Глава 13. административные правонарушения в

ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

Статья 13.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ.

Статья 13.2. Самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования

Комментарий к статье 13.2

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи, компетенция Российской Федерации в вопросах связи и информации, закрепленные Конституцией РФ (соответственно ст. ст. 23, 71 "и"). Общий правовой режим в отрасли связи также формируется на основе международных соглашений (Федеральный закон от 30.03.1995 N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи"), Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и нормативных актов органов исполнительной власти.

Непосредственным объектом правонарушения являются нормы, закрепленные специальными нормативными актами в области связи, принимаемыми Правительством РФ, например, Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 161.

Объективная сторона правонарушения - действия по подключению оконечного оборудования к сети электрической связи. С учетом предусмотренного действующим законодательством условного разделения сетей электросвязи на проводные и беспроводные, сами способы подключения могут существенно отличаться. Признаками совершенных действий по подключению могут быть:

- наличие возможности подключенного оборудования принимать или передавать сообщения электросвязи;

- "прописка" - получение абонентского номера;

- подключение вспомогательного оборудования, которое не является непосредственно средством связи;

- другие действия по подключению оконечного оборудования.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого может входить соблюдение порядка ввода (установки) и эксплуатации объектов связи;

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона правонарушения - умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляют:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Статья 13.3. Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

Комментарий к статье 13.3

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Важным аспектом формирования правового режима в отрасли связи является лицензионный порядок допуска к деятельности по оказанию услуг связи (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Деятельность по использованию устройств, генерирующих излучения радиочастотного диапазона, как для юридических, так и для физических лиц осуществляется на основании специальных разрешений. Под специальным разрешением понимается разрешение, выдаваемое органами, осуществляющими государственный надзор в сфере связи и массовых коммуникаций в Российской Федерации, для осуществления приобретения, проектирования, изготовления, строительства и эксплуатации объекта связи. Названное разрешение является обязательным для деятельности с использованием РЭС гражданского применения.

Непосредственным объектом правонарушения являются конкретные отраслевые нормы в сфере связи, закрепленные соответствующими постановлениями Правительства РФ и приказами ведомственных органов исполнительной власти (Минкомсвязи и Роскомнадзором).

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении одного из названных в статье действий, подлежащих лицензированию, т.е. требующих специального разрешения.

В частности, лицензированию подлежат проектирование, строительство и эксплуатация РЭС средств (в целях оказания услуг связи). Лицензирование предусмотрено не только законодательством о связи, но и нормативными правовыми актами о лицензировании отдельных видов деятельности.

Требуют специального разрешения следующие действия: изготовление, приобретение, установка или эксплуатация РЭС и (или) ВЧУ (последнее для внутрипроизводственных целей). Причем радиоэлектронные средства могут быть встроены в другие электронные устройства (например, в электронно-вычислительные средства). Разрешительный порядок предусмотрен рядом постановлений Правительства РФ и по вопросу использования радиочастотного спектра.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным комментируемой статьей.

Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит организация работ либо выполнение действий, требующих специального разрешения (лицензирования);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с использованием РЭС и ВЧУ.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым либо косвенным умыслом для должностных лиц. Правонарушение в виде приобретения РЭС гражданами без специального разрешения может быть в форме небрежности.

Протокол о совершении данного проступка составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

Комментарий к статье 13.4

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения является правовой режим, который формируется на основе соответствующих постановлений Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 237 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 539") и приказов ведомственных органов исполнительной власти (Минкомсвязи и Роскомнадзором), а также конкретных отраслевых норм в сфере связи и смежных отраслях (строительство, транспорт, энергетика) (СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"; Руководство по приемке в эксплуатацию линейных сооружений проводной связи и проводного вещания; Единое руководство по составлению исполнительной документации на законченные строительством (реконструкцией) линейные сооружения проводной связи; ОСТН-600-93. Отраслевые строительно-технологические нормы на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения).

Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства, соответственно, порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством РФ.

В целях защиты установленного порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на производство и ввоз в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств, создающих ненормированные помехи функционированию электромагнитных систем.

Объективная сторона правонарушения проявляется в различных действиях, предусмотренных комментируемой статьей. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Часть 1 предусматривает ответственность за нарушения в ходе действий (проектирование, строительство, установка, регистрация), связанных с подготовкой радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства к эксплуатации.

Часть 2 настоящей статьи - ответственность за нарушения в ходе эксплуатации.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным комментируемой статьей.

Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Статья 13.5. Нарушение правил охраны линий или сооружений связи

Комментарий к статье 13.5

1. Объектом правонарушения комментируемой статьи является предусмотренное ст. 29 Конституции РФ право на поиск, получение и передачу информации. Непосредственным объектом правонарушения в ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи является порядок охраны средств, сооружений связи, который в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливается Правительством РФ. Детально порядок описан в Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578, и в Требованиях по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 09.01.2008 N 1.

Объектом правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи является порядок обеспечения бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка. Данный порядок является частью общего порядка охраны средств, сооружений связи, но в силу специфики потребителя может содержать дополнительные требования, связанные с эксплуатацией технических средств.

2. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 в комментируемой статье - совершение действий, которые запрещены Правилами охраны линий и сооружений связи РФ.

Сами действия делятся на две большие группы:

- совершение действий, которые без разрешения владельца объекта связи являются нарушением;

- совершение действий, которые запрещены в любом случае.

К первой группе относятся действия, совершение которых без письменного согласия и присутствия представителя предприятия связи в пределах обозначенной охранной зоны линии связи является нарушением, а именно:

- осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра);

- производить геолого-съемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, которые связаны с бурением скважин, шурфованием, взятием проб грунта, осуществлением взрывных работ;

- производить посадку деревьев, располагать полевые станы, содержать скот, складировать материалы, корма и удобрения, жечь костры, устраивать стрельбища;

- устраивать проезды и стоянки автотранспорта, тракторов и механизмов, провозить негабаритные грузы под проводами воздушных линий связи и линий радиофикации, строить каналы (арыки), устраивать заграждения и другие препятствия;

- устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, производить погрузочно-разгрузочные, подводно-технические, дноуглубительные и землечерпательные работы, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, других водных животных, а также водных растений придонными орудиями лова, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда. Судам и другим плавучим средствам запрещается бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами;

- производить строительство и реконструкцию линий электропередач, радиостанций и других объектов, излучающих электромагнитную энергию и оказывающих опасное воздействие на линии связи и линии радиофикации;

- производить защиту подземных коммуникаций от коррозии без учета проходящих подземных кабельных линий связи.

Ко второй группе относятся действия, которые могут нарушить нормальную работу линий связи, в частности:

- производить снос и реконструкцию зданий и мостов, осуществлять переустройство коллекторов, туннелей метрополитена и железных дорог, где проложены кабели связи, установлены столбы воздушных линий связи и линий радиофикации, размещены технические сооружения радиорелейных станций, кабельные ящики и распределительные коробки, без предварительного выноса заказчиками (застройщиками) линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии и сооружения;

- производить засыпку трасс подземных кабельных линий связи, устраивать на этих трассах временные склады, стоки химически активных веществ и свалки промышленных, бытовых и прочих отходов, ломать замерные, сигнальные, предупредительные знаки и телефонные колодцы;

- открывать двери и люки необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов (наземных и подземных) и радиорелейных станций, кабельных колодцев телефонной канализации, распределительных шкафов и кабельных ящиков, а также подключаться к линиям связи (за исключением лиц, обслуживающих эти линии);

- огораживать трассы линий связи, препятствуя свободному доступу к ним технического персонала;

- самовольно подключаться к абонентской телефонной линии и линии радиофикации в целях пользования услугами связи;

- совершать иные действия, которые могут причинить повреждения сооружениям связи и радиофикации (повреждать опоры и арматуру воздушных линий связи, обрывать провода, набрасывать на них посторонние предметы и другое).

По последствиям названные запрещенные действия разделяются соответственно частям комментируемой статьи на три группы:

- нарушение не вызвало прекращение связи;

- нарушение вызвало прекращение связи;

- нарушение вызвало повреждение линий и сооружений правительственной связи, а также линий и сооружений связи, предоставленных для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка.

3. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит решение вопросов организации и производства строительных работ, в том числе с соблюдением названных Правил;

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным комментируемой статьей.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Существенным процессуальным моментом по данной категории дел является проведение служебного расследования представителем предприятия связи совместно с уполномоченным работником органов внутренних дел, которое предшествует составлению протокола. В ходе служебного расследования, проведение которого предусмотрено п. 51 Правил охраны линий и сооружений связи, устанавливается факт повреждения линии (сооружения) связи. В акте служебного расследования должно быть указано название предприятия, должность и фамилия виновного или фамилия и место жительства физического лица (виновника повреждения), характер, место и время происшествия.

Протокол о совершении проступка, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, составляется в основном органом, осуществляющим государственный надзор за связью и информатизацией в Российской Федерации (Роскомнадзор), а в случае невозможности своевременного прибытия протокол может быть составлен работником органов внутренних дел (полиции).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматривает судья.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи, рассматривают также органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации.

Статья 13.6. Использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи

Комментарий к статье 13.6

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения является правовой режим использования сертифицированных средств связи, который обеспечивает бесперебойную работу всех систем и средств связи. Данный режим формируется на основе соответствующих Постановлений Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2009 года N 532 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации"), приказов отраслевого министерства (Минкомсвязи России) и разработанных в отрасли конкретных технических норм.

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификации подлежат семь основных типов оборудования, применяемого в отрасли связи:

- средства связи, выполняющие функции систем коммутации (в том числе все виды телефонных станций и оборудование коммутации сетей связи);

- средства связи, выполняющие функции цифровых транспортных систем (в их числе оборудование коммутации и систем передачи);

- средства связи, выполняющие функции систем управления и мониторинга сетей электросвязи;

- оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования (автоматизированные системы расчетов, аппаратура повременного учета продолжительности соединения);

- радиоэлектронные средства связи (базовые станции и оборудование: радиовещание радиодоступа радиорелейной подвижной радио и радиотелефонной связи);

- оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий (системы коммутации, цифровые транспортные системы, информационные системы);

- оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования.

Все средства связи, прошедшие сертификацию, подлежат маркированию в соответствии с системой сертификации и нормативными актами Министерства РФ по связи и информатизации.

Объективная сторона правонарушения проявляется в форме применения на сетях связи несертифицированных средств связи, без установленной правилами соответствующей маркировки, либо вообще не прошедших сертификацию.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо (главный инженер, начальник службы связи, а также начальники цехов (отделов) предприятий связи), назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит решение вопросов о применения средств связи либо оказание услуг связи;

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи

Комментарий к статье 13.7

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения являются, как правило, конкретные отраслевые нормы в сфере связи, закрепленные соответствующими постановлениями Правительства РФ и приказами ведомственных органов исполнительной власти (Минкомсвязи и Роскомнадзором). Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении или умышленном игнорировании установленных правилами, инструкцией и нормами требований.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляют:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Статья 13.8. Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех

Комментарий к статье 13.8

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения являются, как правило, конкретные отраслевые нормы в сфере связи, закрепленные соответствующими постановлениями Правительства РФ и приказами ведомственных органов исполнительной власти (Минкомсвязи и Роскомнадзора). В комментируемой статье правовой режим сформирован по поводу права предприятий связи (операторов связи, вещателей) осуществлять передачу или распространение сигнала без помех со стороны иных субъектов, эксплуатирующих электромеханическое (электромагнитное и подобное) оборудование. Непосредственные значения технических параметров оборудования содержатся в специальных технических актах (см., например, "Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех. Электроустройства, содержащие источники кратковременных радиопомех. Допускаемые значения. Методы испытаний"; "Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех. Промышленные, научные, медицинские и бытовые высокочастотные установки... Допускаемые значения. Методы испытаний" и другие).

Объективная сторона правонарушения проявляется в форме различных действий: изготовление, реализация или эксплуатация.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Статья 13.9. Самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи

Комментарий к статье 13.9

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2). Непосредственным объектом правонарушения в комментируемой статье являются закрепленные постановлениями Правительства РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 12.10.2004 N 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств"; Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия") и ведомственными нормативными актами (см., например, Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 06.12.2005 N 137 "Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи"; Приказ Минсвязи РФ от 09.09.2002 N 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи") особый порядок проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и сам порядок эксплуатации сооружений связи, который предполагает обязательную регистрацию и получение разрешения надзорного органа на осуществление деятельности. Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Роскомнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи. Утвержденный Акт приемки сооружения связи является основанием для выдачи органом Роскомнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи для предоставления услуг связи (в связи с либерализацией общей строительной отрасли практика реализации нормативных актов в отрасли связи сведена к требованию наличия проекта и акта ввода объекта связи в эксплуатацию. Процедура обязательной регистрации начала строительства также распространяется не на все объекты связи). Упрощенная процедура начала строительства и ввода в эксплуатацию предусмотрена для отдельных видов маломощных или удаленных объектов связи общего пользования.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется тем, что статья содержит два формальных состава правонарушения: строительство без специального разрешения и эксплуатация без специального разрешения сооружений связи. В условиях использования современных технологий процесс строительства весьма скоротечен, а эксплуатация объекта связи может быть начата уже в ходе монтажа. Разграничение данных составов может быть необходимо только для выяснения формы вины конкретного лица, ответственного либо за строительство, либо за эксплуатацию.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Статья 13.10. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей

Комментарий к статье 13.10

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является установленный законом общий порядок в сфере почтовой связи (Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи") и порядок оказания услуг почтовой связи, предусмотренный Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, а также ведомственными документами: Почтовыми правилами и Положением о знаках почтовой оплаты и специальных штемпелях РФ.

Мировая практика почтового дела выработала множество приемов и специальных приспособлений для обеспечения сохранной транспортировки почтовых отправлений. К числу таковых относятся:

- клише франкировальных (маркировальных) машин - металлическая гравированная пластина, которая воспроизводит календарный штемпель с наименованием предприятия связи и датой приема, почтовый индекс, адрес и наименование владельца машины, сумму оплаты;

- почтовые штемпели (календарные, доплатные, специального гашения) - металлические приспособления для нанесения отметок об оплате почтового отправления; календарный штемпель предназначен для гашения почтовых марок и обозначения на почтовых отправлениях даты отправления; штемпель специального гашения является памятным штемпелем и применяется как календарный для гашения знаков почтовой оплаты при проведении мероприятий, посвященных памятным датам, праздникам и т.п.;

- доплатной штемпель предназначен для оформления неоплаченной (полностью либо частично) письменной корреспонденции;

- именной вещью на предприятиях почтовой связи называют: календарный и доплатный штемпель, штемпель специального гашения, страховую печать, пломбир, накатное устройство, металлические пластины с гравировкой наименования предприятия связи, контрольно-гербовые печати, клише (именные модули) почтово-кассовых аппаратов, пуансоны устройств для нанесения оттисков на Г-образные пластмассовые пломбы;

- государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи;

- международные ответные купоны - знаки оплаты международной почтовой корреспонденции, выпускаемые Международным Бюро Всемирного почтового союза, принимаемые при подаче международного почтового отправления и обмениваемые на марки из расчета оплаты одного простого письма массой до 20 грамм, пересылаемого наземным транспортом.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, содержит две формы правонарушения:

- изготовление в целях сбыта государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов;

- сбыт государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов.

Под изготовлением следует понимать производство любого вида знаков оплаты, внешнее сходство которых позволяет использовать их в качестве подлинных. Сбытом являются любые действия по реализации, продаже, обмену, иному отчуждению знаков почтовой оплаты.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, содержит описание правонарушения в виде заведомого использования поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей, - действия в нарушение установленного порядка штемпелевания и хранения, предусмотренного Почтовыми правилами.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит решение вопросов оплаты почтовых услуг;

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона проступка - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется судом.

Наши рекомендации