Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде
Назначение судебной речи как установление истины по делу
и постановление справедливого решения. Обвинительная и защитительная речь. Ближайшая и конечная цели этой речи. Зависимость содержания от целевой установки оратора. Полемическая заостренность судебного монолога.
Выразительность и образность речи юриста. Эмоциональное воздействие как необходимый элемент убеждения словом. Изобразительно-выразительные средства языка юриста: метафора, сравнение, ирония, антитеза. Стилистические фигуры, характерные для судебных речей: литературные образы, цитирование художественных произведений, исторические примеры.
Синтаксические средства выразительности: повторы, анафора, эпифора, обратный порядок слов, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи: пословицы, поговорки, крылатые выражения. Риторические приёмы создания объективной словесной картины для справедливой оценки тех или иных фактов, обсуждаемых оратором-юристом.
Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата.
Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].
Тема 5. Композиция выступления судебного оратора.
Структура публичного выступления как основа её целостности
и эффективности.
Вступительная часть как средство привлечения внимания слушателей. Изложение фактических обстоятельств дела, общественная моральная оценка совершенного преступления во вступлении к обвинительной речи. Характеристика личности подсудимого во вступлении к защитительной речи. Трафареты и новации в вводной части судебного выступления.
Основная часть судебной речи как совокупность следующих микротем: изложение фактических обстоятельств дела, анализ собранных по делу доказательств, обоснование квалификации преступления, характеристика личности подсудимого, причины, способствовавшие совершению преступления, соображения о мере наказания. Смысловая градация аргументов в соответствии с принципом усиления.
Заключительная часть судебной речи как подведение итогов. Корреляция заключения со вступлением и основной частью.
Недостатки композиции судебной речи. Мотивационная последовательность речи.
Логические основы речи юриста. Логика убеждения в соответствии с основными законами мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания). Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста.
Логическая операция доказательства, включающая в себе три элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Требования, предъявляемые к каждому из этих элементов. Прямое и косвенное доказательство. Индуктивный
и дедуктивный методы доказательства, метод аналогии. Логическая операция опровержения.
Языковые средства, выражающие логику юридического высказывания (вопросительные высказывания, периоды).
Речевые средства рационального воздействия (приём адресации, точность словоупотребления, термины оценочного характера).
Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].
Тема 6. Особенности устной коммуникации юриста.
Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.
Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].
Содержание лекций
Очная форма обучения
№ темы | Название разделов тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста. | |
2. | Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | |
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. 2. Этикет прений между процессуальными противниками. Культура спора и полемики в юридической сфере. 3. Правила ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. 4. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 5. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. |
Заочная форма обучения
№ темы | Название разделов тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста. |
Содержание семинарских занятий
не предусмотрено.
Содержание практических занятий
Очная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | 1. Требования к речевой культуре юриста. 2. Особенности профессионального общения. 3. Культура устной и письменной речи юриста. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | 1. Назначение судебной речи. 2. Обвинительная и защитительная речь. 3. Полемическая заостренность судебного монолога. 4. Выразительность и образность речи юриста. 5. Синтаксические средства выразительности. 6. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 7. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | 1. Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста. 2. Тезис, аргументы, демонстрация как элементы логичности речи. 3. Языковые средства, выражающие логику юридического выступления. 4. Речевые средства рационального воздействия. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | 1. Подготовка и произнесение монологов, диалогов. 2. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. 3. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. 4. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. |
Заочная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | 1. Назначение судебной речи. Полемическая заостренность судебного монолога. 2. Выразительность и образность речи юриста. 3. Синтаксические средства выразительности. 4. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 5. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата. |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика» составляет 42 ч. по очной форме обучения и 64 ч. по заочной форме обучения.
В целях организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине разработаны следующие учебно-методические материалы:
1. Методические материалы для проведения практических занятий, включающие перечень учебных вопросов, тематику докладов и сообщений, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и методические рекомендации для подготовки к занятию.
2. Методические указания для обучающихся заочной формы обучения, включающие учебные вопросы для подготовки к занятиям, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и указания по работе с ней.
3. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся.
4. Перечень вопросов для подготовки к зачету и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков на зачете.
5.1. Вопросы для самостоятельного изучения
Очная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | Русский язык как государственный язык. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. Особенности профессионального общения. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | Основные понятия дисциплины. Литературный язык и нелитературные формы языка. Культура речи юриста. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Разговорная речь. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | Особенности монологической речи на суде. Нормы устной и письменной речи. Орфографические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфоэпические нормы. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | Анализ композиции судебных речей. Анализ происхождения и толкования юридических понятий и терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Работа со словарями. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования. | |
Зачет | |||
Итого |
Заочная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | Русский язык как государственный язык. Нормативные правовые документы. Особенности профессионального общения. Основные понятия дисциплины. Мастера судебной речи о русском языке. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | Культура речи юриста. Литературный язык и нелитературные формы языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Основные качества речи юриста: чистота, ясность, понятность, доходчивость, точность, логичность, убедительность. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго в профессиональной деятельности юриста. Термины и разговорные слова в речи юриста. Диалог, спор, беседа в юридической профессиональной сфере. Консультирование, переговоры, судебная речь как виды профессиональной коммуникации юриста. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Функциональные разновидности юридической речи. Речевой этикет и речевая этика как средства коммуникативного воздействия. Убедительность судебной речи. Тезисы, аргументы, демонстрация. Рассуждение: тезис, определение, перифраз, демонстрация. Убеждение: доказательства, аргументация, опровержение. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | Язык права, его особенности. Нормы в судебной речи. Основные качества судебной речи: убедительность, понятность, ясность, доходчивость, точность, логичность, уместность, чистота, лаконичность, выразительность. Композиция судебной речи. Доказывание, опровержение, убеждение в судебной речи. Средства связи в судебной речи. Вопросительные конструкции в судебной речи. Виды аргументов в судебных речах. Тактика аргументирования. Устранение противоречий. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | Вступление, основная часть, заключение как составные части выступления, особенности их содержания и построения. Установление контакта, приемы привлечения внимания. Нормы речевого поведения оратора. Официальность речевой ситуации. Речевая этика и речевой этикет в выступлении судебного оратора. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста. Происхождение и толкование терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Заимствованные термины в выступлениях судебного оратора. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | Подготовка и произнесение монологов, диалогов. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования. | |
Зачет | |||
Итого |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций и этапы их формирования | Планируемые результаты и уровни освоения компетенций | Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков | |
Номера вопросов для подготовки к зачету | |||
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Тема 1. Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные термины юридической риторики, виды аргументов, особенности композиции судебной речи, способы убеждения, правила ведения спора, дискуссии и полемики; уметь: готовить публичные выступления, выдвигать тезисы, использовать аргументацию, вести дискуссию и полемику владеть: нормами русского литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки публичных выступлений общеюридической тематики | 8-12 |
Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста | 13-16 | ||
Тема 3. Речь как средство коммуникативного воздействия | 17-20 | ||
Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде | 21-29 | ||
Тема 5. Композиция выступления судебного оратора | 21-22 | ||
Тема 6. Особенности письменной коммуникации юриста | 27-29 |
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Уровень и качество компетенций обучающихся определяется знаниями, навыками и умениями, которые приобретаются на различных этапах освоения учебной дисциплины и выступают главными показателями сформированности общекультурных компетенций. Оценивание степени и качества компетенций осуществляется в форме зачёта на основе уровневой шкалы (может использоваться при любой форме промежуточной аттестации) и шкалы оценивания компетенций.
Шкала оценивания уровня сформированности компетенции | Шкала оценивания компетенций в форме зачёта |
высокий | зачтено |
продвинутый | зачтено |
пороговый | зачтено |
низкий | не зачтено |
Критерии оценивания компетенций в форме зачёта по дисциплине
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он усвоил программный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период имели положительную динамику.
Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не усвоил программный материал, не справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период не имели положительной динамики.
При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся на зачете учитываются также текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на практических занятиях, уровень выполнения ими письменных работ, предусмотренных учебным планом. В случае необходимости экзаменатор может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по разделам (темам) учебной дисциплины, по которым его знания вызывают сомнения (с учетом результатов текущей успеваемости и посещаемости занятий).
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Обучающиеся могут самостоятельно заниматься научно-исследовательской работой под руководством преподавателя. Содержание работы, которая состоит в форме подготовки реферата или презентации по дисциплине, заключается в анализе и изучении научной литературы по юридической риторике, подготовке устного выступления или презентации на русском языке, подготовке статей и тезисов.
Примерная тематика рефератов, презентаций
1. Виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.
2. Изобразительно-выразительные средства языка в речи юриста.
3. Иноязычная лексика в юридических текстах.
4. Искусство речи на суде: историческая ретроспектива.
5. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста.
6. Логические основы убедительности судебной речи.
7. Новое в профессиональной юридической терминологии.
8. Нормы русского литературного языка в сфере права.
9. Особенности судебной речи.
10. Полемическая направленность судебной речи.
11. Пути и способы преодоления коммуникативных барьеров в профессионально й сфере.
12. Речевая аргументация. Виды аргументов в судебных речах.
13. Речевая норма и культура речи в профессиональной деятельности юриста.
14. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах.
15. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юриста.
16. Риторические стратегии юриста в конфликтной ситуации.
17. Спор, дискуссия, полемика в профессиональной деятельности юриста.
18. Судебный оратор и его аудитория.
19. Типы и виды вопросов в юридической практике.
20. Язык права. Функции языка права. Правовой статус языка.
Перечень вопросов к зачету
1. Дайте понятие юридической риторики.
2. Назовите коммуникативные качества воздействующей речи.
3. Охарактеризуйте развитие юридической риторики в античности.
4. Охарактеризуйте судебное красноречие в дореволюционной России.
5. Охарактеризуйте судоговорение в советский и постсоветский период.
6. Раскройте назначение судебной речи.
7. Раскройте отличительные черты судебной речи.
8. Дайте понятие о диалогизированном монологе.
9. Раскройте стилевые характеристики судебной речи.
10. Проанализируйте, в чем заключается убедительность судебной речи.
11. Проанализируйте логические ошибки в речи судебного оратора.
12. Охарактеризуйте языковые средства, создающие логичность речи.
13. Охарактеризуйте виды судебных речей.
14. Охарактеризуйте виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.
15. Охарактеризуйте композицию судебной речи.
16. Раскройте понятия выразительности, экспрессивности и эмоциональности судебной речи.
17. Раскройте рациональные и эмоциональные виды аргументов в судебной речи.
18. Назовите средства эмоционального воздействия в судебной речи.
19. Проанализируйте использование интонационно-выразительных средств воздействия в судебной речи.
20. Раскройте понятия этика и речевой этикет судебного оратора.
21. Охарактеризуйте использование книжно-письменных и разговорных конструкции в судебной речи.
22. Проанализируйте специфику ведения спора, дискуссии, полемики в профессиональной деятельности юриста.
23. Охарактеризуйте невербальные средства общения, сопровождающие выступление.
24. Назовите общие и специфические черты частных риторик.
25. Раскройте понятия тропы и риторические фигуры, проанализируйте уместность их использования в речевом обиходе юриста.
26. Раскройте понятия тема и тезис судебной речи.
27. Раскройте понятия общие и частные топосы.
28. Раскройте понятие аргументация, проанализируйте ее виды в судебной речи.