Решение педагогических ситуаций
1. Что делают воспитатели (вожатые) до приезда детей в детские оздоровительные учреждения?
2. Кто распределяет задания отрядам при проведении общелагерных мероприятий, игр?
3. Можно ли хотя бы однажды разрешить не спать в тихий час?
4. Кто должен регламентировать пребывание детей на воздухе в жаркую погоду?
5. Есть в детских палатах замки, крючки на дверях?
6. Как запомнить имена детей?
7. Можно ли проводить утреннюю зарядку воспитателю (вожатому) самостоятельно?
8. Какой подход выбрать в работе с трудными подростками?
9. Кто будет замещать воспитателя (вожатого) в случае его болезни?
10. Что делать, если воспитателя (вожатого) будут дразнить?
11. Как помочь понять своему напарнику, что работа есть работа, а личные потребности и интересы должны быть на втором плане?
12. Каковы запрещенные темы для разговоров в присутствии детей?
13. Нужно ли присутствовать при разговоре ребенка с родителями по телефону?
14. Чье присутствие необходимо для правильной организации купания детей?
15. Сколько детей может находиться в воде одновременно?
16. Когда лучше провести учет детей и подростков при купании?
17. Можно ли разрешать переезды детей из палаты в палату во время смены?
18. Что делать воспитателю (вожатому), если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?
19. С кем должны находиться дети и подростки во время отрядных спортивных мероприятий?
20. Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей и подростков во время занятий их в кружках, мастерских и т.д.?
21. Кто в оздоровительном лагере должен требовать от детей и подростков соблюдения правил по общим мерам безопасности?
22. Что делать воспитателю (вожатому), который отправляется в поход с отрядом, если в отряде есть больные дети?
23. Что необходимо сделать по прибытии отряда с прогулки?
24. Нужно ли родителям (законным представителям) напомнить о том, какие вещи необходимо взять ребенку в оздоровительный лагерь?
25. При каких условиях можно отпустить ребенка из отряда с родителями (законными представителями)?
26. Почему могут возникнуть конфликты между воспитателями (вожатыми) и администрацией оздоровительного лагеря?
27. Что необходимо учитывать воспитателю (вожатому) при подготовке к воспитательному мероприятию?
28. Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?
29. На что обратить внимание в день отъезда?
30. Можно ли наказать непослушного ребенка?
31. Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
32. Как снять стрессовое состояние?
33. Что нужно делать в процессе воспитания?
34. Чего нельзя делать в процессе воспитания?
35. Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ?
Список рекомендуемой литературы:
1. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях).- Волгоград: Учитель, 2006.- 197с.
2. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно- практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский / Под. Ред. Л.Е.Никитиной.- М.: ACADEMIA, 2010.- 160 с.
3. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях.- Ярославль, 2008.
4. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание.- М.: 2009.
5. Гессен С. И. Основы педагогики или введение в практическую философии.- М., 1995.
6. Горизонты лета: Программы тематических смен а летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под. ред. Волохова А.В.- М., 1995.
7 Диалог индивидуальностей: информационно- методический сборник / Под общей ред. Т.Я. Шиховой. – Пермь: Перм. Гос. пед. ун-т.- 60 с.
8. Добрая воля: Сборник / Под ред. Н. Серяковой, Т. Михеевой.- М.: Фонд « Новые перспективы», 2001.- 50 с.
9. Жуков И.Н. Игра и детское движение. – М., 1992.
10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М.: 1995.
11. Ивановой И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.,Педагогика, 1998.- 208 с.
12. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского.- М.: Новая школа, 1994.- 368 с.
13. Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и дополнительного образования.- М., 1998.
14. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. _М.: Просвещение, !989.- 255с.
15. Константинов Ю.С., Маслов А.Г. лето, дети , туризм. – М., 1998.
16. Концепция социализации ребенка в раьоте детских организаций / Рожков М.И. и др.-М.: АСОПиР, 1991.- 160 с.
17. Краевский В.В. Методология педагогической науки.- М.:Центр «Школьная книга», 2001.
18. Кэнфилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувчтво ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997.- 360 с.
19. летний отдых детей: концептуальное и нормативно- правовые основы / Под ред. А.М. Панова.- М., 1997.
20. Лето в городе. Рекомендации в помощь организаторам лагерей с дневным пребыванием.- М., 2011.
21. Лутошкин А.Н. Как вести за собой,- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
22 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика.- 1988.- 127 с.
23. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С.: Соч.: В-7 т.- Т.5.- М.: Изд-во Акад. Пед. наук- 558 с.
24. Малиновский А.В. Социально- психологические условия и факторы оптимизации профессиональной деятельности лидера детского объединения.- М.: ИМ, 1992.
25. Мальцев Э.А. , Костина Н. М. Педагогика детского движения: Учебное пособие. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2010.- 516 с.
26. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся « Школа безопасности»: Учебно- методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.