На институты государственной власти
Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы
Комментарий к статье 17.1
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с существованием и деятельностью институтов государственной власти.
Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В силу положений данного Федерального закона член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе направлять запросы в различные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам. Должностные лица, которым адресован запрос, обязаны дать на него ответ в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса, срок.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в действиях либо бездействии должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений, которые обязаны выполнять законные требования члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
2. Субъектами ответственности по данной статье являются должностные лица, не выполняющие законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, а также не соблюдающие сроков предоставления информации.
С субъективной стороны невыполнение законных требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также создание препятствий в осуществлении их деятельности характеризуется тем, что виновное лицо реально осознает противоправный характер своего поведения и действует умышленно.
Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Комментарий к статье 17.2
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с существованием институтов государственной власти.
В соответствии с положениями действующего законодательства должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При реализации своих функций Уполномоченный по правам человека в РФ вправе обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть выражены как в виде конкретных действий, так и бездействия соответствующих должностных лиц, государственных служащих, создающих различные препятствия для осуществления Уполномоченным по правам человека в РФ его правозащитных функций.
2. Субъектами административной ответственности могут быть должностные лица государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, государственные служащие, вмешивающиеся в деятельность Уполномоченного, не исполняющие свои обязанности, установленные законом, либо иным путем мешающие Уполномоченному выполнять свои функции по защите прав граждан.
С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуется умышленной формой вины.
Статья 17.2.1. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Комментарий к статье 17.2.1
1. Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Согласно данному Указу Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, обеспечение его деятельности осуществляется аппаратом Общественной палаты РФ.
Как и в ранее рассмотренной статье, объектом данного административного правонарушения, предусмотренного комментируемой нормой права, выступают общественные отношения, связанные с существованием институтов государственной власти.
При реализации своих функций Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка вправе обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть выражены как в виде конкретных действий, так и бездействия соответствующих должностных лиц, государственных служащих, создающих различные препятствия для осуществления Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка его правозащитных функций.
2. Субъектами административной ответственности могут быть должностные лица государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, государственные служащие, вмешивающиеся в деятельность Уполномоченного, не исполняющие свои обязанности, установленные законом, либо иным путем мешающие Уполномоченному выполнять свои функции по защите прав граждан.
С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины.
Статья 17.2.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Комментарий к статье 17.2.2
1. Согласно положениям Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет и входит в состав Администрации Президента РФ.
В качестве объекта рассматриваемых административных правонарушений выступают общественные отношения, связанные с существованием институтов государственной власти.
Должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в соответствии с положениями действующего законодательства учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ Уполномоченный при реализации своих функций вправе обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
Рассматриваемые административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, с объективной стороны могут характеризоваться как конкретными действиями, так и бездействием соответствующих должностных лиц, государственных служащих, создающими различные препятствия для осуществления Уполномоченным его правозащитных функций.
2. Субъектами административной ответственности могут быть должностные лица государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, государственные служащие, вмешивающиеся в деятельность Уполномоченного, не исполняющие свои обязанности, установленные законом, либо иным путем мешающие Уполномоченному выполнять свои функции по защите прав граждан.
С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины.
Статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Комментарий к статье 17.3
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с существованием и деятельностью институтов государственной власти.
Действующим процессуальным законодательством обязанность по обеспечению порядка при проведении судебного процесса возложена на судей и судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.
С объективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются сознательными действиями виновного лица, направленными на игнорирование требований судьи или судебного пристава о прекращении нарушения установленных в суде правил, обеспечивающих нормальное проведение судебного заседания. Следует учитывать, что при применении комментируемой нормы не могут ущемляться права участников судопроизводства на гласность, открытость и состязательность судопроизводства. Обязательным признаком объективной стороны данных правонарушений выступает законность распоряжения судьи и пристава - то есть соответствие заявленного требования положениям действующего законодательства.
2. Субъективная сторона составов административных правонарушений, указанных в данной статье, может выражаться только в виде умышленной вины.
Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи
Комментарий к статье 17.4
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с отправлением судами правосудия.
Рассматриваемое правонарушение посягает на установленный законом порядок рассмотрения частных определений суда или представлений судьи, принятия по ним соответствующих мер, а также на определенные законом сроки ответа, который необходимо дать на частное определение суда или представление судьи.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в бездействии должностного лица, которое заключается в оставлении им без рассмотрения частного определения (постановления) суда или представления судьи, в непринятии мер к устранению указанных в них нарушений закона, а также в даче несвоевременного ответа на частное определение (постановление) суда или представление судьи, т.е. нарушении сроков, установленных для этих видов судебных актов.
2. Субъектами ответственности по данной статье являются должностные лица, оставившие без рассмотрения частное определение (постановление) суда или представление судьи, либо не принявшие меры к устранению указанных в них нарушений закона, либо давшие на них несвоевременный ответ.
С субъективной стороны непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи характеризуется умыслом.
Статья 17.5. Воспрепятствование явке в суд присяжного заседателя
Комментарий к статье 17.5
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере нормальной деятельности суда по отправлению правосудия.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется действием работодателя или лица, его представляющего, выразившемся в создании определенных преград для гражданина, назначенного в качестве народного или присяжного заседателя.
2. С субъективной стороны воспрепятствование явке в суд присяжного заседателя для выполнения своих обязанностей характеризуется умышленной формой вины.
Субъектом данного правонарушения может быть только работодатель или лицо, его представляющее.
Статья 17.6. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей
Комментарий к статье 17.6
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением судом деятельности по отправлению правосудия.
Положениями Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" определен порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели, установлены обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели по запросам исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется непредставлением такой информации либо представлением заведомо неверной информации.
2. Субъектом правонарушения может быть только должностное лицо.
Данное деяние может быть совершено в форме как умысла, так и неосторожности.
Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Комментарий к статье 17.7
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти.
Комментируемая статья определяет круг лиц, за умышленное невыполнение требований которых может быть применено административное наказание. К таким лицам отнесены прокурор, следователь, дознаватель, а также должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений действующего законодательства указанные лица признаются должностными лицами, наделенными властно-распорядительными полномочиями при осуществлении возложенной на них нормативными актами деятельности.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении, выраженном активным действием или бездействием.
2. С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава
Комментарий к статье 17.8
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти.
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено в разнообразных действиях (бездействии), создающих различные препятствия в реализации судебным приставом-исполнителем делегированных ему действующим законодательством прав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Статья 17.8.1. Незаконное использование слов "судебный пристав", "пристав" и образованных на их основе словосочетаний
Комментарий к статье 17.8.1
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти, отправлением правосудия.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, характеризуется использованием виновным лицом, не являющимся судебным приставом, указанных в диспозиции статьи слов и словосочетаний.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод
Комментарий к статье 17.9
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти, отправлением правосудия.
Объективная сторона административных правонарушений названных в комментируемой статье участников производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что все они, вопреки возложенным на них обязанностям, дали заведомо ложную информацию по делу. Следует отметить, что ответственность за заведомо ложное показание несет также и потерпевший, если он допрашивается в качестве свидетеля.
2. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение заключается в прямом умысле.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане и должностные лица.
Статья 17.10. Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации
Комментарий к статье 17.10
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с официальным использованием государственных символов РФ, осуществлением деятельности органами государственной власти.
Правила, порядок официального использования государственных символов РФ установлены Федеральными конституционными законами от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", от 25.12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации".
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться в любом нарушении установленного законом порядка использования государственных символов РФ, а также нарушения установленных запретов на использование этих символов.
Следует отметить, что ответственность за нарушение порядка изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба РФ установлена ст. 19.11 КоАП РФ, а надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ влечет уголовную ответственность по ст. 329 УК РФ.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной или умышленной формами вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Статья 17.11. Незаконное ношение государственных наград
Комментарий к статье 17.11
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с деятельностью институтов государственной власти.
Перечень государственных наград, порядок их вручения, выдачи дубликатов и документов к ним, их лишения, ношения закреплены в Положении о государственных наградах РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 07.09.2010 N 1099.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется совершением виновным лицом незаконных действий по отношению к государственным наградам Российской Федерации, РСФСР и СССР, выразившихся в их незаконном ношении.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, заключается в незаконном учреждении или изготовлении знаков, сходных по названию или внешнему виду с государственными наградами. Следует учитывать, что изготовление такого знака даже в единичных экземплярах образует состав правонарушения.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.
Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов
Комментарий к статье 17.12
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с деятельностью институтов государственной власти.
Право ношения форменной одежды военнослужащими, сотрудниками или работниками определяется законами РФ и федеральными законами, регламентирующими порядок прохождения службы в названных органах и организациях, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами.
Предметом правонарушения является незаконно носимая форменная одежда со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет появление физического лица в общественном месте в форменной одежде со знаками различия, с символикой государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа без наличия у данного лица права на ношение формы со знаками различия, с соответствующей символикой. Следует учитывать, что не может быть привлечено к административной ответственности лицо, использующее элементы указанной форменной одежды. Состав административного правонарушения составляет только случаи ношения форменной одежды, когда налицо видимое соответствие незаконно носимой форменной одежды со знаками различия, с символикой образцу, установленному нормативным правовым актом.
2. Субъектом данного административного правонарушения может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.
В ч. 2 данной статьи установлена более строгая мера административного наказания для лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности и незаконно носящего форму государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа в связи с осуществлением этой деятельности.
Статья 17.13. Разглашение сведений о мерах безопасности
Комментарий к статье 17.13
1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей, являются институты государственной власти, жизнь, здоровье, имущество защищаемых лиц, а также нормальное функционирование судов, правоохранительных и контролирующих государственных органов.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения состоит в разглашении сведений о принимаемых мерах безопасности в отношении защищаемых лиц, тогда как эти сведения носят конфиденциальный, закрытый характер. При этом наличие состава рассматриваемого правонарушения следует признать даже при единичном факте разглашения подобных сведений. По комментируемой статье административная ответственность применяется в случаях разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых только в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов либо их близких.
Наступление тяжких последствий такого разглашения информации влечет уголовную ответственность.
2. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются граждане, должностные лица органов, обеспечивающих безопасность защищаемых лиц, и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения о применении мер безопасности для их реализации.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется как прямым или косвенным умыслом, так и неосторожностью.
Статья 17.14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве
Комментарий к статье 17.14
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с деятельностью институтов государственной власти.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и приравненных к ним актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, направленных на несоблюдение требований законодательства об исполнительном производстве.
2. Субъектами ответственности по данной статье являются граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
Статья 17.15. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера
Комментарий к статье 17.15
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с деятельностью институтов государственной власти, отправлением правосудия.
Общие условия и порядок исполнения требований неимущественного характера закреплены в гл. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
К содержащимся в исполнительном документе требованиям неимущественного характера относятся неисполнение исполнительного документа о восстановлении на работе, о выселении должника, о вселении взыскателя, об административном приостановлении деятельности должника.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено действиями (бездействием), создающими различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Статья 17.16. Утратила силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 141-ФЗ.