Источник права в формальном смысле.
Источник права в юридическом, формальном смысле показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком виде преподносятся обществу.
Источник права в юридическом значении – это документ, выполненный в письменной (либо электронной) форме, носитель информации о нормах права.
Источник права - итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, весьма редко – результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя).
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:
ü нормативно-правовой акт;
ü нормативный договор;
ü правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
ü правовой обычай;
ü религиозные догмы;
ü правовая доктрина;
ü принцип права;
ü правосознание.
ü Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно - правовые нормы.
3. Гражданское право как системообразующая отрасль права (общая характеристика)
Гражданское право. Эта отрасль регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (честь, достоинство, авторство, имя).
На основании норм гражданского права складывается гражданский (хозяйственный) оборот, в котором участвуют граждане, организации, учреждения. Гражданским правом регулируются отношения владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т.д.
Предмет ГП
Предметом гражданского права являются имущественные отношения, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.
Имущественные отношения— это отношения по поводу материальных предметов и других экономических ценностей. Объектами таких отношений выступают вещи и комплексы вещей, деньги, ценные бумаги, имущественные права, работа и ее результаты, услуги.
Имущественные отношения делятся на две большие группы:
- отношения собственности и других вещных прав(права хозяйственного ведения, оперативного управления и т. д.). Эти отношения закрепляют принадлежность материальных благ или, другими словами, закрепляют имущественные отношения в статике;
- обязательственные отношения, связанные с переходом материальных благ от одного субъекта гражданского права к другому и регулирующие имущественные отношения в динамике.Они возникают из договоров (купля-продажа, мена и т. д.); возможны и внедоговорные обязательственные имущественные отношения (например в результате причинения вреда).
Личные неимущественные отношениявозникают по поводу:
- нематериальных благ, неотделимых от личности(создание изобретения, произведения литературы, науки, искусства и др.). У создателя возникает ряд личных неимущественных прав, важнейшим из которых является право авторства. В случае же если объект будет использован (например, рассказ с разрешения автора опубликован), у автора возникает имущественное право на получение вознаграждения;
- неотчуждаемых прав и свобод человека.Прямо не регулируются гражданским законодательством, но защищаются им (жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность частной жизни, деловая репутация и т. д.).
Метод ГП
Для гражданского права характерен в основном диспозитивный метод, дающий возможность определять характер взаимоотношений по своему усмотрению. Они имеют также возможность выбора между несколькими вариантами поведения.
Однако в гражданском праве присутствуют не только дозволения, но и запреты и обязанности. Защита нарушенных гражданских прав, если они добровольно не восстанавливаются другой стороной, осуществляется в судебном порядке путем обращения потерпевшего в суды общей юрисдикции, арбитражные или третейские суды.
Внутреннее устройство системы ГП
Гражданское право велико по объему входящих в него норм и институтов. Есть в нем и ряд подотраслей — жилищное право, право собственности и др.
Источники ГП
Основной нормативный источник гражданского права — Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс и др.).
4. Административное право как системообразующая отрасль права (общая характеристика).
Администрати́вное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций
Предмет АП
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов, их должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность.
Иными словами, административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате реализации управленческих функций органов исполнительной власти.
Предмет административного права включает в себя:
Во-первых,это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;
Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, похожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных;
В-третьих,к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федерального характера;
В-четвертых,предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных;
В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия.
Метод АП
Метод административного права предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому.
Участники управленческих отношений не равны, различны полномочия должностных лиц. Таким образом, метод административного права содержит, в основном, обязывания – установление определенного порядка действий в сфере государственного управления.
Специфика этих отношений состоит в том, что одной из сторон в административных правоотношениях всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Поэтому основной метод в административном праве — отношения власти и подчинения, административные приказы, ответственность за совершенные действия, частично дозволения
Система АП
Среди основных институтов административного права можно выделить следующие составляющие:
Институт государственной службы,
Институт органов государственного управления,
Органов муниципального уровня
Институт охраны собственности посредством административно-правовых норм
Множество институтов, расположенных в особенной части Кодекса.
Источники АП
Наряду с федеральными конституционными законами, основными нормативными актами являются Кодекс об административных правонарушениях, иные федеральные и региональные законы в различных сферах государственного управления.
Виды источников административного права:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации– содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.
3. Законы(федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).
5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств(администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).
6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.
7. Публичные договоры– федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
Формы источников административного права:
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
– положения– делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;
– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.
5. Уголовное право как системообразующая отрасль права (общая характеристика).
Уголовное право— это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера
Предмет АП
Предметом уголовного права являются общественные отношения, которые возникают в связи совершением лицом преступления и применения к нему наказания.
Можно выделить три группы таких общественных отношений:
1) Охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, совершившим запрещенное уголовным законом деяние, и государством. Это правоотношение носит односторонний характер: преступник обязан нести ответственность за совершенное деяние, а государство имеет право его наказать.
2) Отношения, связанные удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания,содержащийся в уголовно-правовых нормах. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздержаться о преступления. «правовое воздействие»
3) Отношения, возникающие при реализации гражданами права при причинении вреда, при защите от общественно опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельств, исключающих преступность деяния. Эти отношения можно именовать регулятивными уголовно-правовыми отношениями(в отличие от охранительных), так как они складываются на основе регулятивных норм и регламентирует поведение лица.
Метод АП
Уголовное право обладает специфическим методом правового регулирования. В отличие от других норм права, устанавливающих дозволения, предписания и запреты, уголовно правовые устанавливают почти исключительно запреты, а суть предписаний к сводится соблюдению этих запретов. Присущ императивно-запрещающий метод.
Помимо метода правового регулирования уголовное право характеризуется и особыми методами охраны общественных отношений: применение уголовно-правовых санкций.
Признаки:
1) Уг право является самостоятельной отраслью, обладает собственным предметом и методом
2) Представляет совокупность правовых норм. Состоит из общей и особенной части
3) Уг правовые нормы принимаются высшими органами гос власти, и действуют на всей территорий РФ
4) Обеспечивается силой гос принуждения
5) Уг право устанавливает исчерпывающий круг прест деяний, и размер наказания.
Система УП