Политика, ее сущность и роль в общественной жизни

Русский историк В.О.Ключевский писал, что политические термины имеют свою историю, и мы неизбежно впадаем в анахронизм, если, встречая их в памятниках отдаленного времени, будем понимать их в современном нам смысле. Это в полной мере относится и к пониманию термина "политика".

В Древней Греции под словом "политика" понималось все, что относилось к государственной деятельности.

В.И.Даль рассматривал политику как науку государственного управления, виды настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик, по Далю, - это умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать.

В популяром Политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривалась как искусство управления государством и как определенное направление действий государства, партий, учреждений.

Современный Философский энциклопедический словарь рассматривает политику как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром второй является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Исходя из этого, политику возможно определить как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Политика как наука и искусство

Каковынаучные основы политики (политики как науки), разработанные общественной мыслью?

Фундаментальными основами политики являются:

- демократизм;

- гуманистическая направленность, преодоление технократизма, насилия, преступности;

- нравственность;

- гражданская любовь к своей Отчизне;

- политика должна определяться, исходя из конкретно-исторических условий, на основе их всестороннего научного анализа, на основе использования данных других общественных и естественных наук;

- политику следует рассматривать как отношения между классами, нациями, социальными группами, государствами по поводу реализации их потребностей и интересов;

- политика есть концентрированное выражение экономики. Главное направление политики реформирования - сделать людей хозяевами, ответственными не только за свою жизнь, но и за жизнь близких, страны в целом;

- политика есть участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;

- политика - это фактическая судьба миллионов, она должна быть ориентирована на человека, адекватно отражать социальные интересы больших социальных групп общества;

- политика должны быть нравственной, т.е. система ее идей, целей, идеалов должна соответствовать природной и социальной сущности человека, быть направленной на осуществление принципов гуманизма и социальной справедливости.

Теория выделяет две крупные, взаимосвязанные между собой области политики - внутреннюю и внешнюю. Однако многообразие реальной жизни обязывает выделять в самих этих областях более узкие сферы политики.

В современных условиях говорится об экономической, социальной, национальной, демографической, молодежной, экологической, культурной, кадровой политике. Главной сферой государства и правящей партии являются вопросы экономической политики.

Какие основания позволяют считать политику не только наукой, нои искусством? Говорить о политике как искусстве есть все основания, если иметь в виду искусство управления государством, искусство проведения линии политического поведения, искусство завоевания и удержания власти. Политика как искусство означает глубокое понимание каждым занимающимся политикой, что такое правильное политическое поведение, как совместить в ней классовое и общечеловеческое, какие дороги ведут к цели с наименьшими издержками, что на данном этапе возможно, а что невозможно, умение остановиться перед ложным шагом. Смысл деятельности искусного политика заключается в том, чтобы люди не видели этого искусства, чтобы у политического деятеля все шло как бы само собой, естественно, без ремесленного насилия.

Политика как искусство проявляется в умении выбрать средства активизации людей, соответствующие реальной обстановке. Искусство руководителя - уметь разобраться во всех сложных оттенках человеческого поведения. Выражением искусства политика является стиль его политической деятельности. Стиль - это искусство реализации теории политической деятельности. Стиль неповторим, как неповторима в своей индивидуальности личность. С полным основанием возможно утверждать, что стиль М.С.Горбачева не мог стать стилем Б.Ельцина. Каждому из них отдаст предпочтение или проклятие история. Думается, что оценит по заслугам.

Субъекты политики

Личность как субъект политики.

Уже в древние времена активно обсуждались взаимоотношения личности и государства, место человека в политической жизни. Можно выделить три позиции соотношения государства и личности:

- личность для государства;

- государство для личности;

- гармоничное соединение личности и государства.

Весьма распространенную и влиятельную концепцию государства разработал Конфуций, которая называется патерналистской. Государство, по мысли Конфуция, представляет собой большую патриархальную семью, в которой вся власть принадлежит правителю-отцу. Остальные граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны беспрекословно подчиняться старшим, которые, в свою очередь, призваны заботиться о благе народа. В патерналистской концепции индивид выступает не полноправным гражданином, субъектом политики, а лишь ее объектом, исполнителем воли старших.

В современном мире патерналистские взгляды достаточно широко распространены в развивающихся странах с малограмотным крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах.

В проектах идеального государства Платона личность также выступает лишь объектом власти. Платон стоит на позиции безусловного верховенства государства над индивидом. Государство, руководимое мудрым царем или аристократией, должно утверждать единомыслие и коллективизм, следить за правильностью мыслей и верований человека, регламентировать его жизнь. Вопрос о свободе человека, его участии в политических делах не ставится.

Для античного понимания роли человека в государстве характерны взгляды Аристотеля, считавшего человека существом политическим по своей природе в силу его естественной потребности жить в обществе. Аристотель считал, что государство основано на взаимодействии свободных и равных граждан, в отличие от семьи, где существует подчинение детей и младших отцу, рабов - господину. Индивид становится частью государства, которое имеет первенство перед ним. В античной демократии все государственные вопросы решались волей большинства граждан, потому и отдельная личность не была защищена от произвола большинства.

Современные демократии базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности, общества и государства. Именно либерализм разделил эти понятия, утвердил абсолютную ценность человеческой личности и изначальное, "от рождения" равенство всех людей, а также неотчуждаемые права человека, такие как право на жизнь, свободу, собственность. Классический либерализм считал, что государство создается на основе общего согласия, консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека. Источником власти выступает индивид, а государство - результатом договора, соглашения свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу и вправе выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане.

На основе христианского учения, социал-демократической идеологии утверждаются принципы взаимозависимости личности, общества и государства. Так, либеральный принцип уникальной ценности каждого человека означает уважение каждой личности государством и обществом. Принцип солидарности - это ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого обо всех и всех - о каждом. Третий важнейший принцип христианского учения - субсидарность, которая означает ответственность каждого человека за свое благополучие. Государство должно оказывать поддержку лишь тем, кто сам не может себя обеспечивать: несовершеннолетним, инвалидам, престарелым, безработным и другим нуждающимся.

Для западных демократий характерен дуализм (двойственность) правового статуса личности: как человека и как гражданина. Личность рассматривается как человек в сфере гражданского общества, в экономике, культуре и как гражданин - в сфере политической.

Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности является состояние гражданства (либо состояние в иностранном гражданстве, либо безгражданство). Гражданство традиционно определяется, как основанная на законе устойчивая связь личности с государством, как принадлежность личности к государству. Иностранными гражданами обычно признаются лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Лица без гражданства не являются гражданами данного государства и не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству иностранных государств.

Правовой статус личности отражает ее социальное положение, ее реальные возможности удовлетворения своих потребностей и интересов. Правовой статус - это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как человека, а как гражданина государства. Все другие лица в отношении этого государства выступают в качестве иностранных граждан и лиц без гражданства. Их правовой статус имеет свои особенности.

Общественные организации и движения.

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют также общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.

Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны:

- наличие устава,

- специализированного управленческого аппарата,

- относительная стабильность состава,

- материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести:

- профессиональные союзы,

- союзы предпринимателей,

- кооперативные, молодежные,| женские, ветеранские организации,

- творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.),

- разнообразные добровольные общества (научные технические, культурно-просветительные и др.).

С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Общественные движения.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередки стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям.

По целям и сферам деятельности выделяют:

- антивоенное,

- экологическое

- женское,

- молодежное движения,

- движение за расовое и национальное равноправие,

- движение в защиту потребителей,

- религиозные движения и многие другие.

Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создается движения ученых, врачей, писателей и т.п.

Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого контроля над ней. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни (экономической, социальной, культурной). Но хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Уже сам факт пользования гражданами конституционным правом объединения включает их в орбиту политических действий.

Степень воздействия различных общественных формирований на политические отношения различна. Одни из них - рабочее, профсоюзное, национальное движения и др. - оказывают существенное воздействие на политическую ситуацию, другие - практически не участвуют в политической жизни. Однако в современных условиях всеобщей политизации общества ни одно из общественных объединений не может полностью устраниться от прямого или косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль общественных организаций и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Концепция групп интересов или заинтересованных групп разработана американскими политологами А.Бентли, Д.Трумэном и другими и давно пользуется признанием в западной политологии. Согласно А.Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в определенные группы людей за достижение своих целей и интересов. Группы интересов - это "добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов, входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций" (Основы политической науки. М.-1993. -Ч. II. -С. 8). Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она характеризуется как группа давления. Понятие "группа давления" раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное воспитание, этнические и религиозные связи и др.).

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения.

2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования.

3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами.

Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями:

- посредством электорального представительства (через избирательные системы);

- прямого, функционального представительства организованных интересов.

Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:

- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;

- поддержка, в том числе финансовая, на выборах близких политических партий и их кандидатов;

- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;

- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;

- забастовки, митинги, демонстрации и др.

Лоббизм.

Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, лоббирование (от англ. лобби - кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов. В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицами, принимающим решения, - как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с той целью в институты государственной власти.

5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей.

Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным "всплеском" самодеятельной активности масс. Так, в 70-е годы в странах Запада на смену старым традиционным объединениям пришли многообразные новые социальные движения. Новые социальные движения представляют собой демократические движения протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой и требованиями. Костяк новых социальных движений составили экологические, антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту гражданских прав и т.д. Несмотря на разнообразный социальный состав, мозаичный характер концепций, участников данных движений объединяет критическое отношение ко многим реалиям современного общества, стремление найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем.

Альтернативные движения.

Широкое распространение получили так называемые альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия, школы, клиники и т.п. На собственном примере они стремятся реализовать новую систему гуманистических, постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным движениям и гражданские инициативы - форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь определенных проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.

Эффективно действующая политическая власть должна обеспечивать как обновление, так и стабильность структур общества. Отсутствие такого сочетания ведет к многочисленным деструкциям в политических отношениях.

Наши рекомендации