Юридическая доктрина как источник права
Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. В английских судах судьи также нередко использовали труды известных юристов в качестве источников права. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.
В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают как непосредственные источники права, но являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, совершенствовании законодательства. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают помощь в процессе реализации правовых норм.
В современном мире в качестве непосредственного источника права юридическая доктрина используется иногда в государствах с религиозными правовыми системами, в частности, в мусульманских странах. Поэтому некоторые авторы эти религиозные писания рассматривают в качестве отдельного, самостоятельного источника права. В настоящее время в ряде мусульманских стран по-прежнему достаточно распространенными являются тексты священных религиозных книг – Корана, Сунны, Кияса.
Что касается нетипичных источников права, отметим, что в литературе к таковым относятся, в частности локальные нормативные акты, а также предпринята попытка выделения критериев не типичности и отличительные черты таких источников права. В частности, автор Шиткина И.С. указывает: “ Специфика рассматриваемых актов состоит в том, что они:
1) основаны на законодательстве и иных правовых актах и не могут противоречить им;
2) обеспечивают исполнение законодательства и иных правовых актов;
3) принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в противоречие законодательному императивному запрету;
4) принимаются компетентными органами управления организации в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими либо иными органами, в том числе государственными;
5) распространяются на всех субъектов, участвующих во внутренних отношениях организации: органы управления, акционеров, работников, администрацию, структурные подразделения;
6) учитываются судебными и иными правоохранительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организаций.”.
Автор Ухина С. В. относит к признакам индивидуальных актов дополнительно: “ такие акты… имеют правотворческий характер, то есть устанавливают, изменяют либо прекращают действие тех или иных локальных норм внутри конкретной организации, всегда облекаются в документальную форму (решение общего собрания, совета директоров, приказ руководителя )”.
Мы отметим еще один признак нетипичного ( в частности, локального ) источника права - это наличие в нем индивидуальной ( локальной) нормы права.
6. Высшая юридическая сила закона состоит в том, что все иные нормативно-правовые акты (такие, как, к примеру, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств и т.д. и т.п.) издаются на основании и во исполнение закона и не могут ему противоречить.
Высшая юридическая сила конституции - это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что:
- нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти;
- законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре;
- в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.
Занятие №8.
1. Нормативный правовой акт - это акт, содержащий правовые нормы. (Кутафин О.Е.)
Нормативный правовой акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Малько А.В.)
Нормативный акт - это правотворческий документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.
Нормативный акт является наиболее важным и наиболее распространенным источником права для государств, составляющих систему так называемого писаного права. В этих государствах нормативные акты образуют иерархическую систему, в которой высшее положение занимают конституции и законы.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Виды законов:
ü Конституция (закон законов)
ü Федеральные конституционные законы Федеральные законы
ü Законы субъектов Федерации
ü Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Виды подзаконных актов:
ü указы и распоряжения Президента РФ;
ü постановления и распоряжения Правительства РФ;
ü приказы, инструкции, положения министерств, ведомств;
ü решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления;
ü нормативные акты муниципальных органов;
ü локальные нормативные акты.
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавлиаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.
Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.