Понятие и сущность исполнения уголовного наказания.
Понятие исправления осужденных и его основные средства .
2.3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия.
3.Решение задач и тестов.
Содержание практических заданий (ситуаций).
2.1.Решение задач:
Задача №1.Прибывшему в колонию гр-ну Свинцицкому О.О. начальник отделения капитан Бекиров Б.Б., объясняя последнему права и обязанности осужденного к лишению свободы, сообщил, что тот лишен свобод, т.е. всех свобод. При этом он перечислил все виды свобод, указанные в Конституции России – свободу слова, свободу совести, свободу мнения, свободу выбора места жительства, свободу передвижения и другие свободы. Все эти лишения свобод применяются в колонии и к нему будут применены. Во время встречи со своим адвокатом, Свинцицкий обратился к тому с вопросом: законны ли действия начальника
Задание: Дайте обоснованный ответ на вопросы Свенцицкого О.О. от имени адвоката.
Задача № 2. Осужденный лейтенант Деремедведь В.В. приговорен судом за умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст.346 УК) к служебным ограничениям на 2 года. После суда он обратился к своему адвокату за консультацией с вопросами: правильно ли ему сказали подследственные в камере, что он по своему наказанию лишен свободы слова, свободы совести, свободы переписки. Задание:Дайте письменный обоснованный ответ на вопрос Деремедведь В.В.
Задача № 3.Депутат Симферопольского городского Совета Бабенко В.В. пришел в Симферопольскую исправительную колонию и, предъявив удостоверение депутата, потребовал провести его в камеру, где содержится после суда бывший депутат Совета, с целью контроля условий содержания этого осужденного. На КПП дежурный по учреждению отказал Бабенко В.В. , заявив, что тот не уполномочен контролировать условия содержания осужденного. Бабенко В.В. заявил, что онимеет законное основание это делать.
Задание:Решите спор и обоснуйте действия сторон.
Решение тестов.
Тест № 1. Принципами уголовно-исполнительного законодательства являются:1) принцип неотвратимости исполнения и отбывания наказания; 2) справедливость; 3 соблюдение прав человека; 4) законность; 5) все указанныепринципы.
Тест № 2. Общая часть системы уголовно-исполнительного права рассматривает вопросы:1) уголовно исполнительную политику Российской Федерации; 2) цели и задачи уголовно-исполнительного права; 3) правовой статус осужденных к лишению свободы; 4) порядок и условия исполнения наказания в виде ареста; 5) деятельность учреждений исполнения наказаний; 6) международные стандарты содержания осужденных.
План практического занятия № 2.2
2 часа
Тема. Правовое положение осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы.
План.
Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания.
3.1.Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура.
Содержание обязанностей и прав осужденных .
4. Международные акты об обращении с осужденными.
5.Решение задач и тестов.
Содержание практических заданий (ситуаций).
2.2. Решение задач.
Задача (ситуация) № 1.
Климов, осужденный по ч.2 ст 280 УК РФ, обратился к начальнику ИК с просьбой разъяснить ему следующее: по отбытии срока наказания он намерен выехать для постоянного проживания за пределы страны, поэтому хотел бы заблаговременно, т.е. еще до освобождения решить вопрос о выходе изгражданства Российской Федерации.
Подготовьте квалифицированный ответ на вопрос осужденного, аргументируя его ссылками на соответствующие нормативно правовые акты.
Задача (ситуация) № 2.
Какие из перечисленных ниже прав, свобод и обязанностей осужденных к лишению свободы относятся к общегражданским, какие к конкретизирующим общегражданские применительно к наказанию в виде лишения свободы, а какие к специальным?
Какие из них он лишен на период отбывания наказания: (сделайте ссылку на норму закона)
1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
2) право на свидания и телефонные переговоры;
3) обязанности уплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей;
4) право на образование;
5) обязанность добросовестно относится к труду и учебе;
6) право на судебную защиту прав и свобод;
7) обязанность нести военную или альтернативную службу;
8) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
9) право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
10) Обязанности лично регистрировать имеющийся автотранспорт;
11) право на свободу мысли и слова;
12) обязанности платить законно установленные налоги и сборы;
13) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;
14) право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
15) обязанности здороваться при встрече с сотрудниками ИУ;
16) право на получение посылок или передач, бандеролей, писем;
17) право получать пенсию;
18) право в религиозные праздники посещать церковь или мечеть;
19) право поступления на заочное обучение в высшее учебное заведение ;
20) право на создание политической партии?
Задача (ситуация) № 3.
Ссылаясь на норму закона , укажите какие из перечисленных ниже прав, свобод и обязанностей, осужденный к лишению свободы, лишен на период отбывания наказания :
1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
2) право на свидания и телефонные переговоры;
3) обязанности уплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей;
4) право на образование;
5) обязанность добросовестно относится к труду и учебе;
6) право на судебную защиту прав и свобод;
7) обязанность нести военную или альтернативную службу;
8) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
9) право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
10) Обязанности лично регистрировать имеющийся автотранспорт;
11) право на свободу мысли и слова;
12) обязанности платить законно установленные налоги и сборы;
13) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;
14) право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
15) обязанности здороваться при встрече с сотрудниками ИУ;
16) право на получение посылок или передач, бандеролей, писем;
17) право получать пенсию;
18) право в религиозные праздники посещать церковь или мечеть;
19) право поступления на заочное обучение в высшее учебное заведение ;
20) право на создание политической партии?
Решение тестов.
Тест № 3 Пенитенциарная система России ставит цель:1) исправление осужденных, 2) ресоциализацию осужденных, 3) перевоспитание осужденных; 4) предупреждение новых преступлений осужденными;. 5) покарать осужденных.
Тест № 4. Основными средствами исправления осужденных являются:1) порядок исполнения наказаний; 2) режим исполнения наказаний; 3) условия содержания осужденных; 4) условия отбывания наказаний; 5) правовое воспитание осужденных; 6) религиозное воздействие на осужденных.
Литература.
7.1. Законодательные и нормативно-правовые акты:те же , что и к практическому занятию №1, и дополнительно:
1) Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. №5473-1 // СЗ РФ. 1996. №25, ст.2964.
2) Всеобщая декларация прав человека // Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.
3) Международный пакт "О гражданских и политических правах"// Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.
4) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.
5) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными// Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.
6) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительное право / Сборник нормативных актов. М., 1997.
7) Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы /Сборник международных стандартов и норм ООН. М., 1998.
8) Европейские пенитенциарные правила /Документы Совета Европы. Ч.1. М., 2000.
9) Конвенция о защите прав человека и основных свобод /Документы Совета Европы. Ч.1. М., 2000.
10) Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ (в ред. от 22.10.2007 г.) // СЗ РФ. 1997. №30, ст. 3591.
11) Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ // СЗ РФ. 1997. №30, ст.3590.
12) Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №29, ст.2759.
13) Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. №729) /СПС Консультант Плюс.
14) Положение о дисциплинарной воинской части (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. №669) /СПС Консультант Плюс.
15) Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Серия: Тюремная библиотека. Вып. 30. М., 2005.
16) Правила отбывания уголовных наказаний осуждёнными военнослужащими (Утверждено приказом МО РФ от 29 июля 1997 г. №302) СПС Консультант Плюс.
17) Защита прав человека в местах лишения свободы : сборник нормативных актов и официальных документов. – М. : Юриспруденция, 2003.
7.2. Учебная литература: та же, что и к практическому занятию №1.
7.3. Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов тем: та же, что и к практическому занятию №1, и дополнительно:
1) Зубарев С.М. Новое в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве: некоторые аспекты гуманизации карательной политики// Журнал российского права. 2004. №4.
2) Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000.
3) Курганов С.И. Герменевтика Уголовно-исполнительного кодекса РФ// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №3.*
4) Михлин А.С. Развитие уголовно-исполнительного законодательства РФ и направления его совершенствования// Журнал российского права. 2005. №10.
8. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории.
1. Что входит в содержание правового статуса осужденного?
2. Как закреплены в УИК РФ основы правового статуса осужденных?
3. Назовите и раскройте содержание основных прав осужденных.
4. Как реализуется право осужденных на личную безопасность?
5. Что представляют собой законные интересы осужденных?
6. Назовите и раскройте содержание основных обязанностей осужденных.
7. Определите понятие пенитенциарной службы.
8. Относится ли Государственная исполнительная служба РФ к органам и учреждениям исполнения наказаний?
9. Назовите виды контроля в процессе исполнения уголовных наказаний.
10. Раскройте сущность прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
11. Охарактеризуйте ведомственный контроль при исполнении уголовных наказаний.
12. Дайте объяснение относительно участия общественности, органов государственной власти и местного самоуправления в исправлении и ресоциализации осужденных.
9. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №2
По названной теме будет проведена следующая форма контроля:
1) Проверка тезисов по вопросам семинара;
2) Устный опрос на семинарском занятии;
3) Проверка решения задач и тестов, написание понятий.
4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на семинарском (практическом) занятии;
5) Прослушивание и обсуждение реферата.
6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации.
7) Проверка индивидуального задания №2
8) Терминологический диктант.
Составил доцент В.А.Герасименко
.