Структура нормативно-правового акта.

Структура нормативно-правового акта претерпела значительные изменения в ходе развития человеческого общества. Накопленный богатейший опыт за всю историю человеческой цивилизации позволили выработать определенные требования к структуре нормативно-правового акта, направленные на улучшение доступности и восприятия для профессиональных и непрофессиональных правопользователей. В то же время «устойчивость во времени той или иной структурной особенности определяется степенью толерантности к общественно-политическому строю на разных этапах развития человеческого общества». Наиболее устойчивыми структурными элементами являются реквизиты нормативных правовых актов, характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление и др.); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты. Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание. Наиболее древние структурные элементы нормативно-правового акта преамбула, статьи и пункты.

Преамбула - вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.

В большинстве стран после преамбулы нормативного акта обязательна глава «Термины и понятия», в которой определяется толкование и применение в однозначном порядке юридической лексики. Этим достигается единообразие понимания норм, применительно к определенным лексическим структурам. При этом надо учитывать, что в законодательном порядке в цивилизованных странах закреплено правило, запрещающее дублирование одного и того же толкования юридической лексики в других нормативных актах (6, стр. 62). Одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму.

Статьи и пункты, на которые подразделяется текст нормативного правового акта - основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Исторический опыт правотворчества выработал правило сплошной нумерации статей и (или) пунктов независимо от нумерации глав. Данное положение применяется практически во всех цивилизованных странах. Более детальное разделение текстов применяется в целях систематизации информации для лучшего пользования.

Отдельно надо отметить структурную особенность кодифицированного нормативного правового акта. Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части. Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты); 2)специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции); 3)иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части. Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают: 1) вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности); 2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

Уровень подготовки нормативных актов, их доступность, лаконичность и содержательность зависит от развития права в стране. Продуманная структура нормативного акта позволяет сделать норму прозрачной для пользователей, способствовать снижению уровня правового нигилизма населения.

Нормативно-правовой акт как форма права.

- правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений: Конституция, законы, подзаконные акты, и т. п. Это одна из наиболее распространённых форм современного континентального права России, Германии, Франции и т. п.

- юридический документ, принятый в установленном порядке компетентными субъектами правотворчества, содержащий нормы права и обеспечиваемый мерами государственного воздействия.

Признаки:

ü исходит от государства;

ü содержит в себе нормы права;

ü является результатом деятельности компетентных субъектов правотворчества;

ü имеют определённую документально-письменную форму;

ü принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

ü обеспечиваются комплексом мер государственного воздействия, в том числе и государственного принуждения.

Положительные свойства нормативно-правового акта:

Точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

занимает строго определённую форму в иерархической системе источников права, что способствует эффективной реализации права в единстве с др. нормативными регуляторами;

может быть издан оперативно и изменён в любой части, что позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на:

Законы:

-принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающей высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

- Конституция;

- Федеральный конституционный закон;

- Федеральный закон;

- Закон субъекта Федерации.

Признаки:

Обладают высшей юридической силой;

Регулируют наиболее важные, основополагающие отношения;

Принимаются только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом; в порядке референдума.2.Подзаконные акты:

- нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

-Указы президента;

- Постановления Правительства;

- Инструкции, приказы министерств и ведомств;

- Акты местных органов гос-й власти;

- Акты местных органов гос-о управления;

- Акты муниципальных органов;

- Локальные нормативные акты.

Наши рекомендации