Институты государственной власти в РБ.

Государство выполняет свои внутренние и внешние функции посредством определённых институтов и учреждений, наделённых государственно-властными полномочиями и соответствующей компетенцией. Совокупность таких институтов и учреждений принято называть органами государственной власти.

С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

законодательную (парламент);

исполнительную (глава государства, правительство);

судебную.

Такое деление предполагает жёсткое размежевание сфер ответственности, независимость и уравновешенность всех трёх ветвей власти с помощью системы сдержек и противовесов.

Законодательные органы власти. Парламент: сущность, характеристики, виды, функции.

Парламент– высший представительный и законодательный орган государственной власти. Республике Беларусь – Национальное собрание

Верхняя палата: по принципу избрания Нижняя палата: путём выборов; Верхняя палата – зачастую выступает свое­образным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.

Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней полити­ки.

К внутриполитическим функциям парламента относятся:

законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой вы­деляют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуж­дается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения;

представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;

разработка и утверждение государственного бюджета;

контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;

функция обратной связи осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями (письма, брифинги, "круглые столы" и т.д.), с целью обеспечения социальной поддержки проводимого курса.

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

утверждение военной доктрины и основных направ­лений внешнеполитической деятельности государства;

ратификация и денонсация международных догово­ров;

объявление войны, заключение мира и др.

Для реализации полномочий исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся и функционирует правительство.

Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.

Наиболее распространенные названия высшего органа исполнительной власти – совет министров или кабинет министров. Возглавляет правительство председатель (премьер-министр. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства. Функции правительства выполняет Совет Министров, формируемый президентом и подотчётный ему. Должность премьер-министра также назначается президентом с согласия Палаты представителей. Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти.

Статус главы государства:

олицетворяет собой единство нации; является символом государства; представляет страну на международной арене;

выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны; служит связующим звеном между высшими органами власти.

В полномочия президента входит:

формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

обращение к парламенту с посланиями;

роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

подписание и контроль за исполнением законов;

право вето на отдельные законодательные акты;

назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия); право помилования, амнистии;

решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

ведение переговоров и заключение международных соглашений;

введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

Наши рекомендации