Основные направления повышения эффективности деятельности прокуратуры в современный период.

Магистральное направление повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов — это повседневное, постоянное совершенствование его качественных характеристик на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совершенствование всех элементов организации работы прокуратуры.

Прежде всего необходимо обеспечить комплексный подход в борьбе с правонарушениями и в первую очередь — с преступлениями. Применительно к прокурорскому надзору за исполнением законов комплексный подход может означать: комплексное, целенаправленное и активное применение прокурором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств; координацию надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прокурорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры; тесное увязывание надзорной работы с профилактической деятельностью; постоянное и тесное взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими социально-экономическими, экологическими и иными задачами, решаемыми в регионе (районе, городе, области).

Достижению комплексного подхода могут способствовать также: тесное увязывание надзорной деятельности с предварительным следствием по уголовным делам и, в частности, проведение прокурорских проверок одновременно с производством предварительного следствия; проведение совместных с органами контроля и иными органами проверок; активная реализация прокурором права поручения проведения проверок правоохранительным, контролирующим и другим органам. Речь, таким образом, идет о создании единого, четко скоординированного фронта борьбы с правонарушителями.

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов связано с совершенствованием управления (руководства) надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуратур.

Оно может идти по следующим направлениям:

  • своевременное, оперативное корректирование надзорной деятельности, нацеливание ее на решение главных, ключевых задач укрепления законности, предупреждение правонарушений;
  • улучшение анализа надзорной деятельности и своевременное доведение результатов анализа до нижестоящих прокуроров;
  • своевременное принятие мер к устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами;
  • улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам;
  • подготовка более совершенных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров;
  • совершенствование деятельности по распространению положительного опыта работы;
  • совершенствование контроля за внедрением в практику работы новейших достижений науки и практики, передовых методов и приемов выявления и устранения правонарушений;
  • развитие инициативы, самостоятельности и боевитости у нижестоящих прокуроров. При этом основные усилия должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов.

В плане повышения методического мастерства прокурорских работников низового звена хорошие результаты может дать проведение работниками областных и им равных прокуратур показательных (учебных) проверок исполнения законов. Речь идет об обучении в условиях проведения реальной проверки.

Следующее направление — это совершенствование тактики и методики выявления нарушений законов и установления обстоятельств, им способствующих. В первую очередь необходимо добиваться повышения качества прокурорских проверок, которое к сожалению, не всегда высокое.

Прокуроры не всегда готовятся к проведению проверок, в результате чего они порой проводятся поверхностно и нарушения законов не выявляются, не устанавливаются обстоятельства, способствующие нарушениям. Устранение этих и других недостатков будет способствовать повышению качества прокурорских проверок.

Этому может способствовать также:

  • комплексное применение прокурорами различных проверочных действий;
  • применение различных приемов и методов, в том числе и криминалистических;
  • активное привлечение к проверкам специалистов;
  • проведение проверок совместно (одновременно) с другими правоохранительными органами, контролирующими и иными органами;
  • проведение комплексных проверок, т.е. проверок исполнения нескольких законов. Повышению качества проверок будет способствовать, кроме того, совершенствование ныне действующих и разработка новых частных методов их проведения.

Повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов также может способствовать совершенствование практики реагирования прокуроров на нарушения законов.

Совершенствование практики реагирования может идти по следующим направлениям:

  • совершенствование порядка внесения актов прокурорского надзора, активное применение всех правовых средств и актов реагирования;
  • сочетание письменных и устных форм реагирования;
  • повышение остроты прокурорского реагирования;
  • совершенствование структуры и повышение качества актов прокурорского надзора;
  • усиление контроля со стороны прокуроров за реализацией внесенных актов реагирования;
  • систематическое обобщение (анализ) практики реагирования;
  • совершенствование профессиональных навыков прокуроров. Этому могут способствовать все формы повышения квалификации прокуроров.

Кроме этого повышению эффективности прокурорского надзора, как и всей многогранной деятельности прокуратуры, может способствовать дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры, о чем будет сказано в следующем параграфе этой главы. Понятно, что и совершенствование всего законодательного массива России и, в частности, устранение пробелов в правовом регулировании тех или иных общественных отношений, разночтений, дублирования, его кодификация будут в конечном итоге способствовать повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.

Прокуроры должны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства (возможности) для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, что будет, несомненно, способствовать укреплению законности и правопорядка как в регионах, так и в целом в стране.

Наши рекомендации