Структура нормативно-правового акта.
Структура нормативно-правового акта претерпела значительные изменения в ходе развития человеческого общества. Накопленный богатейший опыт за всю историю человеческой цивилизации позволили выработать определенные требования к структуре нормативно-правового акта, направленные на улучшение доступности и восприятия для профессиональных и непрофессиональных правопользователей. В то же время «устойчивость во времени той или иной структурной особенности определяется степенью толерантности к общественно-политическому строю на разных этапах развития человеческого общества». Наиболее устойчивыми структурными элементами являются реквизиты нормативных правовых актов, характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление и др.); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты. Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание. Наиболее древние структурные элементы нормативно-правового акта преамбула, статьи и пункты.
Преамбула - вступительная часть, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.
В большинстве стран после преамбулы нормативного акта обязательна глава «Термины и понятия», в которой определяется толкование и применение в однозначном порядке юридической лексики. Этим достигается единообразие понимания норм, применительно к определенным лексическим структурам. При этом надо учитывать, что в законодательном порядке в цивилизованных странах закреплено правило, запрещающее дублирование одного и того же толкования юридической лексики в других нормативных актах (6, стр. 62). Одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму.
Статьи и пункты, на которые подразделяется текст нормативного правового акта - основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Исторический опыт правотворчества выработал правило сплошной нумерации статей и (или) пунктов независимо от нумерации глав. Данное положение применяется практически во всех цивилизованных странах. Более детальное разделение текстов применяется в целях систематизации информации для лучшего пользования.
Отдельно надо отметить структурную особенность кодифицированного нормативного правового акта. Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части. Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты); 2)специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции); 3)иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части. Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают: 1) вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности); 2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).
Уровень подготовки нормативных актов, их доступность, лаконичность и содержательность зависит от развития права в стране. Продуманная структура нормативного акта позволяет сделать норму прозрачной для пользователей, способствовать снижению уровня правового нигилизма населения.
Нормативно-правовой акт как форма права.
- правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений: Конституция, законы, подзаконные акты, и т. п. Это одна из наиболее распространённых форм современного континентального права России, Германии, Франции и т. п.
- юридический документ, принятый в установленном порядке компетентными субъектами правотворчества, содержащий нормы права и обеспечиваемый мерами государственного воздействия.
Признаки:
ü исходит от государства;
ü содержит в себе нормы права;
ü является результатом деятельности компетентных субъектов правотворчества;
ü имеют определённую документально-письменную форму;
ü принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
ü обеспечиваются комплексом мер государственного воздействия, в том числе и государственного принуждения.
Положительные свойства нормативно-правового акта:
Точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
занимает строго определённую форму в иерархической системе источников права, что способствует эффективной реализации права в единстве с др. нормативными регуляторами;
может быть издан оперативно и изменён в любой части, что позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на:
Законы:
-принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающей высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
- Конституция;
- Федеральный конституционный закон;
- Федеральный закон;
- Закон субъекта Федерации.
Признаки:
Обладают высшей юридической силой;
Регулируют наиболее важные, основополагающие отношения;
Принимаются только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом; в порядке референдума.2.Подзаконные акты:
- нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
-Указы президента;
- Постановления Правительства;
- Инструкции, приказы министерств и ведомств;
- Акты местных органов гос-й власти;
- Акты местных органов гос-о управления;
- Акты муниципальных органов;
- Локальные нормативные акты.