Лекция 10: «Правовое регулирование нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности»

1. Особенности прав на селекционное достижение.

2.Порядок получения патента на селекционное достижение.

3. Особенности возникновения и охраны права на топологию интегральных микросхем.

4.Право на секрет производства (ноу-хау).

С началом демократических и экономических преобразований правовая система России обогатилась многими заимствованными из зарубежной правовой и экономической практики институтами. Они стали использоваться наряду с устоявшимися юридическими категориями, "размывая" однозначность трактовок последних. Это вынуждает правоприменителя искать сущностные различия между ними. Так произошло и с категорией "конфиденциальная информация", а также с тесно связанными с ней понятиями "коммерческая тайна" и "ноу-хау".

Длительное время многие авторы, ссылаясь на ранее действовавшую ст. 139 части первой ГК РФ, ставили знак равенства между последними двумя понятиями. Сейчас ясно, что ноу-хау - это лишь один из многих видов конфиденциальной информации, а именно информация, составляющая сугубо коммерческую тайну. Иначе говоря, ноу-хау - это сама конфиденциальная информация, а коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющей ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

По смыслу термина "конфиденциальность" (от лат. confidential - доверие) соблюдать конфиденциальность информации означает держать ее в тайне. Следовательно, конфиденциальность - это средство ограничения доступа к информации. Конфиденциальной в широком смысле слова называют любую информацию, обладатель которой не заинтересован в получении ее другими субъектами и принимает определенные меры, направленные на создание фактических или юридических препятствий к ее распространению.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. N 1111) к конфиденциальной информации отнесены:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них; и некоторые другие.

Существует еще немало видов конфиденциальной информации, которые в зависимости от сферы применения именуются тайной того или иного типа. Здесь, как и в случае с ноу-хау, де-юре происходит отождествление определенных комплексов сведений (информации) с режимом обеспечения их конфиденциальности (с "тайной"). Такое отождествление массива определенной информации ограниченного доступа (коммерческой, адвокатской, врачебной, банковской и т.п.) с правовым режимом, обеспечивающим конфиденциальность, закрытость доступа к той или иной информации, широко распространено. В зависимости от вида информации этот режим именуется коммерческой, адвокатской, врачебной и т.п. тайной (например, в ст. 857 ГК РФ говорится о банковской тайне).

Режимы различных видов тайны действительно подвержены правовой охране (для этого предусмотрены нормы административного, уголовного, трудового, гражданского и т.п. права). К средствам охраны, помимо правовых, могут относиться также организационные и сугубо технические меры (обязательность хранения документации в сейфах, использование средств кодирования информации и т.п.).

В рыночных условиях ноу-хау имеет огромную коммерческую ценность, нередко превышающую ценность связанных и не связанных с ним изобретений. Будучи одним из результатов интеллектуальной деятельности, ноу-хау обладает рядом преимуществ по сравнению с достижениями, пользующимися патентной формой охраны. Последняя требует больше затрат и времени и поэтому не может рассматриваться как идеальная замена правового режима ноу-хау. Кроме того, она не подходит для огромной массы так называемых непатентоспособных достижений.

Легальное определение понятия ноу-хау закреплено в ст. 1465 ГК РФ: секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Формулировка ст. 1465 (ранее - ст. 139) ГК РФ позволила сформироваться мнению о том, будто совокупность определенных сведений приобретает характер ноу-хау, если эти сведения "имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам". Это очень спорная оценка предпосылок коммерческой ценности ноу-хау. Сама по себе неизвестность какой-то коммерческой информации, например об объемах продаж каких-либо товаров на рынке, не представляет никакой коммерческой ценности. Ноу-хау становится коммерчески ценным в силу своих собственных свойств (повышает производительность труда, улучшает качество продукции, способствует увеличению ее сбыта и т.п.). Именно такие сведения, если к ним к тому же, как сказано далее в ст. 1465 ГК РФ, "у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны", и становятся ноу-хау.

Вследствие сказанного можно сделать вывод о том, что основанием участия ноу-хау в коммерческом обороте (как одном из важнейших видов гражданского оборота) является его конфиденциальность, обеспечивающая его обладателю фактическую монополию на него. При этом следует подчеркнуть, что участие ноу-хау в коммерческом обороте отнюдь не означает его признания товаром в специальном (политэкономическом) смысле данного понятия, поскольку ноу-хау, обладая потребительной стоимостью, т.е. способностью при его реализации удовлетворять определенные человеческие потребности, не отвечает другому важному критерию товара - стоимости.

Цена любого товара является превращенной формой его стоимости (или меновой стоимостью). На рынке она определяется сопоставлением средних (общественно необходимых) затрат на производство единицы того или иного товара с индивидуальными затратами конкретного производителя такого товара. Отсутствие у ноу-хау стоимости приводит к тому, что размер цены в договоре о его передаче определяется, безусловно, с учетом эффективности передаваемого ноу-хау для приобретателя, в частности конкурентоспособности производимых с его использованием товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, величины полученной с его помощью прибыли, но в первую очередь - соотношением спроса и предложения на данное ноу-хау. Внешнее сходство передачи ноу-хау с товарно-денежным обменом еще не делает ноу-хау товаром в политэкономическом смысле. При этом в отличие, скажем, от изобретения (и права на него), информация о ценности которого после патентования вполне доступна и определима, конфиденциальная информация о ноу-хау с точки зрения ее коммерческой ценности требует сложной процедуры ее раскрытия в целях создания спроса на данное ноу-хау. Для определения действительной (а не потенциальной) коммерческой ценности ноу-хау должны установиться ювелирно точные правовые отношения между обладателем ноу-хау и его потенциальным приобретателем. Подходящим для этого представляется специальный договор между обладателем ноу-хау и его приобретателем об установлении подлинной коммерческой ценности ноу-хау, содержащий необходимые правовые гарантии сохранения конфиденциальности демонстрируемого ноу-хау.

Исходной системой базовых положений для определения конфиденциальности (фактической монополии) как основании участия ноу-хау в коммерческом обороте является концепция правового режима ноу-хау, сформулированная И.А. Зениным и получившая одобрение и развитие в работах В.А. Северина, О.К. Князева, М.С. Зельцер, З.Ф. Гайнуллиной, О.А. Добрынина, А.Г. Карташяна, В.В. Погуляева, А.С. Аникина и других авторов.

Теория и мировая практика исходят из того, что правовой режим ноу-хау базируется на фактической монополии на определенные конфиденциальные сведения, т.е. информацию, составляющую коммерческую тайну. По справедливому мнению О.А. Потрашковой, фактическая монополия (монополия де-факто) - это самостоятельные превентивные меры, основанные на общем дозволении их принимать.

Меры, направленные на охрану конфиденциальности информации, закреплены в ч. 1 ст. 10 Закона о коммерческой тайне. Они должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений, складывающихся в связи с использованием информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

В части 4 ст. 10 Закона о коммерческой тайне предусмотрено, что наряду с мерами, указанными в ч. 1 ст. 10 этого акта, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации и другие меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При этом законодательно понятие "мера" не определено, что требует проведения его научного анализа применительно к обеспечению фактической монополии обладателя ноу-хау.

Понятие "мера" в указанном контексте означает способ воздействия на участников процесса обращения конфиденциальной информации путем определения границ (пределов) дозволенного и разрешительного порядка ее использования и охраны конфиденциальности в коммерческом обороте. При этом данное понятие характеризуется:

- обоснованными действиями обладателя ноу-хау на возникающие угрозы безопасности с использованием различных правовых, организационных и технических средств, обеспечивающих фактическую монополию;

- совокупностью действий (мероприятий), направленных на обеспечение конфиденциальности информации, обнаружение каналов возможной утечки ноу-хау, установление причин и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и их предупреждению в данной сфере.

На основании изложенного обычно выделяют три группы мер, способствующих соблюдению конфиденциальности ноу-хау и обеспечивающих фактическую монополию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. К первой группе относятся правовые меры, ко второй - организационные, к третьей - технические.

Меры, обеспечивающие конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, т.е. ноу-хау, с одной стороны, позволяют обладателю ноу-хау получить дополнительную прибыль от его коммерческой реализации, с другой - усиливают заинтересованность покупателя в приобретении данного объекта на коммерческих началах в целях получения прибыли с наименьшими затратами.

Существуют различные точки зрения на правовую природу ноу-хау. Назовем лишь две доминирующие. Сторонники первой полагают, что ноу-хау является объектом исключительных прав (данной позиции придерживаются В.А. Дозорцев, П.Б. Мэггс, А.П. Сергеев, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский). Вторая точка зрения состоит в том, что на ноу-хау не существует исключительного права, а есть лишь фактическая монополия (И.А. Зенин, О.К. Князев, В.А. Северин, М.С. Зельцер, А.Г. Карташян, А.С. Аникин и некоторые другие авторы).

Мировая практика исходит из "охраны" ноу-хау в смысле обеспечения (защиты) интересов его обладателя на основе его фактической монополии на ноу-хау.

Российский законодатель пошел по пути закрепления в четвертой части ГК РФ исключительного права (легальной монополии) на секрет производства. В пункте 1 ст. 1466 ГК РФ за обладателем секрета производства закреплено исключительное право его использования в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Предусмотрено также правомочие правообладателя распоряжаться исключительным правом на секрет производства.

Однако норма п. 2 ст. 1466 ГК РФ, по существу, сводит на нет возможность реального функционирования исключительного права на секрет производства: установлено, что "лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства". Это обусловлено в первую очередь таким свойством секрета производства, как повторимость, т.е. возможность быть полученным разными лицами независимо друг от друга. Подобная возможность, как справедливо отмечает И.А. Зенин, существенно осложняет процесс доказывания правообладателем факта нарушения его права на секрет производства. Важно и другое: предъявление любым лицом претензии о незаконном использовании его ноу-хау неизбежно повлечет встречное предложение раскрыть содержание ноу-хау. В такой ситуации нарушитель, получив информацию о ноу-хау, в состоянии заявить, что он самостоятельно, добросовестно, независимо создал данное ноу-хау. И никакой суд никогда не сможет разрешить подобный конфликт, поскольку при отсутствии охранного документа, выданного после проведения государственной экспертизы и раскрытия сведений о новшестве неопределенному кругу лиц, объективно невозможно доказать наличие контрафакции применительно к ноу-хау.

Важная особенность правового режима секрета производства (ноу-хау) обусловлена конфиденциальностью составляющих его сведений и касается пределов действия исключительного права на данный секрет во времени, закрепленных ст. 1467 ГК РФ. Согласно данной норме исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Утрата конфиденциальности прекращает (с момента разглашения сведений) исключительное право одновременно у всех правообладателей.

Статьей 1468 ГК РФ регламентирован договор об отчуждении исключительного права на секрет производства, в соответствии с которым правообладатель передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ему исключительное право на секрет производства приобретателю этого права. При этом лицо, распорядившееся своим правом, при отчуждении исключительного права обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства в силу п. 2 названой статьи. Данный договор подчиняется также общим нормам ст. 1234 ГК РФ, посвященным договору об отчуждении исключительного права.

В статье 1469 ГК РФ рассматривается лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства. Согласно данному договору обладатель исключительного права на секрет производства (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить его приобретателю (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах. Как и в случаях отчуждения исключительного права на секрет производства, при предоставлении права использования секрета производства лицензиар обязан в интересах лицензиата сохранять конфиденциальность в течение всего срока действия лицензионного договора. Аналогичные требования о сохранении конфиденциальности предъявляются к лицам, получившим соответствующие права по лицензионным договорам.

Однако на практике такое закрепление исключительных прав на секрет производства (ноу-хау) выглядит не совсем корректно, поскольку, во-первых, если лицо самостоятельно получило (разработало) ноу-хау, аналогичное существующему у другого лица, оно также приобретает исключительные права на него, во-вторых, если утрачивается конфиденциальность сведений, составляющих секрет производства, исключительное право утрачивается у всех. Такая шаткая конструкция не может служить основой коммерческого оборота "права на ноу-хау". Поэтому необходимо рассмотреть другие, ранее сформулированные концепции правового режима информации, составляющей коммерческую тайну. Они заключаются не в охране ноу-хау, а в обеспечении средствами различных отраслей права (гражданского, трудового и даже уголовного), а также комплексного антимонопольного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции имущественных интересов обладателя (создателя, разработчика), приобретателя ноу-хау.

Коммерциализация ноу-хау может быть эффективной в рамках не лицензионных и иных договоров, базирующихся на регистрационной (например, патентно-правовой) модели исключительных прав, а договоров, использующих модель фактической монополии как основание коммерческой реализации ноу-хау.

Гражданско-правовой формой коммерческой реализации ноу-хау может служить договор о его передаче. Как и в любом другом договоре, в договоре о передаче ноу-хау (согласно абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В качестве существенных для этого договора выступают прежде всего условия о предмете договора, порядке и сроке передачи ноу-хау, о вознаграждении за передаваемое ноу-хау, о территории и сроке действия договора. К числу существенных относится в силу прямого указания закона и условие о конфиденциальности ноу-хау.

Предметом договора является передача самого ноу-хау как совокупности разнородной неохраняемой конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну. Ноу-хау передается в форме его описания, обычно приводимого в приложении, являющемся неотъемлемой частью договора. Такое описание должно содержать все сведения о ноу-хау, которыми располагает обладатель, необходимые и достаточные для использования ноу-хау приобретателем. При этом обладатель должен раскрыть ноу-хау с полнотой, идентичной той, которая обеспечила получение эффекта от демонстрации ноу-хау, подтвержденного конфиденциальными заключениями отечественных и (или) зарубежных экспертов, если такая демонстрация имела место. Важно отметить, что, если приобретатель впоследствии пожелает оспорить идентичность содержания ноу-хау, переданного в рамках договора, тому, эффект от демонстрации которого был подтвержден конфиденциальными заключениями отечественных и (или) зарубежных экспертов, он обязан в качестве доказательства обратного представить надлежаще заверенные бесспорные конфиденциальные заключения экспертов того же уровня.

При заключении и исполнении договора о передаче ноу-хау сторонам не следует забывать о взаимных рисках: обладатель, передав ноу-хау, может не получить желаемого вознаграждения, а приобретатель, уплатив полностью или частично вознаграждение, - не получить или недополучить информацию, составляющую коммерческую тайну обладателя. В связи с этим обладателю ноу-хау желательно в разрабатываемом им проекте договора об ознакомлении с эффектом от ноу-хау предусмотреть оговорку о том, что подписание приобретателем ноу-хау протокола, содержащего одобрение им эффективности ноу-хау, должно расцениваться как его согласие на приобретение ноу-хау в соответствии с условиями проекта договора о передаче ноу-хау, прилагаемому к протоколу об одобрении эффективности ноу-хау. В отношении некоторых видов ноу-хау (материалов, веществ, композитов, сплавов, смесей, кремов, прохладительных напитков и т.п.) передача может осуществляться путем регулярного (по согласованному графику) предоставления приобретателю нераскрываемого компонента, являющегося ноу-хау (кока-кола, пепси-кола, бальзамы Караваева и т.п.). Обладателю ноу-хау целесообразно передавать его по акту приема-передачи лишь после получения вознаграждения или его части.

Вознаграждение в договоре о передаче ноу-хау может определяться в формах паушальной суммы (единовременный платеж фиксированного размера, как правило, выплачиваемый после подписания акта приема-передачи ноу-хау), роялти (периодические - квартальные, ежемесячные и т.п. - платежи, размер которых выражен в твердой денежной сумме либо исходя из объема продаж продукции, изготовленной с использованием ноу-хау, или иных показателей хозяйственной деятельности приобретателя по использованию ноу-хау) или их сочетания (единовременный платеж и периодические платежи). В последнем случае размер паушального платежа обычно бывает ниже, чем в случаях, когда паушальной суммой исчерпывается вознаграждение за передачу ноу-хау. Ноу-хау передается для использования на территории, указанной в договоре. Договор действует в течение согласованного сторонами срока, исчисляемого с даты вступления соглашения в силу.

Приобретатель ноу-хау в течение срока действия договора, а также после его окончания или досрочного расторжения обязуется принимать все необходимые меры в целях сохранения конфиденциальности ноу-хау, отдельных условий договора, не передавать третьим лицам (или передавать с условием соблюдения конфиденциальности) любые материалы или их копии, полученные от обладателя. После окончания срока действия или досрочного расторжения договора приобретатель обязуется вернуть обладателю все полученные от него материалы и документы, включая их копии.

В аналогичном порядке допускается передача ноу-хау приобретателем своим филиалам, представительствам или другим организациям (при условии сохранения ими конфиденциальности ноу-хау) с предварительным письменным уведомлением обладателя. Обладатель также обязан принимать все необходимые меры для обеспечения конфиденциального характера ноу-хау в течение срока действия договора или до его досрочного расторжения. При необходимости в договоре о передаче ноу-хау или в приложении, составляющем его неотъемлемую часть, может быть указан круг лиц, которым будет доступно передаваемое ноу-хау, а также меры, которые должны быть приняты сторонами для обеспечения конфиденциальности ноу-хау. Указывается срок, в течение которого действуют обязательства о соблюдении конфиденциальности.

Содержанием договора о передаче ноу-хау являются права и обязанности сторон. Обладатель обязан: передать ноу-хау приобретателю по акту приема-передачи в порядке и на условиях, установленных договором о передаче ноу-хау; раскрыть ноу-хау с полнотой, идентичной той, которая обеспечила получение эффекта от демонстрации ноу-хау, подтвержденного конфиденциальными заключениями отечественных и (или) зарубежных экспертов, если такая демонстрация имела место; без согласия приобретателя ноу-хау в течение срока действия договора не передавать ноу-хау третьим лицам; сохранять конфиденциальность переданного ноу-хау, принимая для этого все необходимые меры. Основным правом обладателя является право на своевременное получение вознаграждения за передачу ноу-хау в установленном договором размере.

Приобретатель ноу-хау обязан: принять передаваемое ноу-хау по акту приема-передачи и своевременно выплатить обладателю вознаграждение за передачу ноу-хау в установленном договором размере. Основным правом приобретателя является использование ноу-хау способами и в целях, определенных договором, с учетом имеющихся ограничений. В отношении оплаты ноу-хау для нейтрализации возможных рисков сторонам целесообразно предусмотреть в договоре резервирование приобретателем (например, в виде безотзывного аккредитива) в обслуживающем его банке суммы вознаграждения за ноу-хау с условием перечисления ее на счет обладателя в обслуживающем обладателя банке после положительной оценки приобретенного ноу-хау, а также в случае спора с выплатой вознаграждения по решению суда о секвестре.

В договор о передаче ноу-хау могут включаться также условия об усовершенствованиях, технической помощи, предоставляемой в рамках заключенного договора, отчетности, порядке демонстрации коммерческой ценности ноу-хау. В период действия договора любая из сторон может сделать усовершенствования, относящиеся к ноу-хау. По этому в соглашении целесообразно предусмотреть условия о своевременном информировании сторонами друг друга о сделанных усовершенствованиях, порядке и способах их предоставления друг другу, а также о возможности их передачи третьим лицам.

Такой обмен конфиденциальной информацией, несомненно, полезен для эффективного использования ноу-хау. В то же время этот обмен порой ограничивается исходя из перспективных планов какой-либо из сторон договора. Разумеется, для приобретателя и особенно для обладателя ноу-хау важна финансовая составляющая: цена договора может включать в себя прямой обмен усовершенствованиями или, напротив, в договоре может быть предусмотрено дополнительное вознаграждение, получаемое обладателем ноу-хау в случае предоставления приобретателю таких усовершенствований (в форме как единовременных, так и периодических платежей, размер, сроки и порядок выплаты которых устанавливаются соглашением сторон). Кроме того, в договор допустимо включить условие, согласно которому стороны обязуются добросовестно и без каких-либо оговорок информировать друг друга о возможных случаях использования переданного ноу-хау, в том числе не известных сторонам при заключении договора и тех, которые могут стать им известными в будущем.

Весьма важное специфическое условие договора о передаче ноу-хау касается технической помощи, оказываемой обладателем приобретателю ноу-хау в освоении операций с использованием передаваемого ноу-хау и обучении персонала приобретателя. Такая поддержка должна обеспечить использование ноу-хау покупателем (речь идет прежде всего о консультациях по пусконаладочным работам, наблюдению и периодической оценке эффективности мероприятий, осуществляемых с использованием ноу-хау). Включение в договор данного условия может способствовать своевременному эффективному освоению ноу-хау приобретателем. В договоре могут также указываться: общая продолжительность обучения персонала приобретателя, количество и квалификация направляемых специалистов обладателя, распределение расходов на оплату их пребывания и страхования.

По желанию сторон в договор включается условие, предусматривающее предоставление приобретателем отчетных сведений, подтверждающих правильность перечисляемых платежей, а также порядок и сроки подачи таких сведений, возможность их проверки (в том числе аудиторской) обладателем ноу-хау.

Помимо перечисленных условий в договор о передаче ноу-хау традиционно включаются условия об ответственности сторон и порядке разрешения споров, сроке действия договора и порядке его расторжения, а в договорах с участием иностранных лиц - также условие о применимом праве.

Неотъемлемыми частями договора о передаче ноу-хау, как правило, являются приложения, в которых приводится описание ноу-хау, и техническая документация. Последняя обычно включает в себя следующие элементы:

- рабочие чертежи (схемы);

- конструкторскую документацию;

- спецификации (в том числе относящиеся к выбору качества материала);

- данные, касающиеся квалификации персонала, управления производством;

- результаты лабораторных испытаний;

- протоколы приемо-сдаточных испытаний;

- методики расчетов;

- методы контроля;

- перечень комплектующих изделий;

- изобретения, не имеющие защиты;

- патенты;

- технологические режимы.

3. Методические указания (рекомендации)

3.1. Рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям.

Темы семинаров непосредственно связаны с соответствующими темами учебного курса, хотя не всегда совпадают с ними по формулировке. Это объясняется стремлением конкретизировать и углубить материал лекции, выделить особо сложные и важные проблемы. Для обсуждения таких вопросов потребуется дополнительная литература.

Как правило, студенты готовятся по всем вопросам, предложенным по соответствующей теме. Это обеспечивает целостность проработки проблемы. При подготовке ответов на вопросы, вынесенные для обсуждения на семинарском занятии, особое внимание следует обращать на понятийный аппарат.

Самостоятельную подготовку к семинарским занятиям необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Необходимо внимательно изучить соответствующие главы учебников из списка рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Пользуясь учебниками, учебными пособиями или дополнительной литературой, при обсуждении вопросов, нежелательно цитировать текст дословно. Важность данного требования заключается в том, что к концу изучения любого учебного курса у студентов, систематически готовящихся к занятиям, вырабатывается навык свободного пересказа ранее прочитанного материала, который сопровождается собственным анализом и оценками соответствующих правовых явлений, что необходимо для будущего специалиста.

С помощью семинарских занятий организуется систематическая самостоятельная работа, проходящая в два этапа: подготовка к занятию и работа на занятии.

На первом этапе подготовки к семинарскому занятию студенту необходимо:

- изучить соответствующий теоретический материал, используя конспекты лекций и учебную литературу;

- осуществить самоконтроль и самооценку проделанной работы, выполнить практические задания, данные для самостоятельного решения.

Важная роль при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям, отводится работе студентов с первоисточниками, перечень которых обычно указывается в списке нормативных правовых актов к каждой теме. Для удобства работы с нормативными правовыми актами можно составлять конспекты; характеризуя каждый последующий нормативный правовой акт, следует указывать только изменения и нововведения, которые нашли в нем отражение. Можно составлять таблицу для сравнительного анализа.

Изучив материал какой-либо темы, важно уяснить, как связаны между собой все ее понятия (для этого можно построить схему), а также установить взаимосвязь изученного материала с предшествующим ему.

Второй этап – работа на практическом занятии, как правило, включает:

- проверку подготовленности студентов к занятию, которая может осуществляться в различных формах: устный или письменный опрос, работа группами или парами и т.д.

- решение типовых задач из задачника-практикума или предложенных преподавателем;

- выполнение самостоятельной проверочной работы (15-20 мин.), с помощью которой осуществляется оценка уровня усвоения студентами изучаемого материала.

После проведения всех запланированных семинарских занятий подводятся итоги изучения материала всей темы с помощью аудиторной контрольной работы.

3.2. Методические указания по самостоятельной работе студентов

I. Самостоятельная работа с информационными источниками

1.1. Анализ и использование нормативных документов. Нормативно-правовые источники являются важнейшей эмпирической базой научной работы студентов и магистрантов. Использование нормативных документов является обязательным при выполнении любой письменной работы. При изучении курса и подготовке письменных работ необходимо ссылаться только на действующие нормативные документы. Утратившие силу источники могут рассматриваться как материал по истории.

В процессе поиска правовых документов необходимо ориентироваться, прежде всего, на официальные источники их опубликования – «Российскую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Указанные издания находятся в фонде библиотеки РГЭУ (РИНХ). Кроме того, существует обширная электронная база нормативно-правовых актов Российской Федерации. Эта база ведется государственными органами (например, Министерством юстиции Российской Федерации), а также коммерческими организациями («Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.)

При использовании текста нормативного документа не следует, злоупотреблять дословным воспроизведением правовых норм. Положения нормативных актов должны быть осмыслены в той мере, которая позволила бы автору изложить их в свободной форме, сопроводив собственным комментарием применительно к теме исследования. Вместе с тем, стремясь к самостоятельному изложению материала, важно избежать неточностей и искажения смысла статей законов.

Анализ правовой нормы должен сопровождаться оценками практики ее реализации. При этом, относясь к закону как к должному, нельзя воспринимать его как догму, как нечто, застрахованное от недостатков, не подлежащее совершенствованию.

В связи с интенсивным обновлением законодательства необходимо следить за принятием новых законов и иных нормативных правовых актов, касающихся избранной темы, учитывать актуальную редакцию нормативных документов при выполнении письменных работ и подготовке к занятиям, а также перспективы развития законодательного регулирования определенных областей общественных отношений.

1.2. Работа с научной литературой. Работа с научной литературой начинается с изучения выходных данных монографии, научной статьи. Прежде всего, следует обратить внимание на название работы, фамилию автора, место и год издания. Необходимо прочитать аннотацию, в которой содержится краткое описание целей и задач работы, указывается, для кого она предназначена. При работе с книгами обязательно нужно обратиться к предисловию, отражающему основное содержание и границы исследования. Целесообразно делать выписки в отдельную рабочую тетрадь, с указанием страниц и исходных данных научного источника. При конспектировании текста следует тщательно отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы будущей работы. Выписки необходимо делать оптимальным для себя способом, чтобы затем можно было легко ими воспользоваться.

Изучение научного материала необходимо начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых выбранная тема освещается в контексте общей па

Наши рекомендации