Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и следствия

Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

Уровень профессионального образования

высшее образование - магистратура

Профиль подготовки

Прокурорская деятельность

Симферополь

Тематический план очной формы обучения

Раздел, тема учебной дисциплины, формы контроля Всего часов Виды учебной деятельнсти студента (в часах)
Контактная работа В том числе: Самостоя тельная работа
Лекции Практич. занятия
1 2 3 4 5 6
Понятие и содержание прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания и следствия.
Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и следствия на разных этапах расследования. 4/2*
Прокурорский надзор за законностью применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. 4/2*
Прокурорский надзор за законностью производства следственных действий. -
Прокурорский надзор за соблюдением прав участников уголовного судопроизводства -
Экзамен        
Итого часов
В том числе часов на занятиях активных, интерактивных формах 4* 4*   4*  
             

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Важным видом работы при изучении дисциплины «Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и следствия» является самостоятельная (внеаудитурная) работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:

- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных;

- подготовка к практическим занятиям;

- подготовка рефератов (докладов) по заданной теме.

Основными видами контроля являются текущий контроль, промежуточный контроль.

Текущий контроль за самостоятельной работой студентов и оценка ее результатов осуществляется путем устного опроса преподавателем студентов в ходе практического занятия, оценки докладов, с которыми студенты выступают на практических занятиях, а также активности при обсуждении проблемных вопросов.

Основными элементами, влияющими на положительный результат межсессионной аттестации, являются: наличие конспекта лекций; посещаемость лекционных занятий; посещение практических занятий; активное участие в дискуссиях.

Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для студентов очной и заочной форм обучения.

При изложении учебного материала преподаватель использует как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций. В частности, используются следующие активные формы, как:

1) лекции презентации;

2) лекции-беседы;

3) лекции-дискуссии;

4) лекции с разбором конкретных ситуаций.

После того как сформировалось общее представление о целях, задачах, предмете надзора в рассматриваемой сфере, необходимо проанализировать материалы надзорной практики, имеющиеся в Институте в виде информационных бюллетеней, информационных писем, поступающих из прокуратур субъектов Российской Федерации. Ознакомление с такими материалами на своих рабочих местах по завершении обучения целесообразно начать с накопительных нарядов, в которых содержатся материалы проверок, статистические данные, сообщения средств массовой информации, ответы по наиболее значимым заявлениям, жалобам.

Анализ наиболее распространенных нарушений закона позволит вычленить наиболее актуальные направления надзора в каждой рассматриваемой сфере, содержание которых определяет меры прокурорского реагирования, позволяющие наиболее эффективно устранить и предупредить выявленные нарушения.

Не должно ограничиваться изучением только федерального законодательства (нормативных правовых актов Российской Федерации), но должны также углубленно изучать (и применять в процессе учебы) региональное законодательство, акты органов местного самоуправления в соответствии с тематикой данной программы.

Вопросы выявления нарушений закона и их устранения средствами прокурорского надзора следует изучать комплексно, учитывая их региональную правовую и организационную специфику.

При изучении дисциплины «Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и следствия» используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

· изучение нормативных правовых актов, рекомендованной учебной и научной литературы;

· изучение надзорной и судебной практики, опубликованной в специальных изданиях;

· аннотирование научных статей;

· подготовка к практическим занятиям;

· подготовка к решению практических задач;

· выполнение письменных практических домашних работ - подготовка планов проведения прокурорской проверки.

Рекомендации по поиску (подбору) литературы

по учебной дисциплине

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий.

Затем полезно ознакомиться с источниками (или выдержками из них), то есть работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Студент должен знать не только материал учебника, но и нормы права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство, правовые акты субъектов Федерации по вопросам избирательного права, нормативно-правовые акты местного самоуправления по организации и проведению муниципальных (местных) выборов, монографическую литературу, а также статьи в юридической, периодической печати.

Рекомендации по поиску и изучению нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных поиску (подбору) литературы по учебной дисциплине

При анализе нормативных правовых актов следует особое внимание обращать на их редакции, которые должны включать последние изменения и дополнения. Чтобы исключить ознакомление с устаревшими или отмененными нормативными правовыми актами, следует учитывать источники, предусмотренные в данной программе, акты, рекомендуемые для изучения преподавателем на лекции или семинаре, а также использовать данные информационно-справочных систем, например, СПС «Консультант Плюс», интернет-ресурсы, размещенные на официальных сайтах Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и др.

Рекомендации по аннотированию научных статей

Аннотация — это краткая характеристика, раскрывающая суть научной работы. Аннотация должна содержать именно характеристику работы, а не ее пересказ. Аннотация должна содержать изложение основных проблем, которые отражены в данной работе, и чем она интересна, а также давать представление о том, к каким выводам пришел автор по результатам обсуждения затронутых проблем.

Аннотация должна отвечать следующим требованиям. Перед текстом аннотации указываются выходные сведения аннотируемой работы (автор, название, место и год издания). Аннотация не должна содержать цитаты. Основная идея работы должна излагаться доступным и понятным языком. Оптимальный объем аннотации составляет треть или половину листа формата А4, набранного шрифтом размера 12.

Примерная структура аннотации:

1. Фамилия автора, название работы, место и год издания.

2. В работе рассмотрены вопросы (проблемы)…

3. Особенность этой работы в том…

4. Автор предполагает…

5. Автор делает вывод …

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие по дисциплине «Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и следствия», как и по другим учебным дисциплинам, представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. В рамках практического занятия проверяется степень усвоения студентами изучаемого материала, закрепляются, углубляются и расширяются знания, полученные на лекциях или в результате самостоятельного изучения, подводятся итоги самостоятельного изучения.

Серьезная подготовка к практическим занятиям является важной составляющей успеха при сдаче экзамена по дисциплине «Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и следствия». В этих целях при подготовке к практическому занятию студент должен:

· внимательно ознакомиться с вопросами, выносимыми на обсуждение;

· изучить необходимую учебную и научную литературу, законодательные акты и иной нормативный материал по теме обсуждения;

· при наличии интереса выбрать тему научного сообщения или доклада и подготовить его;

· по указанию преподавателя аннотировать научную статью по теме занятия;

· подготовиться к решению практических задач;

· по соответствующим темам выполнить письменную практическую домашнюю работу.

На практических занятиях каждый студент обязан иметь при себе Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации и иной нормативный материал, а также необходимую учебную и научную литературу.

При обсуждении вопросов, включенных в планы практических занятий, необходимо ссылаться на конкретные нормы правовых актов. Практическое занятие предполагает активное участие всех студентов в обсуждении вопросов темы. Поощряется самостоятельность суждений и использование в ответе примеров из прокурорской и судебной практики.

Методические указания

Наши рекомендации