Подведение итогов круглого стола
1. Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
3. Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
4. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
5. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
Тема 7. Организация делопроизводства.
Вид: семинар
Время: 4 часа
Цель занятия: изучение форм организации делопроизводства и основных правил документооборота, усвоение особенностей формирования и хранения дел.
Доклады
1. Общие принципы организации документооборота.
2. Этапы документооборота, их краткая характеристика.
Взаимосвязь регистрации и контроля исполнения документов.
3. Номенклатура дел организации и ее роль в делопроизводстве.
4. Правила формирования дел и их подготовки для передачи на хранение в архив.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и формы организации делопроизводства.
2. Понятие «документооборот» и его развитие. Основные правила организации документооборота в организации (учреждении).
3. Правила формирования и оформление дел.
4. Организация оперативного хранения дел.
Методические рекомендации.
Раскрывая содержание первого вопроса, необходимо назвать ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов», дать понятие делопроизводства, охарактеризовать три стадии делопроизводства:
- создание документов (документирование);
- организация движения и учёта документов (документооборот);
-хранение документов (архивное дело).
Необходимо охарактеризовать три формы организации делопроизводства: централизованная, децентрализованная и смешанная.
При ответе на второй вопрос необходимо дать понятие документообороту, назвать время возникновения термина, фамилии и работы авторов, занимающихся данной проблематикой, отразить историю нормативной регламентации единых принципов организации документооборота.
Бакалавру следует раскрыть понятие организации работы с документами, проанализировать основные правила организации документаоборота в зависимости от ее формы. Студент должен знать, какая ответственность и для каких лиц наступит за нарушение правил документооборота.
Студент должен продемонстрировать умение характеризовать все виды документов, действующих в организации, в частности: входящий документ, исходящий документ, внутренний документ, анализировать процессы учет объема документооборота, знать правила определения объема документооборота, знать понятие, принципы и общие правила регистрации документов в организации.
Отвечая на третий вопрос, студент должен раскрыть содержание понятия формирование дела, знатьосновные нормативные документы, которыми необходимо пользоваться при организации работы по формированию, оформлению и хранению дел, иметь представления об основных правилах формирования и оформления дел.
Бакалавр должен знать значение, структуру и порядок оформления номенклатуры дел, требования к оформлению и формированию дел,понимать суть и особенности формирования организационных (организационно-правовых), распорядительных, справочно-информационных документов, документов по личному составу предприятия, коммерческих документов.
При ответе на последний вопрос студент должен продемонстрировать знания основных правил организации оперативного хранения делв соответствии с Основными правилами работы архивов организаций. Бакалавру следует проанализировать правила и сроки хранения дел по месту их формирования до передачи на хранение в архив, а так же условия и правила выдачи дел для пользования внутри организации и за ее пределами.
Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине
Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.
Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.
Подготовительный этап.По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.
1) Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.
2) Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.
3) Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).
4) Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата учебной дисциплины.
5) Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
1) Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с текстами (правовыми документами).
2) Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.
3) При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.
4) В идеале должен получиться полный конспект по программе дисциплины, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.
5) При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.
6) При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.
7) При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.
Подготовка к зачету. К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.
Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данной учебной программе. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:
¾ показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;
¾ обзор освещения вопроса в истории науки;
¾ определение сущности рассматриваемого предмета;
¾ основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;
¾ факторы, логика и перспективы эволюции предмета;
¾ показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами.
Сборник контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы