Тема 16. Рабочее время – 2 часа

Цель занятия: формирование у студентов знаний в области рабочего времени

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды рабочего времени: нормальное, сокращенное, неполное. Методы правового регулирования рабочего времени.

2. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: совместительство, сверхурочная работа.

3. Понятие и виды режима рабочего времени: сменный, вахтовый, гибкий, раздробленный, ненормированный. Порядок установления режима рабочего времени.

4. Учет рабочего времени: поденный, еженедельный, суммированный и порядок его установления.

5. Продолжительность работы накануне праздничных нерабочих и выходных дней. Работа в ночное время. Дежурства. Работа в выходные и праздничные нерабочие дни.

Образовательные технологии

Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Назовите отличия сокращенного рабочего времени от неполного?

2.Назовите отличия сменного режима рабочего времени от вахтового?

3. Назовите отличия гибкого режима рабочего времени от разделения рабочего дня на части?

4.Назовите отличия ненормированного рабочего времени от сверхурочной работы?

5.Назовите отличия совместительства от сверхурочной работы?

Задача

Составьте проект приказа о привлечении работников к сверхурочным работам.

Методические рекомендации к теме № 16

Студентам, прежде всего, следует обратить внимание на четкое и пра­вильное определение правового понятия рабочего времени. Это определение содержится как в нормах, регулирующих рабочее время, так и в учебной ли­тературе. Рекомендуется давать сравнительный анализ этих определений, отмечать преимущество того или иного опреде­ления для решения практических вопросов.

При изучении вопроса о нормах и видах рабочего времени необходимо иметь в виду, что общая норма рабочего времени установлена в объеме еженедельной его продолжительности, который не может превышать 40 часов в неделю. Законом установлены и виды рабочей недели — пятидневная или шестидневная рабочая неделя. Вид недели устанавливается работодателем совместно с соответствующим органом профсоюза с учетом специфики работы организации.

Важно внимательно изучить вопрос о видах продолжитель­ности рабочего времени – нормальной, сокращенной и не­полной. Эти вопросы урегулированы в ТК РФ и других нор­мативных актах, а также подробно излагаются в учебной ли­тературе. Необходимо отличать сокращенную продолжительность рабочего времени от неполной. При этом надо обратить внимание на порядок уста­новления неполного рабочего времени.

Важное практическое значение имеет знание вопроса о режиме и видах учета рабочего времени. Законодательством предусматривается возможность уста­новления различного режима, в основе которого могут быть графики сменности: скользящий (гибкий) график рабочего времени, вахтовый метод режима труда и др. На основе учебной литературы и действующего законодательства важно уметь дать правильную характеристику существующих режи­мов рабочего времени, обратив внимание на крут лиц, в от­ношении которых он может устанавливаться, специфику про­изводственных условий, вызывающих необходимость приме­нения соответствующего режима (например, вахтового ме­тода).

Независимо от вида режима каждый из них направлен на обеспечение условий для выполнения работником установлен­ной нормы труда – нормы рабочего времени, которая имеет важное значение при определении часовой тарифной ставки и всего размера оплаты труда.

Студенты должны разбираться в порядке подсчета отработанного времени при каждом из этих видов учета.

Хорошее знание вопроса о видах и порядке учета рабочего времени помогает правильно определить правовую природу переработки количества рабочих часов. Такая переработка может быть связана с недостатками в составлении графиков сменности, которые должны обеспечивать баланс рабочего времени в рамках учетного периода, исчисленного по кален­дарю пятидневной рабочей недели, или являться сверхурочной работой, для выполнения которой в Законе установлены оп­ределенные правила, которые могут быть конкретизированы в коллективных или трудовых договорах.

При изучении вопроса о сверхурочных работах студентам необходимо, прежде всего, отправляться от принципиального положения действующего законодательства об ограничении сверхурочных работ. Необходимо отличать сверхурочную работу от работы по совмести-тельству. Для этого нужно изучить определение совместительства, указанное в ст. 282 ТК РФ.

Практическое занятие № 17

Наши рекомендации