Предложения участников круглого стола

С.А. Мительман, зам. председателя Законодательного собрания области

1. Проблема защиты детей от вредоносной информации, получаемой через Интернет, другие доступные детям источники, в настоящее время становится всё более и более актуальной. Решение данной проблемы невозможно на уровне субъектов федерации. Вопрос ограничения распространения той или иной информации находится в компетенции РФ.

С нашей стороны необходимо работать с федеральными органами власти, депутатами Государственной Думы РФ, готовить для Думы необходимые, на наш взгляд, рекомендации и предложения.

И.В.Шадрина, заведующая

кафедрой психиатрии ЧГМА,

д.м.н., профессор

2. Зависимость детей от информации крайне велика. Зависимость от негативной информации пагубно воздействует на здоровье и развитие ребёнка. Невозможно путём запретов решить проблему: чем больше запретов, тем больше желания у детей получать «запретное». Большинство родителей не знают, чем занимаются их дети в Интернет. Кроме того, в ВУЗах отсутствуют специальные дисциплины, в рамках которых изучались бы mass media и их влияние на население.

Необходимаработа с родителями детей, обучение настоящих и будущих родителей тому, как оградить ребёнка от вредоносной информации, уменьшить вредное влияние этой информации.

Н.Л. Альварес, доцент кафедры

журналистики ЮУрГУ

3. Необходима консолидация различных сил для решения проблемы. Основные направления работы:

- воспитание родителей;

- законодательный контроль над информацией и её распространением (прежде всего, контроль за компьютерными играми).

А.В. Минбалеев, преподаватель кафедры журналистики ЮУрГУ

4. Проблематично принятие законопроекта «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». В законодательстве нет базовых норм о «вредной информации». Нет технического обеспечения реализации законопроекта (в частности, необходимых специалистов, технических средств). Опыт зарубежных стран показывает, что действие подобного законодательства малоэффективно, не способно решить проблемы, так как невозможно жёстко ограничивать оборот информации, это противоречит конституции.

Медиаобразование должно встать во главу угла решения проблемы

Маркировка информационных носителей типа «18+» на практике носит лишь рекомендательный и информационный характер. (Пример: Германия, закон «О защите молодёжи в общественности», 1985 г.).

М.Я. Соболь, председатель

ЧООО «Женская сеть на Урале»

5. Невозможность эффективного решения многих проблем, связанных с молодежью, подростками и детьми, связана с отсутствием стратегии Молодёжной политики.

Межведомственность создаёт неразбериху и нежелание ведомств работать совместно. Любая программа, разработанная для молодёжи и «спущенная сверху», работать не будет. Не сможет подменить идею и соответствующую ей политику.

Предложения:

· вовлечь в работу над проблемой лидеров молодёжных НКО. Основой работы должен стать хорошо проработанный ими Проект. И приоритет должен быть за молодежным проектом, а не за межведомственным.

· организовать общественный совет, который координировал бы работу по обеспечению безопасности детей в Интернете в рамках Челябинской области и осуществлял координацию и взаимодействие с зарубежными и международными организациями.

В.Ф. Морозов, председатель Совета Академии Новых технологий

6.Необходимо изучение феномена Интернет-аддикции (Интернет-зависимости).

С этой целью на базе одной из школ при методическом содействии Министерства образования и науки Челябинской области создана лаборатория по изучению Интернет-аддикции подростков, разработке и внедрению в практику педагогических методик формирования психологической устойчивости к негативному влиянию Интернет-контента (получаемой информации).

Кроме того, при содействии Министерства объявлен конкурс студенческих рефератов по проблеме "Безопасного Интернета"; подведение итогов будет приурочено к празднованию Дня Безопасного Интернета.(8 февраля 2006 г.).

А. Тимофеева, студентка

ЮурГУ

7. Необходимыследующие мероприятия по предупреждению развития зависимости от компьютерных игр:

- Беседы с родителями об организации досуга детей, поскольку ввиду занятости родителей дети часто предоставлены самим себе, и заполнение свободного времени осуществляется с помощью компьютерных игр, большинство из которых агрессивны. Родителям желательно: участвовать в подборе игр подростков; внушать подросткам идею о недопустимости агрессивного поведения в реальной жизни, разъяснять им возможные последствия такого поведения не только для объекта агрессии, но и для субъекта агрессии.

- В школьной практике могут применяться тренинги развития навыков общения, умения сотрудничать с другими детьми и с взрослыми.

- Родителям также необходимо развивать самосознание подростков, умение планировать действия и принимать собственное решение, противостоять мнению группы антисоциальных подростков.

Л.С. Васильева,

председатель правления

ЧООО «Женское содружество»

8. В рамках проекта ЧООО «Женское содружество» считает необходимым осуществление следующих видов деятельности:

· Исследование различных аспектов проблемы

· Проведение информационной кампании для населения (в том числе СМИ) по проблеме Безопасного Интернета

· Проведение просветительско-образовательной кампании

· Выпуск печатной продукции

· Организацию работы телефона горячей линии

· Совершенствование законодательства в области защиты детей от вредной информации

Ожидаемые результаты проекта

Этот проект поможет жителям Челябинской области:

· Поднять в обществе вопросы, связанные с защитой детей от опасной информации, включая Интернет

· Узнать о проблемах «опасного» Интернета

· Осознать и научиться преодолевать опасности, связанные с Интернетом

· Защитить нравственное, психическое и физическое здоровье детей

· Противодействовать сексуализации детей и молодежи

· Повысить правовую грамотность населения, имеющего доступ к Интернету, по данной проблеме

· Получить информацию о существовании консультационного центра и о возможности получения помощи.

Проект обеспечит:

· Привлечение новых партнеров для работы по проекту

· Установление диалога с властными структурами для решения проблемы

· Получение и обработку новых данных по проблеме

· Привлечение внимания широких слоев общественности и СМИ к данной проблеме.

Реализация проекта способствует процессу демократизации общественных отношений:

· Позволит предотвратить случаи негативного, асоциального и растлевающего влияния на детей и молодежь

· Привлечет внимание широкой общественности к проблеме «опасного» Интернета, внесет вклад в борьбу с нарушением прав особо незащищенных слоев общества: детей и молодежи

· Предоставит целевым аудиториям информацию, которая повлияет на формирование активной позиции детей и юношества в защите своих прав и интересов

· Активизирует тенденции, содействующие процессу демократизации общественных отношений, путем повышения правовой и информационной грамотности населения в отношении «опасного» Интернета.

Другими словами, вся деятельность по проекту будет способствовать формированиюосознания и активной нравственной позиции населения (в т.ч. молодежи) в отношении нарушений в Интернете, укреплению правовой защищенности детей и молодежи.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Дети и Интернет Стр.
Дети и Интернет. Проект
«Круглый стол»: «Опасности Интернета. Дети и Интернет».Список участников
Мительман С.А. Поздравление победителей российского конкурса «Безопасный Интернет»
Васильева Л.С. «Дети и Интернет». Проект, реализуемый ЧООО «Женское содружество»
Альварес Н.Л. Реализация основных принципов и методик российского модуля медиаобразования Южно-уральским центром
Задорина Т. В мире агрессии
Минбалеев А.В. Проблемы правового регулирования информационной безопасности несовершеннолетних в процессе использования ими интернет-ресурсов
Шадрина И.В. Интернет-зависимость
Тимофеева А. Психологическое воздействие компьютерных игр: формирование зависимости, развитие агрессивности
Соболь М.Я. Проектный подход – ключевой инструмент решения проблем
Предложения участников Круглого стола

[1] См.: Gesetz zum Schutz der Jugend in der Öffentlichkeit (Jugendschutzgesetz) vom 25.02.1985 // Bundesgesetzblatt, 1985. Teil І. S. 425.

Наши рекомендации