Пользование плодами. Ususfructus
Пользование плодами, или ususfructus, являлось личным сервитутом на основании которого полномочное лицо, или пользователь плодами (ususfructuarius) получал право бесплатно и, как правило, пожизненно пользоваться чужой вещью и извлекать из нее плоды с обязательством, по завершении пользования плодами, возвратить вещь собственнику неповрежденной: ususfructus est jus alienis rebus utendi, fruendi salva rerum substantia. (285)
Узуфрукт возник как особый вид права на чужие вещи только к концу республики. В это время предметом узуфрукта могли быть лишь непотребляемые вещи, или res non consumptibiles, так как лишь эти вещи, по завершении узуфрукта, можно было возвратить их хозяину неповрежденными (salva rerum substantia). Потребляемые вещи, или res consumptibiles, не могли быть предметом узуфрукта, так как материальная субстанция этих вещей исчезала при первом же использовании. Когда же в римском праве утвердилась мысль о вещах quae ex distantibus constant, т. е. мысль о существовании целых имущественных комплексов, составленных из потребляемых и непотребляемых частей, как единых universitas facti или universitas juris, по одному из senatus consultum было определено, что предметом узуфрукта могут быть и такие вещи и, согласно этому, другие потребляемые ценности (res consumptibiles). (286) Установления упомянутого sen atus consultum внесли значительные изменения в институт узуфрукта. Узуфркут был разделен на два подвида: узуфрукт в строгом значении, или пользование плодами непотребляемых вещей, и узуфрукт в переносном значении, или пользование плодами потребляемых вещей, названное quasiususfructus.
а) При обычном пользовании плодами узуфруктуарий получал предмет узуфрукта с условием пользоваться плодами и самим предметом. Он имел право пользоваться всеми природными и гражданскими плодами. Собственность на плоды он приобретал в момент перцепции. Между тем, это право являлось правом строго личной природы и могло длиться только до смерти узуфруктуария (287), но могло быть передано в пользование, т. е. можно было упра-вомочить третьи лица пользоваться предметом узуфрукта и его плодами, но это право длилось лишь до момента, когда погашалось право на узуфрукт со смертью узуфруктуария.
Основными обязанностями узуфруктуария были сохранять субстанцию предмета узуфрукта, использовать предмет как рачительный хозяин (bonus pater familias или boni viri arbitratu), предпринимать основные действия по содержанию предмета во время пользования плодами, использовать предмет узуфрукта с той экономической целью, для которой он был предназначен в момент установления узуфрукта (288), гарантировать собственнику предмета добросовестное пользование своим правом и реституирование "salva substantia (cautio ususfructuaria)" предмета по завершении узуфрукта, а также предпринять все необходимые меры, чтобы по завершении узуфрукта предмет был действительно возвращен его собственнику.
б) При квазиузуфрукте узуфруктуарий получал в собственность предметы узуфрукта. По истечении срока узуфрукта он должен был вернуть собственнику то же количество вещей того же рода или хотя бы их стоимость. Он должен был дать cautio ususfructuaria по выполнению этого обязательства.
Пользование. Usus
Право пользования, или usus, являлось личным сервитутом, на основании которого правомочное лицо, или usuarius, получал бесплатное и, как правило, пожизненное право столько пользоваться чужой вещью и ее плодами, сколько это было необходимо для удовлетворения потребностей носителя этого права и ближайших членов его семьи. (289) Осуществление права usuarius чаще всего не было связано с исключительным владением вещью (290), которое могло быть ограничено собственником. (291) Кроме того, usuarius не мог передать свое право пользования третьему лицу.
Право проживания. Habitatio
Право проживании, или habitatio, являлось личным сервитутом, на основании которого правомочное лицо получало бесплатное и, как правило, пожизненное право пользоваться чужим жилищем для себя и для своей семьи, даже право сдавать это жилище в наем, удерживая за собой полученную плату. Habitatio было выделено в особый вид личного сервитута потому, что право проживания являлось частым предметом установления сервитута. Во всем остальном оно было подобно узуфрукту. Habitatio чаще всего устанавливалось путем завещания, или легата, в котором универсальным наследникам доставалась собственность на дом или его часть, а сингулярным наследникам — право проживания в таких жилищах.