Область применения регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета и условия вмешательства таможенных властей.
Регламент (ЕЭС) №3295/94 Совета запрещает выпуск в свободное обращение, экспорт, реэкспорт и использование льготного таможенного режима (активное улучшение, помещение на склад, транзит, к примеру) для контрафактных и пиратских товаров. Регламент (ЕЭС) №3295/94 Совета с изменениями расширяет условия вмешательства таможенных властей. Так, речь уже не идет только о товарах, ввозимых в Сообщество, но запрещается также помещение товаров, подозреваемых в контрафактности, или предполагаемых пиратских товаров в беспошлинной зоне или на беспошлинном складе (параграф 1 статьи 1 т статья 2 Регламента (ЕЭС) №3295/94 с изменениями).
Под «контрафактными товарами» понимаются товары, с нанесенными без разрешения товарными или торговыми знаками, идентичными товарным или торговым знакам, надлежащим образом зарегистрированным для того же вида товаров, или когда такие производственные или товарные знаки не различаются по сути, а значит, нарушают права владельца таких знаков. Защита производственных и товарных знаков касается всего, что относится к таким знакам (логотипов, этикеток, наклеек, проспектов, инструкций по использованию, гарантийных документов), а так же упаковок с нанесенным товарным знаком контрафактных товаров, представленных отдельно, при тех же условиях, что и указанный товар. Под «пиратскими товарами» понимаются такие товары, которые являются копиями, выполненными без согласия обладателя авторского или смежных прав, либо обладателя права на рисунок или модель, либо товары, содержащие такие копии. Регламент с изменениями относится также и к товарам, нарушающим патент, в силу законодательства страны-участницы, и предусматривает защиту против товаров, нарушающих дополнительный защитный сертификат, что касается медицинских продуктов, либо дополнительный защитный сертификат по фитосанитарным продуктам, соответственно предусмотренные регламентами (ЕЭС) №1768/92 Совета (103) и № 1610/96 Европейского парламента и Совета (104). Он также применяется к любой форме или матрице, специально предназначенной или приспособленной к изготовлению контрафактного товарного знака или товара с таким знаком, производство которого нарушает патент или дополнительный защитный сертификат, или же для производства пиратской продукции.
Регламент (ЕЭС) №3295/94 Совета с изменениями защищает обладателя товарного или торгового знака, надлежащим образом зарегистрированного, обладателя авторского, смежного права или права на рисунок или модель, а также обладателя патента или дополнительного защитного сертификата. Он применяется также к их представителям и к любому другому лицу, уполномоченному на использование этого знака и/или этих прав. Нарушение права, к которому применяется регламент, определяется в соответствии с общеевропейским правом или правом государства-участника, в котором была подана заявка на вмешательство таможенных властей. И все же, настоящий регламент не применяется к товарам, на которых не проставлен товарный или торговый знак при согласии обладателя такого знака, или тем товарам, которые защищены патентом или сертификатом, авторским или смежным правом, или правом на рисунок или модель, и были изготовлены с согласия правообладателя, ни к товарам, которые были изготовлены или на которые был нанесен товарный знак при условиях, отличных от тех, о которых была договоренность с обладателем этих прав (параграф 4 статьи 1 регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета с изменениями). И наконец, регламент не защищает товары некоммерческого характера, содержащиеся в личных вещах пассажиров в пределах, закрепленных для освобождения от таможенной пошлины (статья 10 регламента (ЕЭС) №3295/94).
2. Просьба о вмешательстве таможенных властей по поводу авторского или смежного права, права на рисунок или модель, патент или дополнительный защитный сертификат.
Регламент не предусматривает подачу таких заявлений для всех государств-участников в отношении вышеуказанных прав. Каждое государство-участник указывает службу, относящуюся к таможенным властям, которая может получать такие заявления. Каждое лицо, подающее просьбу о вмешательстве, должно предоставить достаточно детальное описание товаров и доказать, что оно является обладателем права или уполномочено на использование этого права (параграф 2 статьи 3 Регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета). Что касается прав на рисунок или модель, может потребоваться доказательство регистрации или подачи заявки о регистрации (статья 2 Регламента №1367/95 Комиссии). Что касается прав авторов, прав на интерпретацию и прав на незарегистрированные рисунки или модели, любое средство доказывания авторства будет принято (статья 2 регламента №1367/95 Комиссии). Если просьба подается лицом, которому разрешено использование права интеллектуальной собственности, то оно должно представить документ, подтверждающий это (статья 2 регламента №1367/95 Комиссии). Кроме того, правообладатель должен предоставить всю имеющуюся у него полезную информацию, чтобы компетентная таможенная служба могла вынести решение с полным знанием дела (параграф 2 статьи 3 Регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета).
Компетентная таможенная служба обрабатывает заявление и немедленно в письменной форме сообщает заявителю свое решение (параграф 2 статьи 3 Регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета). Это решение указывает период, в течение которого таможенные власти должны вмешаться. Отказ в такой просьбе должен быть надлежащим образом обоснован и может быть обжалован. Если компетентные власти дают ход заявлению, они немедленно сообщают свое решение в таможенные учреждения государства-участника, которые могут соприкоснуться с товарами, подозреваемыми в контрафактном или пиратском происхождении (статья 5 Регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета).
Срок действия решения о принятии такого заявления меняется в зависимости от страны (параграф 5 статьи 3 Регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета) (105). В некоторых странах от заявителя требуется оплата административных расходов (106), размер которой специально фиксируется.
Государства-участники могут потребовать от правообладателя гарантии (параграф 6 статьи 3 Регламента (ЕЭС) №3295/94 Совета) для покрытия его возможной ответственности по отношению к лицам, интересы которых затронуты в импортной или экспортной операции, в случае, когда процедура отсрочки снятия ареста или задержания по требованию правообладателя не сможет быть продолжена, или в случаях, когда будет впоследствии установлено, что данные товары не являются ни контрафактными ни пиратскими. Эта гарантия так же имеет своей целью обеспечить оплату расходов, понесенных из-за удерживания товаров под таможенным контролем. Правила подсчета суммы гарантии меняются в зависимости от страны.