Лекция 9: «Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг и предприятий»
1. Правовая охрана фирменного наименования.
2. Понятие и виды товарных знаков и знаков обслуживания.
3. Возникновение и прекращение права на наименование места происхождения товара.
4. Правовая охрана коммерческого обозначения.
5. Правовая охрана иных средств индивидуализации.
Понятие фирменного наименования понимается то наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует ее среди других участников гражданского оборота. Действующее законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований: - должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи фирменное наименование должно содержать истинные указания на организационно-правовую форму организации (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т.п.), ее тип (государственная, муниципальная, частная), профиль деятельности (производственная, научная, торговая и т.п.), личность владельца и т.д.
- должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой. Иными словами, фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.
- не допускается произвольное и не обусловленное какими-либо уважительными причинами изменение фирменного наименования. Конечно, принцип постоянства фирмы не должен входить в противоречие с принципом истинности. Если, например, произошло изменение организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании.
Предъявляемые к фирме требования определяют и ее структуру. Принято выделять две части фирмы - основную, которая именуется еще корпусом фирмы, и вспомогательную, которую называют добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Так, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слов "полное товарищество" (п. 3 ст. 69 ГК).
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод "Калибр"), имен собственных (объединение "Светлана"), географических названий (фабрика "Нева") и т.п. При этом собственно наименование юридического лица не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Другие добавления, например указания "универсальный", "специализированный", "центральный" и т.п., в том числе сокращенные наименования фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КамАЗ и т.д.), относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Однако все эти добавления, как и элементы корпуса фирмы, должны соответствовать действительности и не вводить в заблуждение других участников оборота и потребителей.
Полное фирменное наименование юридического лица обязательно должно быть выражено на русском языке, при этом иностранные слова пишутся в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Наряду с наименованием на русском языке организация вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований. В виде исключения с разрешения Правительства РФ допускается включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Кроме того, следует учитывать, что некоторые слова, в частности "банк", "биржа", "страховая компания" и др., могут включаться в состав фирменного наименования лишь теми организациями, которые имеют на это соответствующее право.
Если фирменное наименование юридического лица не соответствует указанным выше требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
В качестве субъектов права на фирменное наименование выступают все коммерческие юридические лица (п. 1 ст. 1473 ГК). Это и понятно, так как практическую потребность в индивидуализации среди других участников гражданского оборота испытывают именно они. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обычно приобретают и осуществляют права и обязанности под своими собственными именами, что по общему правилу является достаточным для их индивидуализации.
Содержание права на фирменное наименование заключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте под собственным фирменным наименованием. Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои имущественные или неимущественные права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах, на товарах или их упаковке, использовать в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.
Фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (негативная сторона права на фирму). В части четвертой Гражданского кодекса наконец-то оказался решенным вопрос о недопустимости использования другими лицами не только фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица, но и сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Нарушением права на фирменное наименование будет и использование юридическим лицом, осуществляющим аналогичную деятельность, иного средства индивидуализации, сходного с фирменным наименованием до степени смешения, в частности товарного знака или коммерческого обозначения.
Характеризуя юридическую природу права на фирму, следует выделить несколько свойственных ему признаков: данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. фирмовладелец обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве; относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.
Право на фирму часто характеризуется в литературе как личное неимущественное право, с чем следует в целом согласиться. Действительно, данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей.
Право на фирму носит в принципе бессрочный характер. Это означает, что, приобретя в установленном порядке данное право, лицо может пользоваться им без ограничения каким-либо сроком, т.е. до тех пор, пока существует само предприятие и фирменное наименование правдиво отражает его организационно-правовой статус и иные атрибуты.
Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности фирмовладельца.
С рассмотренной выше особенностью права на фирменное наименование тесно связан и такой момент, как возможность юридического лица обладать лишь одной фирмой. Одно и то же предприятие не может одновременно выступать под несколькими фирмами, так как это дезориентировало бы других участников оборота и создавало бы возможности для злоупотреблений. Другое дело, что юридическое лицо может пользоваться не только полным, но и сокращенным фирменным наименованием, при условии что последнее отражено в его учредительных документах.
Право на фирму охраняется на всей территории России, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной Конвенции, без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Таким образом, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ. Между тем п. 1 ст. 1475 ГК ставит условием предоставления охраны фирменному наименованию на территории Российской Федерации включение его в Единый государственный реестр юридических лиц. Это положение явно не согласуется со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности и потому не подлежит применению.
На протяжении многих лет права на фирму возникали в России в явочном порядке, т.е. приобретались теми юридическими лицами, которые первыми начинали ими пользоваться. С принятием части четвертой Гражданского кодекса законодатель отказался от идеи перехода к регистрационному порядку возникновения права на фирменного наименование, сохранив прежний порядок (п. 1 ст. 1473, п. 2 ст. 1475 ГК).
Право на фирму является правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменным наименованием может владеть только сам фирмообладатель. Право на фирму не может передаваться другим лицам даже вместе с передачей самого предприятия.
Право на фирменное наименование прекращается одновременно с ликвидацией самого фирмообладателя (п. 2 ст. 1475 ГК). Кроме того, можно выделить несколько дополнительных оснований его прекращения. Во-первых, фирмовладелец вправе сам в любой момент отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием. Во-вторых, прекращение права на фирму может быть обусловлено реорганизацией юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое прежнее фирменное наименование. Наконец, в-третьих, право лица на дальнейшее пользование конкретным фирменным наименованием может быть прекращено по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц.
Понятие товарного знака и знака обслуживания. Под товарным знаком в российском праве традиционно понимается условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и является произвольным по отношению к данной продукции, т.е. не выступает для последней в качестве необходимого названия, общепринятого термина или описательного понятия. Иными словами, товарный знак - это своего рода символ, который предназначен для индивидуализации продукции конкретных производителей и ее отличия от аналогичной продукции других товаропроизводителей.
В настоящее время законодатель ограничивается указанием на то, что товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК).
Наряду с товарным знаком, предназначенным для индивидуализации товаров, российское законодательство выделяет знак обслуживания, который служит для индивидуализации работ и услуг. К знакам обслуживания предъявляются точно такие же требования, что и к товарным знакам. Не имеет отличий и их правовой режим.
Чтобы стать товарным знаком, обозначение должно отвечать ряду условий: товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара;
- необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. Данное условие вовсе не означает, что товарным знаком способно стать лишь оригинальное и ранее не известное условное обозначение. Напротив, в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы известное слово, изображение или иной символ, которые, однако, еще никем не используются для обозначения именно тех классов товаров, которые собирается вводить в гражданский оборот заявитель. Обозначение признается новым, если оно не тождественно или не сходно до степени смешения с:
1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.
Признак новизны тесно связан с таким необходимым качеством обозначения, которое регистрируется в качестве товарного знака, как наличие в нем различительной способности. В частности, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (термос, целлофан, рубероид и т.п.);
2) являющихся общепринятыми символами и терминами (чаша со змеей для аптек);
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения. Кроме того, эти ограничения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Наконец, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. Исключение составляют так называемые общеизвестные товарные знаки, которые охраняются в Российской Федерации в силу международных обязательств.
Виды товарных знаков. Действующее законодательство различает несколько видов товарных знаков. По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными (оригинальные слова и короткие фразы), изобразительными (значки, рисунки, изображения), объемными (оригинальная форма изделий или их упаковки), комбинированными (сочетающими в себе элементы названных выше знаков) и иными (в частности, звуковыми (музыкальные мелодии и шумовые эффекты), световыми (различные световые эффекты), обонятельными (оригинальный запах товара или его упаковки).
В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различаются индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предпринимателя. Коллективным товарным знаком является товарный знак того или иного добровольного объединения лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.
Во-первых, может принадлежать только объединению предприятий и является объектом исключительного права объединения как такового, а не права, совместно принадлежащего объединенным в его составе предприятиям. Во-вторых, субъектами пользования коллективного товарного знака могут быть только такие входящие в объединение предприятия или организации, за которыми по закону признается возможность обладания индивидуальным товарным знаком. Сведения о предприятиях, имеющих право на пользование коллективным товарным знаком, вносятся в Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, а также в выдаваемое объединению свидетельство.
Коллективный товарный знак и право на его использование не могут передаваться другим субъектам, не входящим в объединение. В-третьих, предприятия-участники объединения могут использовать коллективный товарный знак в качестве единственного средства для обозначения товара либо применять его наряду со своим индивидуальным товарным знаком. В-четвертых, необходимым условием регистрации коллективного товарного знака является наличие у товаров, которые будут обозначаться этим знаком, единых качественных или иных общих характеристик. В-пятых, объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный товарный знак, обладает правом контроля за его использованием. В-шестых, указанные выше условия использования коллективного товарного знака отражаются в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного товарного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака.
По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. В частности, необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения. Общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его интенсивному использованию для обозначения определенных товаров. При решении вопроса о том, является ли товарный знак на территории России общеизвестным или нет, важнейшее значение имеет мнение потребителей соответствующих товаров, которое при необходимости выявляется компетентным органом. Кроме того, принимаются во внимание степень изначальной и приобретенной различительной способности знака, интенсивность и длительность использования знака, в том числе в рекламе, географические масштабы использования, характер и длительность использования тождественного либо сходного знака третьими лицами и некоторые иные критерии.
Особенности правового режима общеизвестных товарных знаков предусмотрены ст. 1508-1509 ГК. Согласно ст. 1509 ГК правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании специального решения палаты по патентным спорам и внесения его в особый Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, который ведется Патентным ведомством.
Возникновение права на товарный знак. Субъектами права на товарный знак могут быть любые юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке предпринимательскую деятельность. Указанное право возникает по общему правилу с момента государственной регистрации соответствующего обозначения в Патентном ведомстве РФ. В этих целях заинтересованное лицо должно составить и подать заявку на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство, где она подвергается экспертизе. Процедура регистрации товарных знаков в общих чертах урегулирована правилами § 2 главы 76 ГК и более детально регламентирована Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.
Основанием для регистрации товарных знаков служит заявка. Заявка представляется в двух экземплярах и должна относиться только к одному товарному знаку. Она составляется по установленной форме, представляется на русском языке и включает ряд обязательных документов:
заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
заявляемое обозначение и его описание. Заявляемое обозначение представляется в виде фотографий или типографских оттисков в количестве 5 экземпляров. Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется этикетка, то в качестве изображения заявляемого обозначения может быть представлена сама этикетка в натуральную величину. Фотографии и типографские оттиски заявляемого обозначения представляются в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается регистрация товарного знака.
Описание обозначения раскрывает его смысл и показывает его составные части. Если словесное обозначение не имеет смыслового значения, то указывается способ его образования, например начальные слоги нескольких слов, аббревиатура, вымышленное слово и т.п. Товары и услуги должны быть обозначены точными терминами, позволяющими идентифицировать товар (услуги), предпочтительно терминами алфавитного указателя Международной классификации товаров и услуг.
Помимо самой заявки, содержащей указанные выше документы, заявитель должен дополнительно представить ряд иных документов, которые прилагаются к заявке. Один из этих документов - а именно документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, - представляется во всех случаях. Остальные документы прилагаются к заявке тогда, когда этого требует закон исходя из особенностей заявляемого обозначения, личности заявителя и некоторых других обстоятельств. В частности, к заявке должны быть приложены:
устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак;
доверенность патентного поверенного на представительство интересов заявителя перед Патентным ведомством, если заявка подается через патентного поверенного;
копия первой заявки, заверенная надлежащим образом зарубежным патентным ведомством, в которое она подана, если в заявке, поданной в Патентное ведомство РФ, испрашивается конвенционный приоритет в соответствии со ст. 1495 ГК;
документ, подтверждающий правомерность испрашивания заявителем выставочного приоритета. Представленный заявителем документ должен подтверждать статус выставки как официальной или официально признанной международной, содержать наименование лица, экспонировавшего товары, изображение обозначения, перечень обозначенных им товаров, а также дату их открытого показа на выставке. Данный документ должен быть подписан уполномоченным лицом соответствующей выставки;
согласие соответствующего компетентного органа на использование в товарном знаке государственных гербов, флагов и эмблем; официальных названий государств; эмблем, сокращенных или полных наименований международных межправительственных организаций, если перечисленные элементы или элементы, сходные с ними до степени смешения, содержатся в заявленном на регистрацию обозначении;
документ, подтверждающий правильность сведений о наградах и иных знаках отличия, если они содержатся в заявляемом на регистрацию обозначении. Такими документами могут, в частности, быть заверенные выписки из архивов, копии наградных дипломов и т.д.;
разрешение соответствующего компетентного органа на использование в товарном знаке официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм и печатей или сходных с ними до степени смешения изображений, если перечисленные элементы содержатся в заявляемом на регистрацию обозначении;
согласие известных лиц, их наследников или соответствующего компетентного органа на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, воспроизводящего фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле таких лиц;
согласие обладателя авторского права и его правопреемников на регистрацию в качестве товарного знака соответствующих названий известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства или цитат и персонажей из них, произведений искусства или их фрагментов;
подтверждение права заявителя на промышленный образец или на пользование наименованием места происхождения товара, если они содержатся в заявленном на регистрацию обозначении.
Экспертиза заявки на регистрацию товарного знака проводится в два этапа. Вначале, в течение месяца, осуществляется формальная экспертиза, в ходе которой проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям. По результатам данной экспертизы заявителю сообщается либо о принятии заявки к рассмотрению по существу, либо об отказе в принятии ее к рассмотрению. По заявке на товарный знак в случае положительного решения формальной экспертизы заявитель дополнительно уведомляется об установлении приоритета товарного знака, за исключением случаев когда он испрашивает конвенционный или выставочный приоритет, но на момент принятия заявки к рассмотрению не представил необходимых документов, подтверждающих правомерность этого требования.
По принятой к рассмотрению заявке проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям, предъявляемым к товарным знакам (экспертиза по существу). Срок проведения данной экспертизы законом не установлен, на практике он составляет в среднем около 12 месяцев. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака либо об отказе в регистрации.
При несогласии заявителя с решениями как формальной экспертизы, так и экспертизы заявки по существу он имеет право в трехмесячный срок со дня получения решения подать в палату по патентным спорам возражение, которое рассматривается в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам. При несогласии заявителя с решением палаты по патентным спорам он может обратиться с иском в суд.
На основании решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство в месячный срок после получения документа об оплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. В реестр вносятся сам товарный знак, сведения о его владельце, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак.
Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, публикуются Патентным ведомством в официальном бюллетене в течение шести месяцев с даты их внесения в реестр. Производится также обязательная публикация всех последующих изменений этих сведений. В этих целях владелец товарного знака обязан уведомлять Патентное ведомство об изменении своего наименования (имени) и других сведений о себе. Изменения вносятся в реестр и соответствующие свидетельства после уплаты заявителем установленной пошлины.
На основании регистрации товарного знака в Государственном реестре Патентное ведомство выдает заявителю свидетельство на товарный знак. Данное действие завершает собой процедуру оформления прав на товарный знак.