Разложение родового устройства

Римский родо-племенной порядок, при котором господствовали отношения солидарности между всеми взрослыми свободными мужчинами, продержался недолго. Начали проявляться противоречия, приведшие к исчезновению родового порядка.

а) Распад рода на семьи. — С развитием средств производства стал возможным выход из рода мелких групп производителей. Это были консорции и агнатические семьи во главе которых стояли pater familias, отцы семейств, обладающие всей полнотой власти в семье. Все другие свободные члены семьи — alieni juris — находились под властью главы семьи, который был частным собственником всего производимого этими лицами. В момент смерти главы семьи оживала идея солидарности, и имущество делилось согласно установлениям римского наследственного права.

б) Патроны и клиенты. — Уже в родовой организации, в рамках римского рода по уровню богатства римские семьи делились на бедные и богатые. Богатые семьи пользовались этим и выступали как протекторы — патроны бедных — покровительствуемых, или клиентов. Таким образом, патроны были видными и богатыми, а клиенты невзрачными и бедными представителями рода. Отношения между ними регулировались так называемым патронатным правом, подчеркивающим дифференциацию римского общества по имущественному уровню, т. к. клиенты требовали материальных подачек от патрона, голосуя в собрании по его указанию.

в) Патриции и плебеи. — Патриции были потомками виднейших римских родов и занимали наиболее важные государственные должности, а плебеи (этимологически от pleo — полно: множество) — массой бедного свободного римского населения. Существование подобного разделения римского народа представляет собой одну из наиболее дискуссионных тем ранней римской историографии. Существуют гипотезы, отрицающие это положение из-за отсутствия бесспорных аргументов как за, так и против.

г) Рабство. — Обычно пленников на войне убивали. Затем этот обычай исчез, и пленников стали включать в производство, превращая в рабов. Это было патриархальное рабство, где рабы участвовали в производстве совместно с хозяевами и рассматривались в качестве членов семьи.

Раздел второй. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Период военной демократии

Царский период (18) (или период военной демократии) был периодом, в который продолжали накапливаться классовые противоречия, что привело к уничтожению родо-племенной организации римского общества и постепенного превращения ее в государство.

Органы власти военной демократии царского периода

а) Куриатные комиции. — Куриатные комиции были видом римского собрания и одним из наиболее старых институтов родо-племенного управления. Право голоса имела каждая курия, которая после голосования среди своих членов подавала на комициях один голос. Этот вид собрания созывал царь (rex), а в периоды, когда престол был свободен — interrex, избранный из рядов сенаторов. Куриатные комиции решали важные вопросы как жизни римского общества в целом, так и прав отдельных граждан.

б) Сенат. — Сенат был типичным органом родо-племенного управления. Членами сената были старейшины рода. В обязанности сената входило давать советы царю, ратифицировать решения собрания (patrum auctoritas), во время interregum — вакантности трона — организовывать управление и подготавливать выборы нового царя.

в) Rex — царь. — Царь был типичным органом родоплеменного управления. Это был пожизненно избираемый вождь племенного союза с полномочиями верховного главнокомандующего, верховного жреца, верховного судьи и главы сообщества в целом. Царь избирался на куриатных комициях. По закону ему давалась инвеститура (lex curiata de imperio). Но когда Рим был захвачен этрусками, те назначили выбор царя из своих рядов. Царь этрусского происхождения господствовал не только над плебеями, но и над патрициями (19) и управлял независимо от сената и комиции.

Центуриатные комиции

С целью включения в войско и населения вне родов — плебеев, царем Сервием Тулием (555 г. до н. э.) была проведена реформа системы рекрутирования. Эта реформа отразилась на всей общественно-политической жизни Рима до конца Республики.

Опираясь на критерий богатства, Сервий Тулий поделил всех римских граждан на пять имущественных классов. Каждый класс был поделен на определенное число воинов — центурии — в определенном порядке. Так первый имущественный класс составляли граждане, которые на собственные средства могли вооружиться как тяжеловооруженные пехотинцы, что было очень дорого и доступно лишь самым богатым. Эти граждане первого класса были разделены на 80 центурий. Первый класс включал и конные центурии, что было большой обузой, т. к. конь стоил дорого. Имелось 18 великолепных центурий, состоящих из конницы. Граждане второго, третьего и четвертого имущественных классов были распределены по 20-ти центуриям. Последний класс составлял 30 центурий, в которых граждане были вооружены пращами для метания камней и стрел. Те, кто не имел и минимума дохода, не были обязаны служить в войске, а участвовали только во вспомогательных подразделениях, если хотели участвовать в дележе пленных.

Итак, по реформе Сервия Тулия весь римский народ был распределен, согласно принципу размера благосостояния, по 194 центуриям. Построения вооруженного римского народа, поделенного на центурии, преобразовались в comitiatus maximus (20) — главное собрание римлян. Голосование начиналось по центуриям с наибогатейшей группы — конницы, потом в первом классе и далее по другим классам, пока не добивались большинства. Так как это было слишком сложно, нередко самые богатые классы решали все вопросы самостоятельно. (21)

Реформа Сервия Тулия сделала возможным преобразование римского общества. Вместо опоры на солидарность, характерной для родо-племенного единства, с появлением частной собственности вводится критерий богатства, регулирующий участие в политической жизни.

Наши рекомендации