Краткая характеристика отдельных отраслей права
.1. Конституционное (государственное) право является ведущейотраслью в системе права. В предмет конституционного регулирова-ния входят вопросы, связанные с закреплением конституционного строя общества и правового положения человека и гражданина, эко-номической и политической систем, формы правления и националь-но-государственного устройства, основных принципов формирова-ния представительной, исполнительной и судебной властей.
Метод конституционного права составляют, главным образом, учредительный, императивный и диспозитивный способы юридиче-ского воздействия на соответствующие общественные отношения.
Основными формально-юридическими источниками данной от-расли в Российской Федерации являются: Конституция РФ, консти-туции и уставы субъектов РФ, акты референдумов, конституционные
и иные законы, приминаемые на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
.2. Гражданское право определяет правовое положение участниковгражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществ-ления права собственности и других личных прав, регулирует договор-ные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенст-ве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участни-ков. Оно регулирует отношения между физическими, юридическими, должностными и иными лицами, осуществляющими предпринима-тельскую деятельность, или с их участием ... (ст. 2 ГК РФ 1994 г.).
Метод гражданского права основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности соб-ственности, свободы договора, недопустимости произвольного вме-шательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятст-венного осуществления гражданских прав, обеспечении восстановле-ния нарушенных прав, их судебной защиты и т. п. (ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с Конституцией РФ гражданское право находится в ведении Российской Федерации. Оно состоит из Гражданского ко-декса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных зако-нов. Некоторые гражданско-правовые отношения могут регулиро-ваться также указами Президента РФ и постановлениями Правитель-ства РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам
(ст. 3 ГК РФ 1994 г.).
3 . Семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак , прекращение брака и признание его недействительным, регули-рует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семей-ным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью де-тей, оставшихся без попечения родителей.
Семейное право исходит из необходимости укрепления семьи, по-строения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уваже-ния, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела се-мьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).
Семейное право находится в совместном ведении России и субъ-ектов Федерации. Оно состоит из СК РФ 1995 г. (в соответствующих редакциях) и принимаемых в соответствии с ним других федераль-ных законов, а также законов субъектов РФ. На основании и во ис-полнение СК РФ, других законов, указов Президента РФ Правитель-ство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ и другими законами и указами Президента РФ (ст. 2 СК РФ 1995 г.).
4. Трудовое право регулирует трудовые и иные,непосредственносвязанные с ними, отношения путем заключения, изменения и реали-зации работниками и работодателями коллективных договоров, со-глашений, трудовых договоров … (ч. 1 ст. 9 ТК РФ 2001 г.).
Трудовое право России состоит из Трудового Кодекса РФ 2001 г.
и иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов субъектов РФ, актов органов местного са-моуправления и локальных актов трудового права РФ и субъектов в составе Российской Федерации, международных договоров России с другими странами по трудовым вопросам, а также общепризнанных норм и принципов международного права.
5. Уголовное право устанавливает основания уголовной ответст-венности, определяет, какие опасные для личности, общества или го-сударства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Уголовное право России состоит из УК РФ 1996 г. в соответст-вующих редакциях. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ (ст. 1 УК РФ).
6. Административное право обеспечивает защиту физических,должностных и юридических лиц, других субъектов права, общества
и государства в целом и отдельные их институты от административ-ных правонарушений (см. ст. 12 КоАП РФ 2001 г.).
Формально-юридическими источниками административного права являются Конституция РФ, КоАП РФ в соответствующих ре-дакциях и иные федеральные законы, указы Президента РФ, поста-новления Правительства РФ, приказы и инструкции федеральных ор-ганов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
7. Финансовое право регулирует накопление и распределениефинансов, денежное обращение и порядок осуществления валютных операций на территории России и за рубежом, формирование госу-дарственного бюджета, бюджетные права и обязанности федераль-ных органов государственной власти РФ, органов субъектов Федера-ции и местного самоуправления.
Основными формально-юридическими источниками финансово-го права являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налого-вый Кодекс РФ, законы о государственном бюджете, налогах и сбо-рах, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прика-зы и инструкции Министерства финансов РФ, другие нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения.
8. Земельное право регулирует отношения по использованию иохране земель в России как основы жизни и деятельности ЗК РФ.
К формально-юридическим источникам земельного права отно-сятся Земельный кодекс РФ 2001 г. и иные федеральные законы, ука-зы Президента РФ и постановления Правительства РФ, законы субъ-ектов Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ст. 2 ЗК РФ).
9. Экологическое право закрепляет права граждан,их социальныхгрупп и коллективов на здоровую и благоприятную природную сре-ду. Оно направлено на охрану природных богатств и естественной сферы обитания человека.
Нормы экологического права содержатся в Конституции РФ, фе-деральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Прави-
тельства РФ, приказах и инструкциях других федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актах субъектов Фе-дерации и органов местного самоуправления.
10. Сельскохозяйственное (аграрное) право регулирует отноше-
ния, связанные с организацией и деятельностью фермерских хо-зяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов и иных хозяй-ствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства.
К основным источникам данной отрасли права относятся Кон-ституция РФ, ЗК РФ 2001 г., федеральные законы (например, «О сельскохозяйственной кооперации»), указы Президента РФ и поста-новления Правительства РФ, типовые уставы и уставы конкретных хозяйствующих субъектов.
11. Гражданское процессуальное право регулирует порядок рас-
смотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных цивильных правоотношений. Задачами данной от-расли являются правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях охраны конституционного строя, различных форм собственности, защиты социально-экономических, политиче-ских, культурных и личных прав и свобод граждан, а также охраняе-мых прав и законных интересов государственных и негосударствен-ных организаций и объединений судами общей юрисдикции.
Порядок производства по гражданским делам во всех судах об-щей юрисдикции России определяется, прежде всего, Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002 г. в соответствующих редакциях.
12. Арбитражное процессуальное право направлено на разреше-
ние экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. и другими федеральными законами. Задачами судопроизвод-ства в арбитражном суде являются: а) защита нарушенных или оспа-риваемым прав и законных интересов отдельных лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти субъек-тов Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность … (см. п. 1–6 ст. 2 АПК РФ 2002 г.).
Порядок производства в арбитражных судах в России определя-ется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и принимаемыми в соответ-ствии с ними другими федеральными законами. Если международ-
ным договором России установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Фе-дерации, то применяются правила международного договора.
13. Уголовно-процессуальное право регулирует порядок дея-
тельности судов, органов прокуратуры, предварительного следствия
и дознания и иных участников уголовного судопроизводства. Уго-ловное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав
и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступ-лений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обви-нения, осуждения и ограничения ее прав и свобод (п. 1 ст. 6 УПК РФ; см. также п. 2 ст. 6 УПК РФ).
Основными формально-юридическими источниками указанной отрасли права являются Конституция РФ, УПК РФ 2001 г. в соот-ветствующих редакциях, международные договоры РФ.
14. Уголовно-исполнительное право устанавливает общие поло-
жения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ 1996 г.; порядок и условие исполнения и отбывания наказаний, применение средств исправления осужденных; порядок деятельности учрежде-ний и органов, исполняющих наказание; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных организаций, общественных объединений, а также граждан в ис-правлении осужденных; порядок освобождения от наказания; поря-док оказания помощи освобождаемым лицам (ст. 2 УИК РФ). Дан-ная отрасль имеет своими целями исправление осужденных и пре-дупреждение в совершении новых преступлений как освобожден-ными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).
Уголовно-исполнительное право России состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. в соответствующих редакциях
и других федеральных законов. Оно учитывает международные до-говоры Российской Федерации, относящееся к исполнению наказа-ний и обращению с осужденными в соответствии с экономическими
и социальными возможностями страны (ст. 3 УИК РФ). Самостоятельной системой (а не отраслью) права является ме-
ждународное право.Оно содержится в межгосударственных дого-ворах и соглашениях, уставах международных организаций и иных международных актах, которые регулируют межгосударственные отношения и деятельность иных субъектов международного права.
Международное право включает в свою структуру отдельные от-расли (например, международное гуманитарное, космическое, мор-ское право), институты (консульское право и др.), нормы (о между-народных каналах, реках и пр.), принципы (например, нерушимость границ), другие нормативно-правовые предписания (легальные де-финиции, нормативные рисунки и справки, предписания-сроки и др.).
Глава 13. ФУНКЦИИ ПРАВА
Понятие функций права
Функции права –относительно обособленные предметные на-правления позитивного воздействия права на сознание и поведение людей (реальную действительность), в которых проявляется его природа, специфическая роль и назначение в жизни общества.
Признакифункций следующие:
1. В функциях выражается активная, динамичная роль права в
регулировании (закреплении, охране) общественных отношений.
2. О функционировании права можно говорить лишь в том слу-
чае, если иметь в виду реально действующих субъектов и участников юридической практики.Именно через деятельность конкретных лю-дей, их коллективов и организаций выражается творчески преобра-зующий и конструктивный характер права в правовой системе обще-ства. Гегель отмечал, что закон не действует, действует человек.
3. Функции – относительно обособленные направления более или менее однородного воздействия права (карательное, компенсационное) на те или иные сферы жизни (экономическую, политическую и пр.).
4. Это всегда целенаправленное воздействие права. Функции непосредственно связаны с задачами, стоящими перед обществом, государством и иными субъектами права. Задачи обусловливают наличие и существование тех или иных функций, конкретное их со-держание и способы юридического воздействия на реальную дейст-вительность. Причем несколько функций (например, превентивная, компенсационная) могут быть нацелены на выполнение какой-то конкретной задачи (охрану собственности), а с помощью одной функции (например, регулятивной) могут одновременно решаться несколько задач (официальное признание прав и законных интере-сов личности, утверждение правового статуса организаций).
5. В функциях предметно конкретизируются свойства права
(обязательность, гарантированность, формальная определенность и др.), его содержание (например, нормы и принципы права) и формы (например, законы и подзаконные акты).
6. Функции предполагают не любое, а лишь позитивное, про-грессивное воздействие права на общественные отношения.Негатив-ное, отрицательное его влияние необходимо рассматривать в качест-ве дисфункций.
7. В функциях права отражается его роль, общесоциальное и спе-
циально-юридическое назначение в жизни общества.Это особеннозаметно проявляется при характеристике конкретных функций права.
Классификации функций права
В соответствии с элементами, из которых состоит система права, некоторые авторы (Т. Н. Радько, В. А. Толстик и др.) все функции права подразделяют на пять подгрупп (подсистем): общеправовые,
межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов, функ-
ции норм права.Было бы,однако,наверно функции права сводитьлишь к сумме функций или отдельным функциям его основных ком-понентов (функциям отраслей или институтов). Совокупность гене-тических и структурных, внутренних и внешних, временных и про-странственных связей приводит к появлению у права (системы права) таких функций, которые не присущи или присущи не в той мере каж-дому его элементу.
По времени действия все функции права можно подразделить на постоянные (например,регулятивные)и временные (экологическаяфункция появилась только в середине ХХ в.).
Определенное значение имеет и классификация на неосновные и основные функции.Так,известный русский юрист М.Н.Коркунов кчислу основных относил разделительную функцию права, суть кото-рой, по его мнению, заключается в разграничении прав и обязанно-
стей субъектов. Некоторые зарубежные авторы (Т. Парсонс, Л. Мейхью и др.) первичной считают интегративную функцию права, направленную на разрешение и предупреждение конфликтов, обес-печение правового консенсуса, социальных контактов и создание гармоничных отношений.
Существуют и другие классификации, которые позволяют в той или иной степени отразить отдельные аспекты воздействия права на реальную действительность. Нам представляется более предпочти-тельной как в научном, учебном, так и практически-прикладном пла-не позиция тех авторов (С. С. Алексеева и др.), которые выделяют две большие группы функций права: общесоциальные и специально-юридические.
Содержание общесоциальных функций права
Одним из объективных критериев классификации функций слу-жит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается правовому воздействию. По этому основанию все его функции мож-но разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическую, функцию соци-ального контроля и установления компромиссов.
Экономическая функцияотражает активную роль права по от-ношению к экономической системе общества. Она проявляется, на-пример, при издании и реализации ГК РФ, законов о банках, бан-кротстве, приватизации, конкуренции и пр.
Суть политической функции заключается в том, что право за-крепляет и охраняет политическую систему общества, основные по-литические институты, регулирует деятельность различных участни-ков политических отношений. Так, гл. 1 Конституции РФ закрепляет основы конституционного строя и политической системы России, а законы «Об общественных объединениях» и «Политических парти-ях» – место указанных субъектов в политической системе и граждан-ском обществе в целом.
В социальной функции проявляется сама сущность права, по-скольку право должно отражать идеи социальной справедливости и гуманизма . Государственные пенсии и социальные пособия, говорит-ся в ст. 39 Конституции РФ, устанавливаются законом. Каждому га-рантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Экология природы (почвы, атмосферы), человека, культуры и пр. в настоящее время – первостепенный объект правового регулирова-ния. Поэтому экологическая функция стала одной из главных не только для права каждой страны, но и для международного права, всех правовых систем современности.
К числу основных относится идеологическая функция права. Она связана с формированием законопослушного поведения граж-дан и должностных лиц, повышением уровня их правовой культуры и правовой активности в жизни общества. «Закону свойственно так
же и стремление кое в чем убеждать, – писал Цицерон, – а не ко всему принуждать силой и угрозами»24.
Конкретное содержание демографической функции права в различных демографических ситуациях может быть диаметрально противоположно. В странах с огромной численностью населения и высокими темпами рождаемости (Китай) осуществляются регулятив-но-запретительные юридические меры, направленные на ограничение рождаемости; в странах, где по различным причинам снижается при-рост населения (Россия), право призвано существенно стимулировать позитивные сдвиги в неблагоприятной демографической ситуации (конечно, было бы наивно думать, что все эти вопросы можно решать с помощью правовых средств).