III Модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества.
1. Социальная аномия как угроза эволюции гражданского общества
2. «Цветные революции» как дискредитирующий геополитический механизм существования гражданского общества.
Используемая литература: [Основная: 1-12. Дополнительная: 1-7]
4.2. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах).
Очная форма обучения
№ п/п | Тема | Общая трудоемкость, всего часов | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа обучающихся, в т.ч. КР | |||
всего | лекции | Семи- нары, практические занятия | другие виды | ||||
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | - | ||||||
II модуль. Институты гражданского общества. | - | ||||||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | - | ||||||
всего | - |
Очно-заочная форма обучения
№ п/п | Тема | Общая трудоемкость, всего часов | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа обучающихся, в т.ч. КР | |||
всего | лекции | Семи- нары, практические занятия | другие виды | ||||
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | - | ||||||
II модуль. Институты гражданского общества. | - | ||||||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | - | ||||||
всего | - |
Заочная форма обучения
№ п/п | Тема | Общая трудоемкость, всего часов | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа обучающихся, в т.ч. КР | |||
всего | лекции | Семи- нары, практические занятия | другие виды | ||||
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | - | ||||||
II модуль. Институты гражданского общества. | - | ||||||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | - | - | |||||
всего | - |
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
Самостоятельное изучение тем учебной дисциплины способствует:
закреплению знаний, умений и навыков, полученных в ходе аудиторных занятий; углублению и расширению знаний по отдельным вопросам и темам дисциплины; освоению умений прикладного и практического использования полученных знаний; освоению умений по получению, обработке и анализу информации.
Самостоятельная работа как вид учебной работы может использоваться на лекциях, на практических занятиях, а также иметь самостоятельное значение – внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – при подготовке к лекциям, практическим занятиям, подготовке к зачету.
Контроль качества самостоятельной работы может осуществляться с помощью устного опроса на лекциях или практических занятиях, проведения коллоквиума,.
Устные формы контроля помогут оценить владение студентами жанрами научной речи (дискуссия, диспут, сообщение, доклад и др.), в которых раскрывается умение студентов передать нужную информацию, грамотно использовать языковые средства, а также ораторские приемы для контакта с аудиторией. Письменные работы помогут преподавателю оценить владение источниками, научным стилем изложения, для которого характерны: логичность, точность терминологии, обобщенность и отвлеченность, насыщенность фактической информацией.
Основным видом самостоятельной работы по дисциплине является подготовка к практическим занятиям .
Типовые задания для самостоятельной работы:
ü Чтение и анализ нормативно-правовой и учебной литературы по темам и проблемам курса.
ü Решение типовых задач по темам курса
Виды самостоятельной работы и формы контроля
N п/п | Наименование модуля | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах. | Работа с нормативно-правовой и учебной литературой | опрос, коллоквиум, | |
II модуль. Институты гражданского общества. | Работа с нормативно-правовой и учебной литературой | опрос, коллоквиум, | |
III модуль. . Актуальные вызовы развития гражданского общества. | Работа с нормативно-правовой и учебной литературой | опрос, коллоквиум, |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости проводится с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного выявления и устранения недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания учебной дисциплины (модуля),организации работы обучающихся в ходе учебных занятий и оказания им индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся: на занятиях; по результатам выполнения письменных домашних заданий; по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий; по результатам проверки наличия конспектов лекций и иных материалов. При оценивании (определении) результатов освоения дисциплины применяется традиционная система ("зачтено", "не зачтено").
Формой промежуточной аттестации является зачет. Форма проведения - письменный ответ по вопросам, сформулированным с учетом содержания учебной дисциплины.
Если в процессе зачета студент использовал недопустимые дополнительные материалы (шпаргалки и т.п.), то экзаменатор имеет право их изъять и обязан поставить «не зачтено».
Выставление оценок осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.
Критерии оценивания компетенций (результатов)
1). Уровень усвоения материала, предусмотренного программой.
2). Умение анализировать материал, устанавливать причинно-следственные связи.
3). Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, умение
4). Качество ответа (его общая композиция, логичность, убежденность, общая эрудиция)
5). Использование дополнительной литературы при подготовке ответов.
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) | Вид, метод, форма оценочного мероприятия | |
I модуль. Методологические основы исследования гражданского общества в России и зарубежных странах | ОК-3 ОПК-3 ПК-8 | КР, зачет | ||
II модуль. Институты гражданского общества. | ОК-3 ОПК-3 ПК-8 | КР, зачет | ||
III модуль. Актуальные вызовы развития гражданского общества. | ОК-3 ОПК-3 ПК-8 | КР, зачет |
Примерные вопросы для подготовки к зачету.
1. Основные подходы к пониманию гражданского общества.
2. Общая характеристика основополагающих принципов гражданского общества.
3. Сущность, структура и функции гражданского общества.
4. Этапы становления современного гражданского общества.
5. Институциональные, культурные и социально-психологические предпосылки и этапы становления типа личности, адекватного современному гражданскому обществу.
6. Эволюция стратегии, тактики и форм взаимоотношений государства и гражданского общества.
7. Конституционное обеспечение становления социальной рыночной многоукладной экономики.
8. Место партий в политической системе общества.
9. Политические партии как институт гражданского общества.
10. Лоббизм как институт гражданского общества.
11. Возрастание роли партий и формирование партийной системы в России.
12. Право граждан на объединение.
13. Неправительственные организации.
14. Порядок, правовая база создания, состав Общественной палаты в структуре гражданского общества.
15. Место и роль Общественной палаты в структуре гражданского общества.
16. Предпринимательские ассоциации как институт гражданского общества.
17. Профсоюзы как институт гражданского общества.
18. Система социального партнерства: опыт развитых стран.
19. Социокультурные организации гражданского общества.
20. Гражданская культура: сущность, основные характеристики.
21. Социальный капитал: сущность, основные характеристики.
22. Структурное "измерение" гражданского общества в дореволюционной России.
23. Субъектное "измерение" гражданского общества в дореволюционной России.
24. Структурное "измерение" гражданского общества в советский период.
25. Субъектное "измерение" гражданского общества в советский период.
26. Процессы формирования гражданского общества в период горбачевской перестройки.
27. Профсоюзы и предпринимательские ассоциации в современной России.
28. Система социального партнерства в современной России: состояние и перспективы.
29. Институт многопартийности в современной России: состояние и перспективы.
30. Социокультурные организации гражданского общества в современной России.
31. Социальные представления россиян на начальном этапе постсоветской трансформации и их эволюция в последующие годы.
32. Роль средств массовой информации в гражданском обществе.
33. Непосредственная муниципальная демократия как ресурс развития гражданского общества в РФ.
34. Формы проявления переходного характера гражданского общества в современной России.
35. Конституционные основы действия институтов гражданского общества с государством.
Критерии оценки знаний, умений, навыков:
Вид работы студента (текущего контроля знаний) | Формируемые знания, умения, навыки | Максимальное количество баллов |
Посещение лекций и семинаров | Знать основы налогового законодательства; различия при исчислении налогов физическими и юридическими лицами. Уметь определить правовые основания для исчисления налогов и сборов. Ответить на теоретические вопросы, возникающие при исчислении налога или сбора. | 10 |
Участие в дискуссиях, решение практических задач | Знать методику исчисления каждого налога и сбора. Уметь применять полученные знания. Владеть теоретическим материалом. | |
зачет | Комплекс знаний, умений и навыков, предусмотренных рабочей программой дисциплины. | |
Итого |
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. "Европейская хартия местного самоуправления"
(совершено в Страсбурге 15.10.1985)
3. Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120
(ред. от 26.11.2015)"О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека"
(вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека")
4. Указ Президента РФ от 04.03.2013 N 183
(ред. от 23.06.2014)"О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
5. "Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года"
(утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789)
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
7. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 28.11.2015)"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
8. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ
(ред. от 04.06.2014)
"Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"
(вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления")
9. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 23.05.2015)"О политических партиях"
10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 24.11.2014)"О выборах Президента Российской Федерации"
11. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ
(ред. от 05.10.2015)"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 08.03.2015)"Об общественных объединениях"
Дополнительная литература:
1. Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н. Ю. Данилова, О. Ю. Гурова, Н. Г. Жидкова. - СПб.: Алетейя, 2008
2. Алексеева Т. А. Современные политические теории: Курс лекций. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ: Рос-сийская политическая энциклопедия, 2007
3. Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (ан-тичность –первая четверть 19 века). - М.: Московский государственный институт ме-ждународных отношений (Университет) МИД РФ: Российская политическая энцикло-педия, 2009
4. Гаджиев К. С. Теория демократии и принципы правового государства // Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 1996 (или любое другое более позднее издание) – С.176 -195 (гл. 6)
5. Гаджиев К. С. Социологические основания политики // Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 1996 (или любое другое более позднее издание) – С.62-84 (гл. 3)
6. Данилова Н. Ю. Разнообразие гражданского участия в сфере безопасности и обороны
// Данилова Н. Ю. Армия и общество: принципы взаимодействия. – СПб.: Норма, 2007
– С. 213-241 (гл. 10)
7. Кумбс Д. Введение в концепцию публичной политики в контексте посткоммуни-стического транзита // Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н. Ю. Данилова, О. Ю. Гурова, Н. Г. Жидкова. - СПб.: Алетейя, 2008 – С. 338-353
8. Андерсон Дж. Публичная политика. Введение. // Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н. Ю. Данилова, О. Ю. Гурова, Н. Г. Жидкова. - СПб.:
Алетейя, 2008 – С. 11-35
9. Чанышев А. А. Феномен полиса и политическая культура античности // Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность –первая четверть 19 века). - М.: Московский государственный институт международных от-ношений (Университет) МИД РФ: Российская политическая энциклопедия, 2009 – С. 13 -46 (гл.1 раздел 1)
10. Чанышев А. А. Жан-Жак Руссо. Идеи народного суверенитета и прямого народовла-стия // Чанышев А. А. История политических учений. Классическая западная традиция
Периодические издания: