Объективная сторона преступления.
Русская Правда различает две стадии преступного действия: оконченное преступление и покушение на преступление: например, человек, обнаживший меч, но не ударивший, наказывался штрафом в 1 гривну кун (ст. 9 КП; ст. 24 ПП). В Русской Правде наметился институт соучастия в преступлении: например, кража, совершенная группой лиц (ст. 31 КП; ст. ст. 41, 42, 43 ПП). Но пака мы говорим о простом соучастии, без разделения ролей между участниками преступления: все воры – соисполнители наказывались одинаково; соучастие не являлось отягчающим вину обстоятельством.
4) Объектами преступленияпо Русской Правде являлись личность и имущество (в церковных уставах появились такие новые для некогда языческой Руси объекты как христианская вера, Церковь, нравственность, семья).
Важной особенностью Русской Правды является отсутствие преступлений против государства, хотя практике были известны такие преступления как измена, посягательство на жизнь, здоровье, честь князя и т. п. И наказывались государственные преступления, конечно, не «вирами», а смертной казнью. Отсутствие государственных преступлений в Русской Правде исследователи объясняют по-разному. Например, В.О. Ключевский связывает это обстоятельство с церковным происхождением Русской Правды: поскольку государственные преступления не входили в юрисдикцию Церкви, они и не указаны в церковно-юридическом сборнике, каковым, по мнению ученого, являлась Русская Правда. Существует также интересная точка зрения, согласно которой нормы о наказании государственных преступников – это часть особого, политического, обычая, созданного князьями и их окружением, который действовал и без дополнительной регламентации в Русской Правде.
Преступления против личности:
1) Убийство (на пиру, в драке, в разбое).
2) Нанесение телесных повреждений: тяжких повреждений - увечий (ст. 5 КП; .ст. 27 ПП); менее тяжких повреждений - ран, побоев (ст. ст. 3, 4, 30 КП; ст. ст. 23, 25 ПП).
3) Оскорбление чести: удары такими орудиями, как чаша, охотничий рог (орудия пира), меч - рассматривались не столько опасными, сколько оскорбительными для мужчины; удар рукой по щеке, толкание, вырывание бороды и усов, выбивание зуба - ст. ст. 23, 25, 31,67, 68 ПП).
Русской Правде известно только оскорбление чести делом (поэтому часто бесчестье соединяется с физическим вредом здоровью), но в церковных уставах появляется также оскорбление части словом: например, оскорбление женщин непристойными словами, заведомо ложное обвинение в колдовстве.
В отличие от убийства, открытость, публичность совершения преступления не является для оскорбления чести смягчающим вину обстоятельством, напротив – это необходимое условие состава преступления. Например, если вырывание бороды и усов, выбивание зуба происходили без свидетелей, это считалось обычной ссорой и не наказывалось.
4) Преступление против свободы: продажа закупа – должника кредитором в холопы (ст. 61 ПП).
Преступления против имущества:
1) Кража («татьба») – наиболее распространенный в Русской Правде вид преступления.
Кражу можно разделить на простую (кража скота, птицы, сельскохозяйственных продуктов и т.п.; кража, совершенная с открытой территории – с «поля» - ст. ст. 28, 29, 35, 36, 37, 39, 40 КП; ст. ст. 42. 79, 81, 82 ПП) и квалифицированную (конокрадство, кража из закрытого помещения, со взломом – ст. ст. 35, 41 ПП).
2) Грабеж и разбой, четко не выделяются в Русской Правде (указано только убийство в разбое), хотя, конечно, данные составы были уже известны древнерусскому праву (например, договорам с Византией).
3) Повреждение, незаконное пользование чужим имуществом (например, повреждение межевых знаков – ст. 34 КП; ст. ст. 71 – 73 ПП; угон лошади, скота – ст. 12 КП; ст. 33 ПП);
4) Истребление чужого имущества, где самым тяжким составом в деревянной Руси был поджог дома (ст. 83 ПП); кроме того, известно убийство коня (ст. 84 ПП).
Цели и виды наказаний.
Основной целью наказаний по Русской Правде было возмещение ущерба, материального или морального. Жизнь, честь, здоровье человека имеют в этом «кодексе капитала» (В.О. Ключевский) определенный денежный эквивалент. В церковном уставе Ярослава Мудрого появляется новая цель наказания – духовное покаяние, исправление преступника, хотя, по русской традиции, рядом с церковными наказаниями (епитимия – временное отлучение от церковного общения; помещение в монастырь для покаяния) в уставе были поставлены штрафные санкции.
Виды наказаний:
1) По древнему славянскому обычаю, высшей мерой наказания являлась кровная месть, но при Ярославе Мудром данный институт ограничивается пределами рода, а Ярославичи его отменяют и заменяют штрафом – «вирой» (ст. 2 ПП).
Смертная казнь, конечно, существовала на практике, но в Русской Правде она не упоминается, что является еще одной отличительной чертой данного сборника по сравнению с последующими кодексами русского права.
Исследователи объясняют это обстоятельство либо влиянием Церкви, либо неразвитостью правового сознания: смертная казнь отождествлялась тогда с кровной местью. Отменяя кровную месть, Русская Правда не указывает и смертную казнь. Кроме того, смертная казнь применялась обычно за государственные преступления, не указанные в сборнике.
2) Высшей мерой наказания, после отмены кровной мести, по Русской Правде являлся «поток и разграбление», означавший конфискацию имущества и продажу преступника вместе с семьей в холопы (возможно, «поток» означал изгнание: от слова «поточити» - заставить бежать).
Данное наказание применялось за убийство в разбое, конокрадство и поджог.
3) За все остальные преступления установлены имущественные санкции, состоявшие из штрафа князю и возмещения ущерба потерпевшему.
В случае совершения не разбойного убийства выплачивался штраф – «вира»: одинарная – 40 гривен, или двойная – 80 гривен; существовала также «дикая вира», когда штраф выплачивался общиной (ст. ст. 3 – 8 ПП указывают условия выплаты «дикой виры»: если община не знала преступника, но на ее территории обнаружены следы преступления («голова лежит»), а община не могла «отвести след»; если община знала преступника, но не хотела его выдать; при этом, преступник должен был ранее платить вирные платежи за других членов общины). Родственники убитого получали возмещение – «головничество» (ст. 5 ПП), сумма которого не указана, но можно предположить, что она либо равнялась сумме «виры», либо составляла половину вирного платежа.
За увечья полагалось «полувирье» - 20 гривен, а потерпевший получал возмещение за вред здоровью - 10 гривен (ст. 27 ПП). Убийство свободной женщины, виновной в прелюбодеянии, также наказывалось «полувирьем», но, если женщина была не виновна, то штраф за ее убийство соизмерялся с социальным положением ее мужа: 40 или 80 гривен (ст. 88 ПП).
Все остальные виды преступлений наказывались штрафом – «продажей» (максимальная сумма 12 гривен) и возмещением ущерба потерпевшему - «уроком» (ст. ст. 44, 45, 84 ПП).