можно своим вопросом перебивать лектора. В таких случаях запишите вопрос и задайте его после лекции. Или даже в другой раз, перед новой лекцией. Иногда вполне уместно вставить вопрос по ходу изложения материала. Это зависит от характера проведения лекции. Если это монологический тип, то есть преподаватель «читает монолог», то в этом случае не уместно встревать со своим вопросом, а если «диалогический» тип, т.е. преподаватель ведет беседу с аудиторией, «ставит» вопросы и отвечает на них сам или ждет ответа от аудитории, а потом комментирует услышанное, то смело вступайте с ним в диалог, проясняйте непонятое вами. Никогда не оставляйте непонятое вами без разъяснения, и если постеснялись обратиться к преподавателю, то обратитесь за помощью к своим коллегам – студентам.
Конспект следует вести в отдельной тетради, оставляя поля для того, чтобы можно было дополнить конспект выписками из учебников и других книг. Писать следует крупно, разборчиво, выделяя темы и разделяя текст подзаголовками на смысловые части. Можно использовать сокращения слов и условные знаки. Следует добиться того, чтобы ведение конспекта было интересной работой, а внешний вид конспекта доставлял бы удовлетворение.
Известно, что изучение дисциплины только по лекциям и конспектам недостаточно. Хорошее усвоение материала может быть достигнуто только на основе систематической работы с учебниками и другой литературой. Конспект лишь облегчает понимание и усвоение материала учебника. Конспект указывает, что в учебнике особенно важно, и дает дополнительные новые сведения по этим вопросам. Поэтому перед каждой лекцией рекомендуется прочитать конспект предшествующей лекции, а после того, как лектор закончит читать какой-либо крупный раздел курса, следует проработать его и по конспекту и по учебнику. В этом случае учебная дисциплина усваивается настолько глубоко, что перед экзаменом остается сделать лишь немногое для закрепления знаний.
Семинар – это один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Тема семинара определяется преподавателем заранее и повторяет тему ранее проведенной лекции. На таких занятиях курсанты выступают перед своими однокурсниками с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением или, по возможности, применить услышанное на практике. Подготовка к семинару является обязательной.
Цель такой формы обучения – закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
Правила семинара
1. Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.
2. На тебя понадеялись, подготовь материал.
3. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.
4. Рассказывай, как понял, а не читай по книге.
5. “Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.
6. Говори ясно, внятно, кратко, логично.
7. Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.
Как готовиться к семинару
1. Внимательно прочти вопросы к заданию.
2. Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.
3. Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки в тетрадь, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.
4. Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.
5. При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно тебе известных.
6. Проверь, на все ли вопросы плана у тебя есть ответы.
7. На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.
Практические занятия. Различие между семинарскими и практическими занятиями состоит в том, что на первых рассматриваются, как правило, теоретические вопросы, а на вторых усваиваются знания преимущественно прикладного характера, приобретаются практические навыки.
Практические занятия – это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно– теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы.
Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и семинара, рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых заданий.
На практическом занятии главное – уяснить связь решаемых заданий с теоретическими положениями. При решении предложенной задачи нужно стремиться не только получить правильный ответ, но и усвоить общий метод решения подобных задач.
Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь.
Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.
Консультации могут проводиться с группой студентов и индивидуально с одним студентом. Различие между ними обусловлено особенностями вопросов, выносимых на консультацию.
Консультации проводятся в течение учебного семестра, а также перед экзаменом или зачетом.
Обычно консультации носят вопросно-ответный характер. Студенты задают преподавателю интересующие их вопросы, а преподаватель дает на них ответы.
Предэкзаменационная консультация является типичной формой групповой консультации. Основные вопросы, рассматриваемые на такой консультации, выносятся на экзамен. Как правило, перечень этих вопросов сообщается студентам в начале учебного года. На консультации перед экзаменом эти вопросы уточняются, дается краткий обзор их содержания, особенно тех из них, которые не были подробно рассмотрены на занятиях и по которым недостаточно материала в учебной литературе. На консультации преподаватель отвечает на вопросы студентов.
Экзамены. В основе критериев оценки знаний, умений и владений курсантов на экзамене следующие ориентиры:
– ширина и глубина знаний в объеме программы учебной дисциплины;
– аргументированность ответов на экзамене;
– использование при ответе нормативно-правовых актов, иных официальных документов, специальной юридической литературы, как отечественной, так и зарубежной;
– умение системно изложить свои знания;
– мастерство устной речи;
– умение использовать теоретические знания при решении практических задач, аргументировать свои решения.
Оценки «отлично» заслуживает ответ, удовлетворяющий всем указанным требованиям. Наивысшая оценка предполагает свободную ориентацию в проблемах изучаемой науки. Ответы на все вопросы билета, а также дополнительные вопросы должны носить творческий характер, о чем могут свидетельствовать: нестандартно составленный план ответа; оригинальные аспекты изложения; примеры из юридической практики.
Оценка «хорошо» выставляется за ответ, удовлетворяющий всем изложенным критериям, но не в полной мере. Эта оценка является промежуточной между максимумом и требуемым минимумом знаний. Хорошая оценка предполагает наличие прочных знаний в объеме изучаемого курса, знаний базовых юридических понятий, которые необходимы для более глубокого усвоения учебной дисциплины.
Оценка «удовлетворительно» означает, что знания курсанта отвечают названным критериям, но только в минимальной мере.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в тех случаях, когда ответ не соответствует хотя бы одному из оценочных критериев или по уровню полноты оказывается ниже требований принятого минимума знаний. Отсутствие знаний по узловым вопросам изучаемого предмета – главные показатели неудовлетворительной оценки.
Критерии оценки на экзамене