Понятие и сущность исполнения уголовного наказания.

Понятие исправления осужденных и его основные средства .

2.3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия.

3.Решение задач и тестов.

Содержание практических заданий (ситуаций).

2.1.Решение задач:

Задача №1.Прибывшему в колонию гр-ну Свинцицкому О.О. начальник отделения капитан Бекиров Б.Б., объясняя последнему права и обязанности осужденного к лишению свободы, сообщил, что тот лишен свобод, т.е. всех свобод. При этом он перечислил все виды свобод, указанные в Конституции России – свободу слова, свободу совести, свободу мнения, свободу выбора места жительства, свободу передвижения и другие свободы. Все эти лишения свобод применяются в колонии и к нему будут применены. Во время встречи со своим адвокатом, Свинцицкий обратился к тому с вопросом: законны ли действия начальника

Задание: Дайте обоснованный ответ на вопросы Свенцицкого О.О. от имени адвоката.

Задача № 2. Осужденный лейтенант Деремедведь В.В. приговорен судом за умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст.346 УК) к служебным ограничениям на 2 года. После суда он обратился к своему адвокату за консультацией с вопросами: правильно ли ему сказали подследственные в камере, что он по своему наказанию лишен свободы слова, свободы совести, свободы переписки. Задание:Дайте письменный обоснованный ответ на вопрос Деремедведь В.В.

Задача № 3.Депутат Симферопольского городского Совета Бабенко В.В. пришел в Симферопольскую исправительную колонию и, предъявив удостоверение депутата, потребовал провести его в камеру, где содержится после суда бывший депутат Совета, с целью контроля условий содержания этого осужденного. На КПП дежурный по учреждению отказал Бабенко В.В. , заявив, что тот не уполномочен контролировать условия содержания осужденного. Бабенко В.В. заявил, что онимеет законное основание это делать.

Задание:Решите спор и обоснуйте действия сторон.

Решение тестов.

Тест № 1. Принципами уголовно-исполнительного законодательства являются:1) принцип неотвратимости исполнения и отбывания наказания; 2) справедливость; 3 соблюдение прав человека; 4) законность; 5) все указанныепринципы.

Тест № 2. Общая часть системы уголовно-исполнительного права рассматривает вопросы:1) уголовно исполнительную политику Российской Федерации; 2) цели и задачи уголовно-исполнительного права; 3) правовой статус осужденных к лишению свободы; 4) порядок и условия исполнения наказания в виде ареста; 5) деятельность учреждений исполнения наказаний; 6) международные стандарты содержания осужденных.

План практического занятия № 2.2

2 часа

Тема. Правовое положение осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы.

План.

Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания.

3.1.Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура.

Содержание обязанностей и прав осужденных .

4. Международные акты об обращении с осужденными.

5.Решение задач и тестов.

Содержание практических заданий (ситуаций).

2.2. Решение задач.

Задача (ситуация) № 1.

Климов, осужденный по ч.2 ст 280 УК РФ, обратился к начальнику ИК с просьбой разъяснить ему следующее: по отбытии срока наказания он намерен выехать для постоянного проживания за пределы страны, поэтому хотел бы заблаговременно, т.е. еще до освобождения решить вопрос о выходе изгражданства Российской Федерации.

Подготовьте квалифицированный ответ на вопрос осужденного, аргументируя его ссылками на соответствующие нормативно правовые акты.

Задача (ситуация) № 2.

Какие из перечисленных ниже прав, свобод и обязанностей осужденных к лишению свободы относятся к общегражданским, какие к конкретизирующим общегражданские применительно к наказанию в виде лишения свободы, а какие к специальным?

Какие из них он лишен на период отбывания наказания: (сделайте ссылку на норму закона)

1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

2) право на свидания и телефонные переговоры;

3) обязанности уплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей;

4) право на образование;

5) обязанность добросовестно относится к труду и учебе;

6) право на судебную защиту прав и свобод;

7) обязанность нести военную или альтернативную службу;

8) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

9) право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

10) Обязанности лично регистрировать имеющийся автотранспорт;

11) право на свободу мысли и слова;

12) обязанности платить законно установленные налоги и сборы;

13) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;

14) право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

15) обязанности здороваться при встрече с сотрудниками ИУ;

16) право на получение посылок или передач, бандеролей, писем;

17) право получать пенсию;

18) право в религиозные праздники посещать церковь или мечеть;

19) право поступления на заочное обучение в высшее учебное заведение ;

20) право на создание политической партии?

Задача (ситуация) № 3.

Ссылаясь на норму закона , укажите какие из перечисленных ниже прав, свобод и обязанностей, осужденный к лишению свободы, лишен на период отбывания наказания :

1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

2) право на свидания и телефонные переговоры;

3) обязанности уплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей;

4) право на образование;

5) обязанность добросовестно относится к труду и учебе;

6) право на судебную защиту прав и свобод;

7) обязанность нести военную или альтернативную службу;

8) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

9) право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

10) Обязанности лично регистрировать имеющийся автотранспорт;

11) право на свободу мысли и слова;

12) обязанности платить законно установленные налоги и сборы;

13) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;

14) право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

15) обязанности здороваться при встрече с сотрудниками ИУ;

16) право на получение посылок или передач, бандеролей, писем;

17) право получать пенсию;

18) право в религиозные праздники посещать церковь или мечеть;

19) право поступления на заочное обучение в высшее учебное заведение ;

20) право на создание политической партии?

Решение тестов.

Тест № 3 Пенитенциарная система России ставит цель:1) исправление осужденных, 2) ресоциализацию осужденных, 3) перевоспитание осужденных; 4) предупреждение новых преступлений осужденными;. 5) покарать осужденных.

Тест № 4. Основными средствами исправления осужденных являются:1) порядок исполнения наказаний; 2) режим исполнения наказаний; 3) условия содержания осужденных; 4) условия отбывания наказаний; 5) правовое воспитание осужденных; 6) религиозное воздействие на осужденных.

Литература.

7.1. Законодательные и нормативно-правовые акты:те же , что и к практическому занятию №1, и дополнительно:

1) Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. №5473-1 // СЗ РФ. 1996. №25, ст.2964.

2) Всеобщая декларация прав человека // Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.

3) Международный пакт "О гражданских и политических правах"// Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.

4) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.

5) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными// Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.

6) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.

7) Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы /Сборник международных стандартов и норм ООН. М., 1998.

8) Европейские пенитенциарные правила /Документы Совета Европы. Ч.1. М., 2000.

9) Конвенция о защите прав человека и основных свобод /Документы Совета Европы. Ч.1. М., 2000.

10) Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ (в ред. от 22.10.2007 г.) // СЗ РФ. 1997. №30, ст. 3591.

11) Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ // СЗ РФ. 1997. №30, ст.3590.

12) Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №29, ст.2759.

13) Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. №729) /СПС Консультант Плюс.

14) Положение о дисциплинарной воинской части (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. №669) /СПС Консультант Плюс.

15) Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Серия: Тюремная библиотека. Вып. 30. М., 2005.

16) Правила отбывания уголовных наказаний осуждёнными военнослужащими (Утверждено приказом МО РФ от 29 июля 1997 г. №302) СПС Консультант Плюс.

17) Защита прав человека в местах лишения свободы : сборник нормативных актов и официальных документов. – М. : Юриспруденция, 2003.

7.2. Учебная литература: та же, что и к практическому занятию №1.

7.3. Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов тем: та же, что и к практическому занятию №1, и дополнительно:

1) Зубарев С.М. Новое в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве: некоторые аспекты гуманизации карательной политики// Журнал российского права. 2004. №4.

2) Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000.

3) Курганов С.И. Герменевтика Уголовно-исполнительного кодекса РФ// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №3.*

4) Михлин А.С. Развитие уголовно-исполнительного законодательства РФ и направления его совершенствования// Журнал российского права. 2005. №10.

8. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории.

1. Что входит в содержание правового статуса осужденного?

2. Как закреплены в УИК РФ основы правового статуса осужденных?

3. Назовите и раскройте содержание основных прав осужденных.

4. Как реализуется право осужденных на личную безопасность?

5. Что представляют собой законные интересы осужденных?

6. Назовите и раскройте содержание основных обязанностей осужденных.

7. Определите понятие пенитенциарной службы.

8. Относится ли Государственная исполнительная служба РФ к органам и учреждениям исполнения наказаний?

9. Назовите виды контроля в процессе исполнения уголовных наказаний.

10. Раскройте сущность прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

11. Охарактеризуйте ведомственный контроль при исполнении уголовных наказаний.

12. Дайте объяснение относительно участия общественности, органов государственной власти и местного самоуправления в исправлении и ресоциализации осужденных.

9. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №2

По названной теме будет проведена следующая форма контроля:

1) Проверка тезисов по вопросам семинара;

2) Устный опрос на семинарском занятии;

3) Проверка решения задач и тестов, написание понятий.

4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на семинарском (практическом) занятии;

5) Прослушивание и обсуждение реферата.

6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации.

7) Проверка индивидуального задания №2

8) Терминологический диктант.

Составил доцент В.А.Герасименко

.

Наши рекомендации