Нормы позитивного права должны соответствовать принципам естественного права.

Объективное право – это юридические нормы, формально закреплённые в официальных источниках, устанавливаемые и обеспечиваемые государством и направленных на урегулирование общественных отношений в общем порядке. Они распространяются на неопределённый круг лиц, на всех. Они объективны в том смысле, что непосредственно не зависят от воли и сознания отдельного лица, то есть создаются в процессе правотворческой деятельности. Они закреплены законодательно независимо от отношения к ним конкретного лица (считает ли конкретный человек их необходимыми, эффективными, справедливыми). Они принадлежат субъектам права (то есть не столько индивидуальному лицу, сколько виду субъектов отношений. Например, физическому лицу, юридическому лицу, органу государственной власти.) именно в силу законодательного закрепления. Они определяют модель поведения. Они определяют, в какие правоотношения потенциально может вступить тот или иной субъект.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица в рамках конкретного правоотношения. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности как определённые возможности (право на труд, образование, заключение договоров и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и их реализация зависит от его воли и сознания. Если конкретный субъект, например, человек или организация, не заинтересованы в реализации этих прав и свобод, то они не вступают в правоотношения и эти права и свободы так и остаются как именно потенциальные возможности, предусмотренные законодательно. Таким образом, субъективные права принадлежат конкретным субъектам как участникам правоотношений. Они возникают у лица в силу наличия заинтересованности в их реализации.

Широко известно деление права на две отрасли - публичное и частное.

Публичное право (jus publicum - лат.) - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач. Этим он отличаеся от частного права (jus privatum -лат.), которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

Публичное право регламентирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.

Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность своей воли и частную инициативу.

Существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. Здесь государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.

Государство, его подразделения могут быть субъектами правоотношений в сфере частного права, однако они выступают там не как носители государственно-властных полномочий, а как равноправные контрагенты, заключающие на основе свободного волеизъявления договоры и сделки. Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частно-правовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

Существование публичного и частного права, как элемент гражданского общества, - необходимая предпосылка для ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана, что публичное право относится к пользе римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

Не все ныне существующие системы права строятся на разделении публичного и частного права. Так, англо-саксонская правовая система в отличие от континентальной не знает такого разграничения. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергала идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной собственности и приоритет общественной (прежде всего, государственной) собственности, ибо эта идея считалась искусственной и призванной замаскировать эксплуататорскую сущность буржуазного строя. Игнорирование частного интереса в экономике и широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь сопровождалось ограничением прав личности в имущественных отношениях, запрещением проявления частной инициативы, и способствовало застою и неэффективному развитию экономики.

Высказанное в начале 20-х годов XIX века при разработке Гражданского кодекса РСФСР положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики и отрицательно влияло на развитие экономики в нашей стране.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства возродило идею о разделении права на публичное и частное.

Гармоничное сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права современных цивилизованных стран, его эффективное воздействие на экономические преобразования, способствуют процессу формирования гражданского общества и правового государства.

За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом также и третью его отрасль - социальное право, которое регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества. Существование такой отрасли обусловливается, в первую очередь, усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их прав и законных интересов. В социальное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания. Такая отрасль ныне активно развивается в таких странах как Франция, Германия, Швеция и других государствах.

Процессуальное право – это область публичного права. Делится оно на гражданский процесс и уголовный процесс. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора, его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы гражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.

Гражданское право – это область частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации или ликвидации этого лица.

5. Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Принципы носят объективный характер, это значит, что они не создаются самим правом, они отражают закономерности развития общественных отношений. Отсюда классификация принципов на экономические, нравственные, политические.

По объему охвата норм права:

- общие принципы – относятся ко всей системе права

- межотраслевые принципы- принципы отраслей, институтов.

Юридические принципы: законность, состязательность, диспозитивность.

По способы закрепления: Нормы-принципы – если принцип закреплен в тексте статьи; Принципы, которые выводятся из анализа содержания регулятивных и охранительных норм, такие принципы называются – принципы-законоположения.

Сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

От аксиом следует отличать презумпцию – обстоятельства считаются достоверными, пока не будет доказано обратное.

Основная роль принципов в правовом регулировании – регулятивная роль, которая проявляется в 2 формах:

1) в регулировании общественных отношений участвуют опосредованно, через содержание регулятивных или охранительных норм; 2.непосредственно участвуют, когда есть пробел в праве, через аналогию права.

К числу общеправовых принципов относят:

1) Принцип демократизма выражен в нормах права. Он проявляется в правотворческой деятельности, предполагает участие в формировании права непосредственным и опосредованным путями. Если государство не способно обеспечить реализацию прав и свобод, то необходимо чтобы принцип демократизма обеспечивал доступность для реализации и защиты.

2) Принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права. Он состоит в началах соразмерности равного масштаба в соответствии с деянием и воздаянием. Справедливость имеет самостоятельное значение при решении юридических дел.

3) Принцип гуманизма – «супер принцип»- является основой для другой. Состоит в признании ценностей человека, его прав и свобод. Этот принцип основа всей системы законодательства.

4) Принцип законности предполагает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами законов и др. НПА действующих на территории РФ. Действия принципа законности не означает, что не должен создаваться государственно-правовой механизм признания законов неправовыми.

5) Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан (речь идет о юридическом равенстве). Аспекты осуществления данного принципа:

1) равенство всех перед законом, т.е. общеобязателен.

2) равенство независимо от пола и национальности, языка.

3) равенство мужчин и женщин.

6. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

Межотраслевые принципы. Присущи УПП, ГПП.

1) принцип независимости судей 2) принцип состязательности 3) принцип открытого и гласного судебного разбирательства.

Отраслевые принципы выражают юридическое содержание отдельных отраслей. В ГП – принцип равенства сторон договора, в УП – нет преступления без указания на то в законе.

Принципы правовых институтов распространяются на систему норм, регулирующую единородные общественные отношения. (Н: институт гражданства – комплекс норм в отрасли конституционного права- Принцип единого гражданства).

Правовые аксиомы – это положения, имеющие характер исходных истин, они не требуют особых действий в каждом особом случае им придается правовое значение. (Н: закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле, все, что не запрещено в законе – дозволено).

Презумпция – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. В основе презумпции лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое – типичный, вероятный при данных условиях факт. Правовая презумпция имеет следующие характерные черты: а) прямо или косвенно закрепляется в праве; б) в любом случае имеет значение для правового регулирования; в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела.

Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона: предполагается, что все должны знать писаный закон. Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело.

А самой важной, и самой знаменитой юридической презумпцией является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность: его вину должен доказать обвинитель.

В ГПП действует обратная презумпция: презумпция виновности неисправного должника (должник, не исполнивший своего обязательства, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). Презумпции, Т.О., тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания.

Юридические презумпции можно подразделить на общеправовые и отраслевые. Общеправовой является презумпция знания опубликованных законов. Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда.

Занятие 6

1. Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Сущность права —это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать авторитет правовых норм и издавшего их государства в глазах общества.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

ü для Аристотеля право — это политическая справедливость,

ü для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,

ü для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

ü для Р.Иеринга — защищенный интерес,

ü для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

ü для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.

При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономическая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичногоичастного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Социальная роль.

Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведённую в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчёркивала классовый характер права и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистско-ленинской теории право по своей сути и есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов.

Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе, в чем его смысл и внутренняя основа.

Государство и право – две тесно связанные между собой части. Они возникли вместе, вместе существуют, функционируют и развиваются. Но государство и право – различные социальные явления. Если государство – организация политической публичной власти. Это институты, органы власти, то право – регулятор общественных отношений – состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера.

Государство и право – важные регуляторы, играющие ведущую роль в нормальном функционировании общественных отношений. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Каждому типу государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое) соответствует свой тип права.

В современном учении о государстве и праве как составной части обществоведения выделяется два подхода к государству и праву.

Первый подход:

«Государство – симптом расколотого общества, орудие насилия, средство подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, национальные – над общечеловеческими, частные – над общими».

Государство выступает как «неразвитое» политическое образование, которому соответствует право в своей «неразвитой» форме.

Второй подход:

«Государство – средство общественного компромисса, снятия или смягчения противоречий, механизм управления делами общества. Подобная позиция обусловила превалирование общенародных интересов над классовыми, общечеловеческих – над национальными, общих – над частными».

Это – «развитое» государство. Оно в полной мере раскрывает своё предназначение и функции в условиях демократии, где широко используются такие общедемократические идеи и институты, как разделение властей, верховенство закона, высокая роль суда, гласность и т.п.

На первых стадиях цивилизации право в виде законов и существовало как своеобразный придаток, инструмент и продолжение государственной власти (в основном как «право законодателя» и «право судей»). Определяющая закономерность развития права заключается в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все более превращается в самостоятельную, высокозначимую силу. В современной литературе мнения разделились таким образом, что право относят либо целиком к элементам цивилизации (Тойнби), либо к элементам цивилизации и культуры одновременно (С.С. Алексеев).

Как явление цивилизации и культуры оно способно «умерить», «обуздать» негативные стороны государственной власти, быть носителем и гарантом прирожденных, естественных прав и свобод человека, дать гарантированный простор свободному развитию индивидуальности, раскрепощению автономной личности.

«Суть феномена права как явления цивилизации и культуры заключается в том, что право нормативно объективирует и реализует глубинные, корневые начала цивилизации и, следовательно, социального прогресса. Одновременно оно фиксирует в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердие и т.д.»

Всё это богатство, накапливаемое человечеством через право, юридические нормы, механизм правового регулирования получают нормативную жизнь в мире объективированных явлений, фиксируется, реализуется в жизненных отношениях, в поведении людей, распространяет свою силу на будущее.

Ход развития истории, человеческая практика приводят к изменению теоретических представлений об обществе. Длительные исторические периоды, опыт разных стран и народов приблизил человечество к формированию нового политического мышления. Его суть – приоритет всех общечеловеческих интересов над частными, неуклонное стремление к договоренностям, к общественным компромиссам. В международном плане, согласно новому мышлению, государства рассматриваются как носители народных (национальных), а не классовых интересов. Идея взаимопроникновения и взаимообогащения разных общественных систем (конвергенция) уже в настоящее время находит своё подтверждение в развитых западных демократиях. И внутри своей территории государство выступает как средство согласия, компромисса, уступок, а не насилия, подчинения, уничтожения. Внутренние функции государства как орудия социального компромисса: учёт и координация интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными социальными слоями. В то же время «…для достижения социального компромисса необходимо опираться на правопорядок в обществе, выработку и принятие подлинно правовых (справедливых) законов и проведение их в жизнь».

Государство, в котором управление осуществляется при помощи правовых законов, считается правовым. Это высшая, наиболее цивилизованная организация политической власти, созданная человечеством.

В правовом государстве право перестает быть своего рода придатком государственной власти. Оно превращается в целостный, самостоятельный, высокозначимый социальный организм, обеспечивающий свободу и справедливость в обществе, права автономной личности. Утверждается верховенство права, и оно возвышается над государственной властью.

С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе. С практической стороны право по своему социальному назначению выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей, их коллективов, на основании юридических норм определяется соответствует или нет поведение участников общественных отношений юридическим нормам, и в зависимости от этого либо обеспечивается правомерное поведение, либо применяются государственно-принудительные меры против нарушителей требований норм.

2. Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т. е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса и т. д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).

В этом русле сформировалась математика, где составление и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство, "очищенное" от качественных различий, доведено до абсолютной абстракции количественных определений.

Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще.

Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности, эквивалента в отношениях между свободными индивидами как субъектами права.

Правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распространяется.

Правовое равенство — это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Право говорит и действует языком и средствами такого равенства и благодаря этому выступает как всеобщая и необходимая форма бытия, выражения и осуществления свободы в совместной жизни людей. В этом смысле можно сказать, что право — математика свободы.

Причем можно, видимо, допустить, что математическое равенство как логически более абстрактное образование является исторически более поздним и производным от идеи правового равенства.

Справедливость предполагает правовое равенство субъектов права. Это означает необходимость общезначимости и одинаковости требований права в отношении всех, включая и носителей власти, создающих законы. В римском праве имелось положение: то право, которое кто-либо считает справедливым применить к другому лицу, должно признаваться действительным и для самого себя. Выдвигалось также требование о том, что под действие закона должны подпадать все.

Право и принуждение

П. В. Сухов

Уточнение принудительных оснований права позволяет должным образом определить место принуждения в современном обществе и выявить его связь с правом. Отметим неустранимость принуждения как феномена социальной жизни и значимость его роли в формировании правовых, государственных и общественных институтов, от которых зависит уровень демократичности, социальной справедливости, гражданской свободы и формального равенства в обществе.

Тема принуждения как формы санкционирования права в различных формах встречается в любой правовой концепции, от самых древних философов права до новейших исследователей. Однако дискуссионным остается вопрос о месте и роли государственного принуждения в правовой жизни общества, который решается двояко.

В рамках одной позиции государственное принуждение не рассматривается неотъемлемым признаком права. В ряде случаев оно или полностью отрицается, или заменяется менее жестким и более широким понятием «государственная охрана». Такого мнения придерживались советские правоведы М. Д. Шаргородский и О. С. Иоффе, считавшие, что понятие «государственная охрана» является общим определением, способным охватить все исторические типы права, между тем как понятие принуждения не предусматривает всех возможных мер охраны правовых норм. Речь шла о том, что социалистическое право обеспечивается не только и даже не столько методами принуждения, сколько методами воспитательного характера, методами убеждения.

В противовес этому, например, Р. Иеринг полагал, что без принуждения нет даже смысла говорить о праве, ибо право есть не что иное, как «обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения», «система социальных целей, гарантируемых принуждением».

Л. И. Петражицкий считал, что «смысл утверждаемой связи между нормами права и принуждением сводится к тому, что не исполняющий добровольно свои юридические обязанности по праву может и должен быть подвергнут принудительным мерам». Особое внимание он обращал на физическую и психическую формы государственного принуждения.

Под физическим принуждением понимаются «всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, – заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.».

В рамках касается психического принуждения, на первом плане стоит «страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения». Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права. При этом принуждению, обеспечивающему правопорядок, свойственен ряд специфических качеств. Во-первых, это организованное принуждение, осуществляемое специально для того созданными органами государства (суды, полиция, карательные учреждения и т. п.).

В процессе становления и развития права и государства монополия социального принуждения сосредоточилась в руках последнего. Государством лишь как крайнее, вынужденное средство защиты прав личности допускается применение насилия и принуждения самой личностью (например, необходимая оборона и крайняя необходимость как уголовно-и административно-правовые меры). Все иные случаи применения обществом или личностью насилия и принуждения против правонарушителей осуждаются как самоуправство, как тяжкие преступления. Во-вторых, государственное принуждение, охраняющее правопорядок, регулируется правом и осуществляется в рамках правопорядка. Правовое принуждение (принуждение на основе и в рамках закона) нередко рассматривается как достижение цивилизации, нечто, свойственное Новому и Новейшему времени, эпохе провозглашения прав и свобод человека.

3. Под функцией права следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.

Особенности функций права:

ü Производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

ü Выражают такое воздействие права на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования правка как социального явления.

ü Отражают главные черты права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

ü Представляют направления активного действия права, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Одним из важнейших признаков функций права является её динамизм, движение, действие.

ü Обладают постоянством, характеризуются непрерывностью, длительностью действия.

Функции

Внешние:

ü Политическая- право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.

ü Экономическая– право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.

ü Воспитательная– право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.

ü Культурно-историческая– право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.

ü Социального контроля– контроль стимулирует определенное поведение и огран

Наши рекомендации