Саморегулируемых организаций

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Комментарий к статье 14.1

1. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.

Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию. Однако в настоящее время следует учитывать, что в отношении некоторых видов деятельности лицензирование заменено иной формой контроля - членством в саморегулируемой организации. Причем такое членство является обязательным и не позволяет в его отсутствие осуществлять соответствующие виды деятельности, например ряд строительных и отделочных работ, аудиторскую деятельность и т.п. В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения. При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий.

2. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет. В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е. субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.

Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр

Комментарий к статье 14.1.1

1. Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по организации и проведению азартных игр представляет собой деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; игровым оборудованием являются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением азартных игр.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах, которые созданы на территориях четырех субъектов РФ: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край.

Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).

Проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в том числе путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах, а также выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).

Лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это документ, выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).

Организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи.

Разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предусматриваются условия, обязательные для организаторов азартных игр.

Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130, установлены требования к соискателю лицензии (лицензиату).

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи.

2. Субъектом правонарушения могут являться:

- гражданин - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое совершило действия по незаконной организации и проведению азартных игр;

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которое совершило действия по незаконной организации и проведению азартных игр (ст. 2.4 КоАП РФ);

- юридическое лицо, которое совершило действия по незаконной организации и проведению азартных игр.

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), по ч. 3 комментируемой статьи - должностные лица налоговых органов (п. п. 1 и 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 14.1.1-1. Нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр

Комментарий к статье 14.1.1-1

1. Объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушений, регламентированных настоящей статьей, может выступать как в форме активных действий, что вытекает из существа ч. 1 настоящей статьи, так и в форме бездействия, которое наряду с действиями может быть реализовано в рамках деяний, запрещенных ч. ч. 2 и 3 статьи. Следует заметить, что в большинстве случаев объективная сторона рассматриваемых деяний выражается в общей форме с высокой долей абстрактности, например нарушение порядка информирования спортивной федерации; нарушение порядка учета участников азартных игр и т.д. При этом сущность таких нарушений КоАП РФ не раскрывает. В частности, перечень нарушений правил учета участников азартных игр определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 60 "Об утверждении Правил ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, и Правил представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования". Например, в качестве такого нарушения может выступать внесение недостоверных сведений об участниках азартных игр и т.п.

Сущность и виды нарушений в части уведомления общеспортивной федерации, а также уполномоченного органа государственной власти о выигрышах определяются Приказом Минфина России от 12.12.2013 N 119н "Об утверждении Порядка и формы уведомления общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта о фактах предоставления организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах недостоверной информации". В частности, под действие ч. 2 комментируемой статьи подпадают нарушения установленного пятидневного срока направления соответствующего уведомления, неуведомление уполномоченного органа и т.п.

Объективная сторона правонарушения в соответствии с предписаниями настоящей статьи может быть выражена и в форме активных действии по сбору и приему ставок в рамках азартной игры, что прямо запрещено действующим законодательством, в силу чего влечет за собой применение мер ответственности.

2. Субъектом рассматриваемого деяния выступает организатор азартных игр, в качестве которого может выступать исключительно юридическое лицо. Спецификой данного субъекта является тот факт, что за совершенное им деяние к ответственности привлекается как само предприятие, учреждение или организация, так и его должностное лицо. В большинстве случаев в качестве должностного лица рассматривается руководитель соответствующей организации, но наряду с ним в качестве должностного лица может рассматриваться и иной работник юридического лица, в обязанности которого входит исполнение объективной стороны рассматриваемых деяний.

Субъективная сторона характеризуется исключительно умышленной формой вины, причем, как правило, прямым умыслом.

Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии

Комментарий к статье 14.1.2

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, формирования государственной транспортной политики.

Положения настоящей статьи фактически отражают два самостоятельных состава правонарушений, объективная сторона которых сводится к осуществлению деятельности в области транспорта без специального на то разрешения, а также осуществлению указанной деятельности при условии получения лицензии, но с нарушением ее условий. Таким образом, объективная сторона первого правонарушения характеризуется бездействием, второго - противоправными действиями.

Наряду с указанными составами правонарушений, нормы комментируемой статьи призваны регламентировать и квалифицированные составы указанных нарушений. Так, в случае осуществления деятельности без лицензии квалифицирующим признаком закон определяет неоднократность совершения данного деяния, причем для привлечения субъекта к ответственности по квалифицированному составу он должен повторно выполнить объективную сторону оказанного деяния, т.е. осуществлять деятельность без лицензии в течение определенного периода времени - до момента снятии или погашения административного наказания.

Квалифицирующим признаком другого нарушения - нарушения условий полученной лицензии выступает грубость совершенного деяния, которая регламентируется соответствующим постановлением Правительства РФ, например Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193.

Особенностью объективной стороны рассматриваемых деяний выступает сфера их реализации, в отличие от норм предшествующей статьи, комментируемые положения распространяются лишь на деятельность в сфере транспорта.

2. Субъектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может выступать как гражданин, осуществляющий деятельность в сфере транспорта, в том числе и в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридическое лицо, а также должностные лица. Таким образом, КоАП РФ указывает на необходимость и возможность привлечения к ответственности только виновного лица, в том числе субъекта предпринимательской деятельности. При определении мер ответственности, применяемых в отношении конкретного субъекта, следует учитывать, что в данном случае индивидуальные предприниматели уравнены по своему статусу с юридическими лицами и несут равную ответственность.

Субъективная сторона может быть реализована как с умышленной формой вины, так и по неосторожности.

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Комментарий к статье 14.2

1. Объектом правонарушения, определенного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере торговли, а также монополистическая деятельность государства по торговле отдельными видами товаров, свободы рыночных отношений, единство экономического пространства.

Объективная сторона данного деяния выражается в совершении виновным лицом активных действий по реализации товаров, ограниченных в обороте или изъятых из оборота, например, оружия и боеприпасов к нему, валютных ценностей, драгоценных металлов, наркотических средств, тканей и органов человека, вооружения и взрывчатых веществ, шифровальной техники и пр.

2. Субъектом рассматриваемого деяния может выступать любое лицо, в отношении которого допустимо применение мер административной ответственности, от гражданина до юридического лица. Субъективная сторона рассматриваемого деяния свидетельствует о том, что оно может быть совершено исключительно умышленно, причем с прямым умыслом.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

Комментарий к статье 14.3

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере рекламы, ее содержания и установленного порядка распространения на территории РФ.

Объективная сторона рассматриваемых деяний в рамках ч. 1 отражается в общем порядке как нарушение законодательства о рекламе, в первую очередь Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а также иных, принятых в соответствии с ним нормативных актов. Наряду с общим составом правонарушения, нормы настоящей статьи конкретизируют отдельные виды нарушений в сфере рекламы, устанавливая за них специальные меры ответственности. Объективная сторона указанных нарушений сводится к:

- нарушению установленного порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещению рекламы с телепрограммой;

- трансляции агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут;

- превышению допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а также в периодических печатных изданиях;

- распространению рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в РФ;

- нарушению требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, а также методов лечения, биологически активных добавок.

2. Субъектами деяний, определенных настоящей статьей, признаются физические и юридические лица, а также их руководители и иные работники, действиями которых обусловлено нарушение законодательства о рекламе. Указанные лица выступают в качестве субъектов правонарушения, если они выступают в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Субъективная сторона характеризуется умыслом виновного.

Статья 14.3.1. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

Комментарий к статье 14.3.1

1. Объектом правонарушения, регламентированного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере торговли. В качестве дополнительного объекта можно рассматривать общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан.

Объективная сторона данного деяния заключается в совершении субъектом активных действий, направленных на повышение уровня реализации табака и табачной продукции. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, заключается в спонсорстве или стимулировании продажи табачных изделий и продукции. Спонсорство заключается в предоставлении финансовой или иной поддержки индивидуальным предпринимателям и юридически лицам, осуществляющим торговлю табаком и табачными изделиями, с целью повышения уровня продаж, а соответственно, и объемов прибыли. Стимулирование продаж представляет собой совокупность действий по привлечению средств массовых коммуникаций, для повышения уровня сбыта табачной продукции. Одной из форм привлечения средств массовой информации в целях продвижения табачной продукции на рынок выступает объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, предполагающая демонстрацию продукции в произведениях культуры, фильмах, программах, передачах и т.п., в т.ч. и предназначенных для детей. Демонстрация табака и табачной продукции, процесса курения в данном случае выступает прямым нарушением требований Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, сводится к нарушению запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей, установленного ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

Наряду с обязанностью соблюдения запретов на рекламу табачных изделий и стимулирование продаж указанной продукции, в рамках ч. 5 комментируемой статьи в качестве объективной стороны правонарушения рассматривается несоблюдение обязанности проведения рекламных акций противоположного характера - о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в рамках демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака.

2. Субъектами правонарушений могут выступать любые лица, подпадающие под юрисдикцию КоАП РФ: граждане РФ, юридические лица, должностные лица, выступающие в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя, спонсора и иных субъектов, непосредственно реализующих объективную сторону рассматриваемых деяний.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Однако в отдельных случаях субъективная сторона может выражаться и в форме неосторожности, например в части совершения деяния, предусмотренного ч. 5 настоящей статьи.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

Комментарий к статье 14.4

1. Объектом рассматриваемых деяний выступают общественные отношения в сфере продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг населению, в том числе посредством установления обязательных требований к товарам, работам и услугам и их поставщикам.

Объективная сторона рассматриваемых деяний предполагает нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Немаловажное значение имеют в рамках указанных правоотношений и предписания Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Основным показателем объективной стороны правонарушения выступает несоблюдение требований, предъявляемых к качеству товаров, работ и услуг. Несоответствие качества является основанием для применения мер административной ответственности. Следует также заметить, что нормы настоящей статьи предусматривают ответственность и в случае повторного нарушения требований к качеству товаров, работ, услуг, что является квалифицирующим признаком рассматриваемого противоправного деяния.

2. Субъектом правонарушения признается лицо, продавшее некачественный товар, некачественно выполнившее работы или оказавшее услуги. Перечень субъектов включает в себя как граждан, так и индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.

В большинстве случаев субъективная сторона выражается в форме умысла, в отдельных случаях указанные нарушения могут быть совершены и по неосторожности. Как правило, неосторожная форма вины может быть характерна для выполнения работ и оказания услуг, когда результат выявляется по прошествии определенного времени.

Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств

Комментарий к статье 14.4.1

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств. В качестве дополнительного объекта данного правонарушения можно определить отношения в области безопасности дорожного движения, поскольку от качества проведения технического осмотра непосредственно зависит состояние транспортного средства и безопасность его участия в дорожном движении.

Объективную сторону настоящего деяния составляет: 1) нарушение требований нормативных актов в области проведения технического осмотра, в частности Временных технических требований, обеспечивающих подключение информационных систем операторов технического осмотра к ЕАИСТО, и Временного регламента информационного взаимодействия операторов технического осмотра с ЕАИСТО <15>; 2) нарушение требований законодательства при осуществлении аккредитации операторов технического осмотра. В случае внесения изменений в сведения об операторе технического осмотра, учетная запись, совершенная с нарушением установленных требований, подлежит деактивации.

--------------------------------

<15> http://eaisto.gibdd.ru/ru/arm/norm_baza/

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, непредставление необходимой для ведения ЕАИСТО информации об операторе технического осмотра. В случае непредставления необходимых сведений в момент авторизации оператора в системе, субъекту будет отказано в активации его записи. Однако в течение периода осуществления указанным субъектом профессиональной деятельности его основные характеристики могут подвергаться изменениям, которые подлежат отражению в единой системе. Непредставление такой информации является основанием для привлечения указанного субъекта к административной ответственности.

2. Субъектами рассматриваемых деяний выступают юридические лица - операторы технического осмотра транспортных средств, а также должностные лица операторов, допустившие соответствующие нарушения. Привлечение к ответственности должностного лица допускается только в том случае, если в его должностные обязанности входит осуществление аккредитации оператора в ЕАИСТО, а также своевременное представление информации об операторе.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленной, так и в неосторожной форме вины.

Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

Комментарий к статье 14.4.2

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств, в сфере рыночной экономики с учетом ограничений в обороте отдельных товаров, установленных действующим законодательством РФ.

Объективная сторона деяния, установленного ч. 1 настоящей статьи, сводится к нарушению предписаний Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", а также Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1222н, например отсутствие сопроводительного документа на медикаменты, лицензии на осуществление данного вида деятельности и т.д.

Объективная сторона правонарушения, регламентированного ч. 2 настоящей статьи, сводится к необходимости реализации качественных медикаментов, изготовленных в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следует заметить, что состав данного правонарушения может быть предметом регулирования норм как КоАП РФ, так и УК РФ. Разграничение мер и видов ответственности производится применительно к общественной опасности деяния. Квалифицирующим признаком данного деяния выступают его последствия, выражающиеся в причинении вреда здоровью граждан либо в наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, кроме случаев, подпадающих под действие УК РФ.

2. Субъектом правонарушения может выступать как гражданин, так и юридическое или должностное лицо, осуществляющие торговлю лекарственными средствами. Субъективная сторона ч. 1 настоящей статьи характеризуется умыслом, по ч. 2 может быть выражена как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

Комментарий к статье 14.5

1. Объектом деяний, определенных настоящей статьей, выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и торговли.

Объективная сторона определяется применительно к каждому из указанных правонарушений. Так, по ч. 1 настоящей статьи объективная сторона сводится к реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг при отсутствии необходимой информации, в том числе сведений об изготовителе, продавце и иной необходимой информации. Рассматриваемое деяние нарушает права потребителя, в том числе право на информацию, на установленный порядок осуществления государственного контроля в сфере торговли, предусмотренное ст. ст. 8 - 11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, заключается в неприменении контрольно-кассовой техники, если ее использование является обязательным в соответствии с требованиями законодательства. Объективная сторона данного деяния сводится к нарушению установленных правил в сфере торговли и финансов, а также правил допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов. Нарушения в области использования контрольно-кассовой техники неоднократно становились предметами судебных разбирательств, по результатам которых суды различных инстанций подчеркивали необходимость ее применения, а также осуществление контроля за соблюдением правил использования такой техники. Примером судебной практики по указанной категории дел выступает письмо ФНС России от 05.06.2013 N АС-4-2/10250 "О направлении арбитражной практики".

2. Субъектом рассматриваемых деяний выступают лица, осуществляющие торговлю с нарушением установленных требований. Их перечень включает в себя граждан, должностных и юридических лиц. Субъективная сторона характеризуется умыслом виновного.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

Комментарий к статье 14.6

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере определения государственной экономической политики и ценообразования.

Объективная сторона рассматриваемых деяний заключается в несоблюдении субъектами предпринимательской деятельности ценовой политики государства в отношении отдельных категорий товаров, работ и услуг. Сущность объективной стороны сводится к завышению (занижению) регулируемых государством цен (тарифов) и надбавок на отдельные виды товаров, а также заключается в нарушении установленного порядка регулирования цен.

Особое внимание следует уделить ч. 3 настоящей статьи, которая не предусматривает самостоятельного состава правонарушения, но в то же время определяет порядок применения мер ответственности в отношении продавцов табачных изделий. В большей степени указанные положения носят процессуальный характер и регламентируют порядок привлечения к ответственности.

2. Субъектами данных правонарушений выступают лица, осуществляющие торговлю с нарушением установленной государством ценовой политики. По смыслу закона ими могут быть граждане (в большинстве случаев граждане, наделенные правом осуществления предпринимательской деятельности, т.е. индивидуальные предприниматели), а также юридические и должностные лица, в обязанности которых входит формирование ценовой политики предприятия с учетом установленных государством требований.

Субъективная сторона характеризуется исключительно умышленной формой вины.

Статья 14.7. Обман потребителей

Комментарий к статье 14.7

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере торговли, а также отношения в сфере защиты прав потребителей.

В соответствии с предписаниями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 нормы комментируемой статьи предусматривают максимальный перечень действий, характеризующих объективную сторону рассматриваемого деяния, которая включает в себя:

- обмеривание;

- обвешивание;

- обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги);

- введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара.

Совокупность указанных действий свидетельствует о том, что потребителю продается товар не в том количестве, не того качества, иного производителя и т.п., нежели выбрал потребитель.

2. Субъектом данного правонарушения выступают недобросовестные продавцы, которыми могут быть физические, юридические и должностные лица. При этом следует заметить, что указанные действия совершаются ими исключительно умышленно, причем с прямым умыслом.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Комментарий к статье 14.8

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области защиты прав потребителей, отношения в сфере торговли и иных форм предпринимательской деятельности.

Объективная сторона данного деяния выражается в нарушении требований законодательства о защите прав потребителей, причем в данном случае они могут исполняться как путем совершения активных действий, так и в форме бездействия. Например, положения ч. 1 указывают на объективную сторону в форме бездействия, выражающегося в непредоставлении потребителю необходимой информации о товаре, работе, услуге, их изготовителях (исполнителях) и режиме их работы.

Объективная сторона по ч. 2 настоящей статьи выражается в действиях, которые заключаются в нарушении закрепленного гражданским законодательством принципа свободы договора. Объективная сторона в данном случае выражается посредством включения в текст договора, который, как правило, разрабатывается продавцом, исполнителем работ или услуг, условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. Указанные действия зачастую становятся предметом судебных разбирательств.

Так, по жалобе потребителя о нарушении его прав и законных интересов при оказании жилищно-коммунальных услуг и на основании письма заместителя прокурора помощником прокурора совместно с должностным лицом управления Роспотребнадзора по субъекту РФ было проведено внеплановое мероприятие по контролю (надзору) в отношении управляющей компании ООО "Изумрудный город". В ходе проверки было установлено, что до потребителя в наглядной и доступной форме не была доведена информация, предусмотренная подпунктом "п" пункта 49 Постановления Правительст<

Наши рекомендации